Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы ударения




ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия, по словам Р.И.Аванесова, - это «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке».

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Орфоэпическая правильность речи -это соблюде­ние норм литературного произношения и ударения. Пра­вильная постановка ударения и правильное, образцовое про­изношение - важные показатели общего культурного уровня человека.

Главные аспекты русской орфоэпии: нормы уда­рения, правила произношения ударных и безударных глас­ных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм и слов ино­язычного происхождения.

Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Ударение разноместное потому, что может падать на любой слог слова (кни'га, по'лка – ударение на 1-м слоге; окно', р у ка ' – ударение на 2-м слоге; магази'н, фонари' – на 3-м слоге), ударение - подвижное, потому что в одних словах оно фиксировано на определённом слоге и не передвигается при изменении слова, в других – меняет своё место (звезда' – звёзды, нога' – но'гу).

Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными. Например: заржа'веть и заржаве'ть, те'фтели и тефте'ли, и'скристый и искри'стый, пе'тля и петля', бле'дны и бледны', во'лнам и волна'м. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как нерав­ноправные, т.е. один из них является основным (предпочти­тельным), а другой - допустимым (доп.). Например: творо'г [доп. тво'рог ], до'сыта [доп. досы'та ], ина'че [доп. иґначе ], фено'мен [доп. феноме'н ], ме'льком [доп. м елько'м ].

Если в словаре приводятся два неравноправных акцен­тологических варианта без помет, то основной вариант ста­вится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант.

Существует также проблема различения так называе­мых семантических вариантов - пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: му'ка и мука', остро'та и острота', тру'сить и труси'ть, за'мок и замо'к, погру'женный и погружённый и т.п. Такие па­ры слов называются омографами.

Иногда разноместность ударения несколько видоизме­няет окончание слов, являющихся семантическими вариан­тами. Например: призы'вный (клич) – призывно'й (возраст), ра'звитый (о деятельности) – развито'й (ребенок), языко'вый (о колбасе) – языково'й (об ошибке).

Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. Сравните: прику'с (общеупотр.) – при'кус (спец.), шёлковый (общеупотр.) – шелко'вый (поэт.), а'томный (общеупотр.) – ато'мный (проф.), ко'мпас (общеупотр.) – компа'с (у моряков), инсу'льт (общеупотр.) – и'нсульт (мед.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.