Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика факторов конкурентной среды




 

Характеристика типов рыночных структур.

Студенту следует дать характеристику рыночной структуры по табл. 3 и изучить конкретные особенности каждого признака приме-нительно к своей рыночной структуре.

Таблица 3 Типы рыночных структур (моделей рынка)

 


Признаки Совершенная конкуренция


Монополистиче- Олигополия Монополия ская конкуренция


 


1 2 Число Очень много предпри-

ятий

Размер Мелкие предпри-

ятий


3 4 Много Несколько

 

Мелкие, средние, Крупные, крупные нейшие


5 Одно

 

круп- Крупнейшие


 


Тип про-дукта

 

Воздейст-вие про-давца на цену Экономи-ческое по-ложение покупателя


Однородный, стандартизиро-ванный

 

 

Отсутствует

 

 

Свободный вы-бор товара


Дифференциро-ванный

 

В узких границах

 

 

Привязанность к торговой марке


Стандартизиро-ванный или диф-ференцированный

 

 

Значительное, но в рамках взаимо-действия фирм

 

 

Зависимое, с огра-ниченным выбо-ром


Уникальный, отсутствуют близкие замени-тели Значительное

 

 

Зависимое, от-сутствует воз-можность выбо-ра


 

Продолжение табл. 3

 



1 Барьеры для вступ-ления в от-расль Неценовая конкурен-ция

 

 

Основные методы конкурент-ной борьбы

 

Доступ-ность ин-формации

 

 

Примеры отраслей


2 Отсутствуют

 

 

Отсутствует или неразвита

 

Снижение из-держек и цен, повышение ка-чества продук-ции и обслужи-вания

Равный доступ к информации о ценах и затратах, о характеристи-ках продукта, о производствен-ной технологии и т.д.

Сельское хозяй-ство, мелкие ус-луги капстрои-тельства, фондо-вая биржа и т.д.


3 Относительно легко преодолимы

 

Решающая роль рекламы, торговой марки

 

 

Реклама и другие способы продви-жения товара, опирающиеся на разнообразие вку-сов покупателей Малые ограниче-ния

 

Пищевая, легкая промышленность, розничная торгов-ля и т.д.


4

 

Крайне трудно преодолимы

 

Многообразна, играет решающую роль

 

 

Многообразие ме-тодов с тенденци-ей к негласному сговору или сле-дованию за лиде-ром

Некоторые огра-ничения

 

Металлургическая промышленность, отрасли машино-строения и т.д.


5 Вступление в отрасль блоки-ровано

 

 

Информацион-ное воздействие на зависимого потребителя Отсутствие кон-курентов

 

Сильные огра-ничения

 

Запатентованное производство, газовая отрасль, электроэнергия и т.д.


 

 

Модель «пяти сил конкуренции» М. Портера.

Основным аналитическим инструментом для диагностики фак-торов конкурентной среды и оценки интенсивности конкуренции в отрасли является модель пяти сил конкуренции М. Портера (рис. 2).

Согласно этой модели, состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами: соперничеством между функционирующими предприятиями в отрасли, влиянием по-тенциальных конкурентов, заменителей, потребителей, поставщиков.

 

 


 

 

Рис. 2. Модель пяти сил конкуренции

 

 

Студент должен провести диагностику факторов конкурентной среды по модели М.Портера.

1)Внутриотраслевое соперничество между организациями, за-нимающимися аналогичной деятельностью (центральный ринг).

Конкуренцию на центральном ринге можно охарактеризовать так:

- фирмы борются за наиболее выгодную рыночную позицию, используя разнообразные, периодически обновляемые стратегии;

- фирмы в процессе конкурентной борьбы воздействуют на рынок, меняя условия спроса и предложения.

Здесь целесообразно перечислить все предприятия, функциони-рующие в отрасли на данном географическом рынке, с указанием, ад-реса и других реквизитов, дать краткую характеристику каждому конкуренту.

2)Возможность появления в отрасли новых конкурентов. Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспре-

делению (уменьшению) долей рынка, принадлежавших ранее пред-приятиям, работающим в отрасли (в анализируемом товарном сег-менте). Ввод новых производственных или торговых мощностей вле-чет за собой обострение конкуренции и, как следствие, – уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входных барьеров» в отрасль и реакции действующих пред-приятий на появление новых конкурентов.

 

 

14


 

Возможными барьерами для входа являются:

- эффект масштаба производства, который ведет к лидерству по издержкам;

- предпочтения и приверженность потребителей;

- доступность каналов распределения продукции означает, что сети оптовой и розничной продажи могут быть заняты конкурентами, поэтому новые фирмы вынуждены кооперироваться с существующи-ми предприятиями по сбыту продукции или создавать собственные каналы распределения;

- степень дифференциации продукции означает глубокую сег-ментированность рынка и высокую степень его занятости;

- высокая потребность в дополнительных капитальных вложе-ниях;

- консерватизм существующей системы поставок. Общее коли-чество поставщиков определяют «цену переключения», которую должно оплатить новое предприятие по переориентации существую-щей системы поставок на себя. Это увеличивает цены на поставляе-мое сырье, запасные части, полуфабрикаты, узлы и агрегаты, и в ко-нечном итоге увеличивает себестоимость и цену конечной продук-ции;

- высокая защищенность современных технологий, используе-мых в отрасли, патентами, лицензиями и другими исключительными правами;

- затрудненный доступ к используемому сырью;

- занятость наиболее выгодных с точки зрения рыночной конъюнктуры географических регионов страны;

- высокие профессиональные навыки и квалификация, требуе-мые для производства отраслевой продукции.

3)Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей.

Изделия, способные в той или иной степени заменить реализуе-мые товары, представляют собой важный фактор, влияющий на ин-тенсивность конкуренции. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательно-сти: если цена на один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит пере-ориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешевым способом. Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше:

- количество эффективных заменителей производимого товара;

 

 


 

- объем производства товаров-заменителей;

- разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних.

Также помимо легального производства товаров-заменителей, практика бизнеса изобилует примерами противозаконной имитации и дублирования известных товаров, марок, марочных названий, товар-ных знаков, что еще больше обостряет конкуренцию.

4)Способность покупателей диктовать свои условия (конку-рентное воздействие со стороны покупателей).

Потребители сталкивают интересы конкурирующих предпри-ятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увели-чению количества и качества потребляемых услуг. Влияние покупа-телей проявляется наиболее сильно в следующих случаях, когда:

- покупателей немного и каждый из них покупает товары в большом количестве;

- покупатели приобретают большую часть продукции, произ-водимой предприятием, и за счет этого оказывают давление на него под угрозой уменьшения объема закупок;

- товары слабо дифференцированы, и их можно купить у дру-гих продавцов;

- приобретаемая продукция составляет значительную часть бюджета потребителя, что делает его более чувствительным к изме-нению цен, качества и других коммерческих характеристик изделий;

- покупатели представляют собой низкорентабельные произ-водства или состоят из физических лиц, имеющих небольшие дохо-ды. Небольшая прибыль (зарплата) является причиной малых заку-пок. Она формирует высокую чувствительность к изменению цен, повышает эластичность спроса и ограничивает производителей в по-вышении цен;

- покупатели хорошо информированы о спросе, реальных це-нах и издержках продавца;

- со стороны покупателей существует угроза обратной верти-кальной интеграции;

- приобретаемая продукция не оказывает существенного влия-ния на качество конечной продукции, производимой потребителем. В этом случае потребитель более чувствителен к цене и стремится не допускать ее повышения;

 


 

- высокая степень организации потребителей, наличие союзов потребителей, специальной прессы, законов о правах потребителей и т.п.

5)Способность поставщиков диктовать свои условия (конку-рентное воздействие со стороны поставщиков).

Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу в отрасли, главным образом, с помощью двух средств – цены и качества постав-ляемых товаров и оказываемых услуг. Угроза со стороны поставщи-ков может быть сильной, когда:

- поставщиков небольшое количество и они определяют поли-тику поставок;

- поставщики не конкурируют друг с другом, продавая уни-кальную или дифференцированную продукцию;

- со стороны поставщиков существует угроза прямой верти-кальной интеграции в бизнес отрасли покупателя, а фирмы-покупатели не проявляют склонности к обратной интеграции с по-ставщиками;

- отрасль потребляет незначительную часть продукции, произ-водимой поставщиками;

- поставляемая продукция играет важную роль в конечном из-делии, выпускаемом потребителем;

- отсутствие эффективных заменителей поставляемой продук-ции уменьшает возможности выбора и снижает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий.

По окончании данного пункта студент должен сделать вывод или предположение в отношении возможного поведения предпри-ятия, его атакующих или защитных действий, направленных на:

- такое позиционирование предприятия на рынке, которое дает наилучшую защиту от факторов, определяющих высокую интенсив-ность конкуренции в отрасли;

- изменение существующего равновесия конкурентной среды за счет разработки и реализации конкурентных стратегий;

- использование объективных изменений на рынке для упреж-дающих действий, меняющих расстановку сил в конкурентной борьбе в пользу предприятия;

- диверсификацию или постепенный уход с рынка при высокой агрессивности конкурентной среды.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.