Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел 2 страница




В ходе данного этапа осуществляется оценка собранных по делу доказательств.

Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

Оценка доказательств - это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств - значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает непредвзятость и независимость правоприменителя в ее осуществлении. Субъект, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не связан ни своей предварительной оценкой доказательств по делу, ни оценкой доказательств иных субъектов на любых стадиях производства.

Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В ходе оценки доказательств устанавливаются их относимость, допустимость, достоверность, достаточность.

Относимость доказательства определяется его связью с предметом доказывания, его способностью служить средством познания тех обстоятельств, которые составляют предмет доказывания.

Допустимость доказательства определяется тем, насколько соответствуют требованиям закона источник, условия, способы его получения и фиксации. Так, например, допускается использование в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях материалов, собранных в уголовно-процессуальном порядке, общеизвестных и преюдициально установленных фактов. В то же время являются недопустимыми доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), данные, носящие характер слухов, догадок, предположений, а также показания свидетеля, который не может указать на источник своей осведомленности.

Нередко затруднения вызывает вопрос о допустимости такого доказательства, как объяснение сотрудника милиции. В действительности КоАП РФ не устанавливает на этот счет каких-либо ограничений, а ст. 26 Закона РФ «О милиции» прямо указывает, что «показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке».

Достоверность доказательства означает его способность дать истинное знание о событии и иных юридически значимых обстоятельствах правонарушения.

Достаточность доказательственной базы определяется тем, в какой мере собранные по делу доказательства дают возможность установить все предусмотренные законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ). Помимо этого, субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в месячный срок влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

Общие правила назначения административных наказаний регламентированы гл. 4 КоАП РФ. Сотрудники органов внутренних дел вправе применять административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ имеются отдельные исключения, например, см. ч. 3 ст. 23.3, ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.

Должностные лица органов внутренних дел, рассматривая соответствующее дело, не обладают правом решать вопрос о возмещении потерпевшему имущественного и морального ущерба, причиненного административным правонарушением. Согласно ст. 4.7 КоАП РФ подобные споры разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Между тем добровольное возмещение правонарушителем причиненного ущерба или устранение причиненного вреда учитывается при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ).

Устное замечание наказанием не является и может объявляться за любое административное правонарушение, которое, по мнению должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

Оформляется устное замечание вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.9 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть надлежащим образом оформлено и должно содержать сведения о лице, привлекающемся к ответственности; изложение обстоятельств, установленных в процессе рассмотрения дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение. Важными элементами постановления являются указание сроков и порядка обжалования, информация о получателе штрафа (в случае назначения административного штрафа), решение вопросов об изъятых в ходе производства вещах и документах.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему по его просьбе, а также направляется должностному лицу, составившему протокол (при вынесении постановления судьей).

2.3. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении.

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ, является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях.

Предметом жалобы могут быть: постановление по делу об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ), а также решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Субъекта, обладающие правом подачи жалобы, указаны в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ. Должностные лица правоохранительного органа, считающие принятое решение незаконным, не вправе воспользоваться данным порядком. В этом случае возможны такие способы воздействия, как инициация протеста прокурора, общий порядок административного обжалования (например, обращение руководства ОВД с жалобой на действия должностного лица, принявшего обжалуемое решение, к его руководству).

Адресаты жалобы указаны в ст. 30.1 КоАП РФ. Закон устанавливает возможность: а) выбора между обращением в суд и административный орган; б) одновременного обращения с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и в суд[147]; в) обжалования решений суда; г) неоднократного обжалования решения по жалобе (если дело рассматривалось должностным лицом ОВД, жалоба может направляться в вышестоящий орган (должностному лицу) в районный суд, а затем в вышестоящий суд). Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа внутренних дел, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Срок обжалования составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ).

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый следующий за ним рабочий день.

Если пропуск указанного срока не был связан с уважительной причиной, то возможность подачи жалобы в порядке, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ, исключается. Однако сохраняется возможность обжалования действий сотрудников милиции иными способами, например, в общем административном или судебном порядках. Кроме того, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором по субъекту Российской Федерации, его заместителями, Генеральным прокурором РФ и его заместителями.

В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она направляется вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Исчисление 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения. Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента подачи жалобы.

Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора. Основанием для принесения протеста является издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) выносится одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Орган, рассматривающий жалобу, вправе изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

2.4. Стадия исполнения постановления по делам об административных правонарушениях.

Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Согласно ст. 31.1 КоАП РФ это происходит:

а) после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;

б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;

в) немедленно после вынесения, если решение по жалобе либо протесту не подлежит обжалованию. Если постановление по делу об административном правонарушении было вынесено должностным лицом органа внутренних дел, таким решением является решение, вынесенное верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 30.9 КоАП РФ).

Закрепленное КоАП РФ правило о том, что постановление по делу начинает исполняться после его вступления в законную силу, не лишено исключений. Так, по общему правилу исполняются немедленно после вынесения соответствующих постановлений административный арест, предупреждение, административное приостановление деятельности.

Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение должностным лицом, вынесшим его. В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение года со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно ст. 31.5 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается также в случае уклонения лица, привлеченного к ответственности, от исполнения назначенного наказания. Его возобновление происходит с момента обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное наказание.

Статья 31.5 КоАП РФ предусматривает возможность предоставления отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания. Отсрочка может быть предоставлена при назначении таких наказаний, как арест, лишение специального права и штраф. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к ответственности, может быть предоставлена рассрочка уплаты административного штрафа на срок до трех месяцев.

Решение об отсрочке или рассрочке исполнения постановления принимает то должностное лицо, которое его вынесло в порядке, предусмотренном ст. 31.8 КоАП РФ.

Органы внутренних дел непосредственно принимают участие в исполнении таких видов административных наказаний, как: административный арест, предупреждение, штраф (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ), возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ), лишение специального права управления транспортным средством за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники (ст. 32.5), выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32.9 КоАП РФ).

Исполнение постановления о предупреждении осуществляется должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии информации об уплате лицом суммы штрафа в установленный срок, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Должностные лица органов внутренних дел, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение при наличии оснований, указанных в ст. 31.7 КоАП РФ.

Момент окончания стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении зависит от конкретного вида административного наказания (например, дата уплаты штрафа, окончания срока административного ареста, лишения специального права и т. д.). Точное определение этой даты имеет важное значение, поскольку именно с нее начинается срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

3. Организация производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел.

Производство по делам об административных правонарушениях - деятельность, в практической реализации которой ежедневно участвуют десятки тысяч сотрудников самых различных служб и подразделений органов внутренних дел. От того, насколько эффективно организовано их взаимодействие, зависит качество решения задач, стоящих перед органами внутренних дел.

На уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ отсутствуют единые центры, координирующие деятельность органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Эта работа ведется соответствующими департаментами (управлениями, отделами, отделениями) в отношении подчиненных служб и подразделений.

На уровне горрайлиноргана внутренних дел (отделов, отделений, пунктов милиции) функции координатора выполняют инспекторы по исполнению административного законодательства. Не обладая властными полномочиями по отношению к иным сотрудникам органов внутренних дел, они осуществляют регистрацию протоколов об административных правонарушениях, их направление по подведомственности и контроль за дальнейшей реализацией.

Сотрудниками органов внутренних дел ежегодно выявляются и подвергаются правовой оценке не менее 80 млн административных правонарушений. Обеспечению такой высокой интенсивности способствуют различные факторы: широкая представленность милиции в различных населенных пунктах, круглосуточный характер работы, ориентация должностных лиц ОВД на принцип оперативности при организации производства по делам об административных правонарушениях. Так, например, КоАП РФ определяет допустимые сроки для составления протокола и его рассмотрения сотрудниками органов внутренних дел. Однако при доставлении правонарушителя в ОВД все указанные действия совершаются, как правило, значительно быстрее - в течение дежурных суток.

Кроме того, организация данной деятельности характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; за правонарушения в области дорожного движения - сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными милиции, в сфере предпринимательства - сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (на уровне ОВД по муниципальном образованию - подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), участковыми уполномоченными милиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно-регистрационных правил - участковыми уполномоченными милиции; и т. д.

Порядок разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть органа внутренних дел, регламентируется Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел[148].

Правонарушители, доставленные в дежурную часть органа внутренних дел (отдела, отделения, пункта милиции), регистрируются в Книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, и при необходимости задерживаются.

Устанавливается по АБД наличие сведений о правонарушителе по картотеке лиц, привлеченных к административной ответственности, а также по другим картотекам по месту жительства правонарушителя.

После проведения необходимых процессуальных действий материалы дела передаются в отдел (отделение, группу) по исполнению административного законодательства, где регистрируются в Журнале учета производства по делам об административных правонарушениях[149], и направляются по подведомственности. В дальнейшем эта информация переносится ответственным должностным лицом в соответствующие электронные базы данных.

Хранятся указанные документы в органах внутренних дел в течение сроков, установленных приказом МВД России от 12 мая 2006 г. №340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД России с указанием сроков их хранения».

Оценка эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел осуществляется по правилам, установленным приказом МВД России от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», с учетом требований ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию деятельности соответствующих служб и подразделений ОВД.

Глава 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 1. Понятие законности и дисциплины в административной деятельности органов внутренних дел (милиции)

Охрана правопорядка и обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина должны стать предметом первоочередной заботы Российского государства, провозгласившего себя в Конституции Российской Федерации демократическим и правовым.

Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось на использование силы, а не права. Законы - основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, - основа законности.

Необходимо обратить особое внимание на само понятие «законности». В настоящее время сформировался ряд позиций специалистов по данному вопросу, в частности «...законность - это в широком смысле принцип точного и повседневного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Существует понятие «режим законности» включающее понятие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства. В условиях режима законности возникает динамичное состояние соответствия общественных отношений нормам права. Динамика состояния законности характеризуется показателями уровня законности. Режим законности взаимосвязан и одновременно не отождествляется с такими проявлениями, как государственная дисциплина и правопорядок...»[150].

Значение законности в административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам общества и государства, но они вдвойне опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов. Вопросы укрепления законности и служебной дисциплины в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их состояние вызывает серьезную тревогу в обществе, способствует процессу отчуждения граждан от правоохранительных структур, снижает эффективность принимаемых мер по укреплению правопорядка[151].

В докладе Уполномоченного по правам человека отмечается, что со стороны отдельных сотрудников органов внутренних дел имеют место проявления мздоимства, равнодушия, черствости и грубости, зачастую выливающиеся в прямой произвол в отношении граждан, права которых, они призваны защищать. К сожалению, меры, предпринимаемые МВД России для укрепления дисциплины и повышения ответственности своих сотрудников, пока не приносят ожидаемого результата. Сокрытие преступлений от регистрации, необоснованные отказы в приеме заявлений о правонарушениях, рукоприкладство сотрудников органов внутренних дел продолжают оставаться одной из серьезнейших системных проблем российского общества[152].

На преодоление негативных явлений, связанных с нарушением законности и дисциплины в государственном управлении, направлены усилия всех ветвей власти и институтов гражданского общества, что нашло свое отражение в антикоррупционном законодательстве[153] и ведомственном нормотворчестве[154], направленном на укрепление законности и служебной дисциплины со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Впервые на законодательном уровне было определено понятие коррупции, закреплены меры государства, направленные на противодействие коррупции. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Анализ деликтов, определяемых законодателем в качестве составных элементов коррупционного правонарушения, свидетельствует об их непосредственной связи с нарушениями законности и служебной дисциплины в процессе осуществления государственной или муниципальной службы.

Следует заметить, что законность - явление многоплановое, емкое.

Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или другую ее связь с социальными процессами. Так, авторы курса лекций по «Административной деятельности органов внутренних дел» определяют законность как сложное политическое и юридическое явление, которое в общественной жизни выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии[155].

Принцип законности закреплен в ст. 4 Конституции Российской Федерации, где сказано: «...Государство, все его органы существуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы России...». Профессор М.С. Строгович полагает, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого, по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона[156]. Законность, являясь принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника правильного и точного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения при исполнении должностных обязанностей и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан.

При трактовке в качестве метода законность сводится к совокупности способов, приемов и средств, с помощью которых управленческая деятельность вводится в «русло» законов, направляется на исполнение законов, причем в установленных законами формах и признанными законами методами.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (законодательной, исполнительной, судебной власти) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.212 сек.