КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика факторов конкурентной среды
Характеристика типов рыночных структур. Студенту следует дать характеристику рыночной структуры по табл. 3 и изучить конкретные особенности каждого признака приме-нительно к своей рыночной структуре. Таблица 3 Типы рыночных структур (моделей рынка)
Признаки Совершенная конкуренция Монополистиче- Олигополия Монополия ская конкуренция
1 2 Число Очень много предпри- ятий Размер Мелкие предпри- ятий 3 4 Много Несколько
Мелкие, средние, Крупные, крупные нейшие 5 Одно
круп- Крупнейшие
Тип про-дукта
Воздейст-вие про-давца на цену Экономи-ческое по-ложение покупателя Однородный, стандартизиро-ванный
Отсутствует
Свободный вы-бор товара Дифференциро-ванный
В узких границах
Привязанность к торговой марке Стандартизиро-ванный или диф-ференцированный
Значительное, но в рамках взаимо-действия фирм
Зависимое, с огра-ниченным выбо-ром Уникальный, отсутствуют близкие замени-тели Значительное
Зависимое, от-сутствует воз-можность выбо-ра
Продолжение табл. 3
1 Барьеры для вступ-ления в от-расль Неценовая конкурен-ция
Основные методы конкурент-ной борьбы
Доступ-ность ин-формации
Примеры отраслей 2 Отсутствуют
Отсутствует или неразвита
Снижение из-держек и цен, повышение ка-чества продук-ции и обслужи-вания Равный доступ к информации о ценах и затратах, о характеристи-ках продукта, о производствен-ной технологии и т.д. Сельское хозяй-ство, мелкие ус-луги капстрои-тельства, фондо-вая биржа и т.д. 3 Относительно легко преодолимы
Решающая роль рекламы, торговой марки
Реклама и другие способы продви-жения товара, опирающиеся на разнообразие вку-сов покупателей Малые ограниче-ния
Пищевая, легкая промышленность, розничная торгов-ля и т.д. 4
Крайне трудно преодолимы
Многообразна, играет решающую роль
Многообразие ме-тодов с тенденци-ей к негласному сговору или сле-дованию за лиде-ром Некоторые огра-ничения
Металлургическая промышленность, отрасли машино-строения и т.д. 5 Вступление в отрасль блоки-ровано
Информацион-ное воздействие на зависимого потребителя Отсутствие кон-курентов
Сильные огра-ничения
Запатентованное производство, газовая отрасль, электроэнергия и т.д.
Модель «пяти сил конкуренции» М. Портера. Основным аналитическим инструментом для диагностики фак-торов конкурентной среды и оценки интенсивности конкуренции в отрасли является модель пяти сил конкуренции М. Портера (рис. 2). Согласно этой модели, состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами: соперничеством между функционирующими предприятиями в отрасли, влиянием по-тенциальных конкурентов, заменителей, потребителей, поставщиков.
Рис. 2. Модель пяти сил конкуренции
Студент должен провести диагностику факторов конкурентной среды по модели М.Портера. 1)Внутриотраслевое соперничество между организациями, за-нимающимися аналогичной деятельностью (центральный ринг). Конкуренцию на центральном ринге можно охарактеризовать так: - фирмы борются за наиболее выгодную рыночную позицию, используя разнообразные, периодически обновляемые стратегии; - фирмы в процессе конкурентной борьбы воздействуют на рынок, меняя условия спроса и предложения. Здесь целесообразно перечислить все предприятия, функциони-рующие в отрасли на данном географическом рынке, с указанием, ад-реса и других реквизитов, дать краткую характеристику каждому конкуренту. 2)Возможность появления в отрасли новых конкурентов. Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспре- делению (уменьшению) долей рынка, принадлежавших ранее пред-приятиям, работающим в отрасли (в анализируемом товарном сег-менте). Ввод новых производственных или торговых мощностей вле-чет за собой обострение конкуренции и, как следствие, – уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входных барьеров» в отрасль и реакции действующих пред-приятий на появление новых конкурентов.
14
Возможными барьерами для входа являются: - эффект масштаба производства, который ведет к лидерству по издержкам; - предпочтения и приверженность потребителей; - доступность каналов распределения продукции означает, что сети оптовой и розничной продажи могут быть заняты конкурентами, поэтому новые фирмы вынуждены кооперироваться с существующи-ми предприятиями по сбыту продукции или создавать собственные каналы распределения; - степень дифференциации продукции означает глубокую сег-ментированность рынка и высокую степень его занятости; - высокая потребность в дополнительных капитальных вложе-ниях; - консерватизм существующей системы поставок. Общее коли-чество поставщиков определяют «цену переключения», которую должно оплатить новое предприятие по переориентации существую-щей системы поставок на себя. Это увеличивает цены на поставляе-мое сырье, запасные части, полуфабрикаты, узлы и агрегаты, и в ко-нечном итоге увеличивает себестоимость и цену конечной продук-ции; - высокая защищенность современных технологий, используе-мых в отрасли, патентами, лицензиями и другими исключительными правами; - затрудненный доступ к используемому сырью; - занятость наиболее выгодных с точки зрения рыночной конъюнктуры географических регионов страны; - высокие профессиональные навыки и квалификация, требуе-мые для производства отраслевой продукции. 3)Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей. Изделия, способные в той или иной степени заменить реализуе-мые товары, представляют собой важный фактор, влияющий на ин-тенсивность конкуренции. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательно-сти: если цена на один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит пере-ориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешевым способом. Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше: - количество эффективных заменителей производимого товара;
- объем производства товаров-заменителей; - разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних. Также помимо легального производства товаров-заменителей, практика бизнеса изобилует примерами противозаконной имитации и дублирования известных товаров, марок, марочных названий, товар-ных знаков, что еще больше обостряет конкуренцию. 4)Способность покупателей диктовать свои условия (конку-рентное воздействие со стороны покупателей). Потребители сталкивают интересы конкурирующих предпри-ятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увели-чению количества и качества потребляемых услуг. Влияние покупа-телей проявляется наиболее сильно в следующих случаях, когда: - покупателей немного и каждый из них покупает товары в большом количестве; - покупатели приобретают большую часть продукции, произ-водимой предприятием, и за счет этого оказывают давление на него под угрозой уменьшения объема закупок; - товары слабо дифференцированы, и их можно купить у дру-гих продавцов; - приобретаемая продукция составляет значительную часть бюджета потребителя, что делает его более чувствительным к изме-нению цен, качества и других коммерческих характеристик изделий; - покупатели представляют собой низкорентабельные произ-водства или состоят из физических лиц, имеющих небольшие дохо-ды. Небольшая прибыль (зарплата) является причиной малых заку-пок. Она формирует высокую чувствительность к изменению цен, повышает эластичность спроса и ограничивает производителей в по-вышении цен; - покупатели хорошо информированы о спросе, реальных це-нах и издержках продавца; - со стороны покупателей существует угроза обратной верти-кальной интеграции; - приобретаемая продукция не оказывает существенного влия-ния на качество конечной продукции, производимой потребителем. В этом случае потребитель более чувствителен к цене и стремится не допускать ее повышения;
- высокая степень организации потребителей, наличие союзов потребителей, специальной прессы, законов о правах потребителей и т.п. 5)Способность поставщиков диктовать свои условия (конку-рентное воздействие со стороны поставщиков). Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу в отрасли, главным образом, с помощью двух средств – цены и качества постав-ляемых товаров и оказываемых услуг. Угроза со стороны поставщи-ков может быть сильной, когда: - поставщиков небольшое количество и они определяют поли-тику поставок; - поставщики не конкурируют друг с другом, продавая уни-кальную или дифференцированную продукцию; - со стороны поставщиков существует угроза прямой верти-кальной интеграции в бизнес отрасли покупателя, а фирмы-покупатели не проявляют склонности к обратной интеграции с по-ставщиками; - отрасль потребляет незначительную часть продукции, произ-водимой поставщиками; - поставляемая продукция играет важную роль в конечном из-делии, выпускаемом потребителем; - отсутствие эффективных заменителей поставляемой продук-ции уменьшает возможности выбора и снижает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий. По окончании данного пункта студент должен сделать вывод или предположение в отношении возможного поведения предпри-ятия, его атакующих или защитных действий, направленных на: - такое позиционирование предприятия на рынке, которое дает наилучшую защиту от факторов, определяющих высокую интенсив-ность конкуренции в отрасли; - изменение существующего равновесия конкурентной среды за счет разработки и реализации конкурентных стратегий; - использование объективных изменений на рынке для упреж-дающих действий, меняющих расстановку сил в конкурентной борьбе в пользу предприятия; - диверсификацию или постепенный уход с рынка при высокой агрессивности конкурентной среды.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |