Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистические ошибки в сложных предложениях




И несобственно-прямой речи

Стилистические особенности прямой

Стилистическое использование вводных конструкций

Стилистические функции обращений

Обращения называют того, к кому мы обращаемся с речью. В роли обращений выступают собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, профессии и т.д.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай (Крылов).

Государь мой премилосердный! Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинной (Пушкин)

В текстах с эмоционально-экспрессивной окраской функция обращения включается не столько в назывании адресата, сколько в его характеристике.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Крылов).

Личные местоимения второго лица в качестве обращения в литературном языке не используется.

Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные разряды вводных слов, например, со значением авторской уверенности или неуверенности (конечно, несомненно, безусловно, наверное, скорее всего, бесспорно, очевидно, видать, возможно, может быть, по-видимому и т.п.) или со значением привлечения внимания собеседника (простите, извините, позвольте, слышь, допустим, верите и т.п.), мы отмечаем в каждом ряду наличие как общих значений и их взаимозаменяемость, так и стилистические различия, то есть возможность употребления в разных стилях.

Прямая речь, выполняя функцию дословной передачи чужого высказывания, может вместе с тем не только своим содержанием, но и способом выражения мыслей и чувств служить средством характеристики говорящего лица. Выбор глагола мысли или речи, который обычно включается в предложение в составе слов автора, открывает большие стилистические возможности: нейтральное — сказал, книжное — возвестил, просторечное — буркнул и т.д.

В несобственно-прямой речи сохраняются в той или иной степени лексические и синтаксические особенности чужого высказывания.

Несобственно-прямая речь оформляется при помощи союзов. Местоимения в форме второго лица не употребляются. Недопустимо смешение прямой и косвенной речи. Например: Он спросил, что придешь ли ты завтра.

1. Загромождение сложного предложения придаточными, что затрудняет понимание смысла.

Например: Заявление представителей американских деловых кругов, игнорирующих тот факт, что торговые отношения России и США, которые за последнее время неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации искреннего и массового стремления к дружбе со странами бывшего социалистического лагеря, которое охватило народы Америки и Европы после заключения договора о частичном запрещении ядерных испытаний. При этом могла быть «забыта», утрачена часть предложения.

2. Разнотипность частей сложного предложения.

Например: Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает пропаганда научных знаний в классах; 2) роль в этой работе широких слоев интеллигенции. (Однородными являются двусоставное и односоставное назывное предложения).

3. Смещение конструкций, то есть подлежащее и сказуемое главного предложения, разорванного придаточным, не согласуются.

Например: Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат. Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее.

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов:

- употребление одного союза вместо другого: Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех, без учета современных требований (лучше с тем, что);

— употребление двух союзов с одним значением (однако, тем не менее, что будто бы и т.д.): Газета настойчиво подчеркивает, что будто бы США переживают в настоящее время политический кризис;

— употребление лишнего союза: Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже когда-то видел;

— смешение частей парных союзов: Хотя Минотавр был страшный, а герой победил его.

5. Неправильный порядок слов. Например: Впереди неслись лошади казаков, покрытые пеной; Силами самодеятельности был дан спектакль в новом Доме культуры, какого мы до сих пор никогда не видели.

6. Нарушение границ предложений. Например: Да. Да. Жаль. Что они прожили такую короткую жизнь, но зато какую.

 

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ с одним вариантом ответа

1. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Балтии заявил, что: «Глубоко благодарен Президенту России».

2) «Я не мог сдавать флот, поскольку это не только история, но и часть России», - заявил адмирал Балтии.

3) Адмирал отметил, что «мои убеждения не соответствовали директивным указаниям».

2. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) О Светлане Аллилуевой, дочери «вождя всех племен и народов», в последние годы ничего не слышно.

2) «С этого времени Светлана перестала писать, — рассказывает ее духовный наставник. - Последнее письмо свидетельствует о ее проблемах в монастыре».

3) Решение раскрыть тайну принял самостоятельно, посчитав, что: «Это бы Светлане понравилось».

3. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) В популярном фильме «Красотка» героиня спрашивает у возлюбленного, почему он поселился на верхнем этаже, если у него боязнь высоты.

2) «Именно потому, что богат», — отвечает он. — «Верхние этажи самые дорогие и престижные».

3) В России защищены тонны диссертаций против высоток, в которых народ якобы мучается в «психологическом дискомфорте».

4. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Краткий карманный словарь русского шоу-бизнеса: «презентация», «пресса», «сколько», «пошел...».

2) Песни «Наутилуса» были воплем провинциала, вставшего с колен и заявившего на полсвета: «Я - Человек».

3) «Вот как?» — спросил вождь. — «Ну что же... Придется открутить ему голову в обратную сторону».

5. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) А он между тем скромно заявляет о себе, что «шить-то я не умею».

2) Принцип «моя хата с краю» на самом деле приводит к полной безответственности.

3) На Мишу посыпались приглашения на стажировку, в числе прочих «из самого Парижу».

6. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Он спросил, часто ли с вами это случается?

2) Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

3) Он произносит «извозчик», «мест нету», «вечерняя газета», «лучший подарок детям» и все бранные слова, какие только существуют в лексиконе.

7. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

2) И.Е. Репин не раз говорил, что: «Вдохновение — это награда за каторжный труд».

3) От кальсон отказался, выразив протест криками: «В очередь, сукины дети, в очередь!»

8. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Вы спрашиваете меня: «Хочу ли я жениться на ней?»

2) «Вы изволите быть недовольным, что нас превратили в человека? - прищурившись, спросил он. - Вы, может быть, предпочитаете снова бегать по помойкам?»

3) Верочка сказала, что «я не хочу чаю», и ушла в свою комнату.

9. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) «Я тяжко раненный при операции, — хмуро подвыл Шариков. — Меня вишь как отделали!»

2) Хлебников писал, что: «У человека два разума — дневной и ночной».

3) У Плюшкина, по словам Собакевича, «люди мрут как мухи».

10. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) «На учет возьмусь, - неприязненно ответил Шариков, поправляя бант, — А воевать — шиш с маслом!»

2) Она была, по воспоминаниям современников, «хороша до совершенства».

3) Байрон написал Терезе, что: «Я беру с собой пистолеты, когда езжу по вечерам».

11. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Никогда не забуду его светлую улыбку и как он приехал со своей невестой.

2) Отправившись на практику, у студентов был большой интерес к предстоящей работе.

3) Издательство «Новая жизнь» выпустила несколько бестселлеров.

4) Увидев программу «Куклы», многие депутаты были возмущены пародией на главу государства.

12. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Убедившись, что понять этого он не может, Сергей заскучал.

2) Представьте себе молодого человека, который безнадежно влюблен и почти сумасшедший от любви.

3) Сидя за компьютером, мне послышался странный шорох в соседней комнате.

4) Писатель подробно описал о наших буднях и праздниках, о современниках, таких, как мы с вами.

13. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Формы, наполняющиеся смесью для изготовления мороженого, охлаждаются до температуры ниже нуля.

2) Посмотрев эту выставку, у меня сложилось хорошее впечатление о современном абстрактном искусстве.

3) Поработав на Севере, понимаешь прелести жизни у моря.

4) Учитель не всегда с отстающими занимается дополнительно.

14. Речевая ошибка допущена в предложении

1)Задумывая эту книгу, у него появилось желание описать жизнь одной семьи.

2)Инженер рассказал нам, как осушали эти болота и как строился этот комбинат.

3)Все товары, представляющиеся на выставке, привлекли внимание потенциальных заказчиков.

4)Прочитав письмо Анны, мне показались подозрительными ее упреки и жалобы.

15. Речевая ошибка допущена в предложении

1) В отъезде Павел скучал за родителями.

2) Мы действуем согласно предписанию.

3) Здесь были представители всех национальностей, кроме белорусов и грузин.

4) Нет сомнений о том, что лучшие ученики поступят в университет.

16. Речевая ошибка допущена в предложении

1)Директор оценил важность поставленной проблемы.

2)Руководство студенческой практики было поручено молодым преподавателям.

3)Тюль был повешен девочками на прошлой неделе.

4)Алексей беспокоился по сестре, которая лежала в больнице.

17. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Посещая выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа.

2) Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится.

3) Подросток бродил по улице, заглядывая в яркие витрины магазинов.

4) Купив к своему новому платью тесьму, мне захотелось зайти в новые магазины.

18. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Он умолчал неприятное событие от матери.

2) Кофе был готов через пять минут.

3) Наиболее худшее положение было у тех ребят, которые ничего о предстоящей контрольной работе не знали.

4) Большинство времени я потратил на обход строительной площадки.

19. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1)Я договорился о встрече с управляющим коммерческим банком.

2)АТС Кировского района снабжена новейшим оборудованием.

3)Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

4)Ребятам предложили снять картины с обеих стен.

20. В каких случаях допущена речевая ошибка?

1) оплатить за проезд

2) оплатить проезд

3) заплатить за проезд

4) плата за обучение

5) оплата обучения

21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Туристы поражались высоте небоскрёба.

2) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.

3) Ему был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов.

4) Директор отметил юбиляра почётной грамотой.

22. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Те, кто увлекается современной прозой, с интересом прочтут романы Д. Рубиной.

2) По приезду в новый город он обязательно посещал местную церковь.

3) Дети, в частности Наташа, читали только французские книги.

4) Чехов известен всему миру не только как талантливый драматург, но и как непревзойденный прозаик.

23. Укажите ошибку в управлении.

1) поведать о чём-то

2) подтверждать что-то

3) поведать что-то

4) подтверждать о чём-то

24. Укажите ошибку в управлении или согласовании.

1) на обоих полюсах

2) перед семьюстами зрителей

3) три десятых секунды

4) к полутора миллионам

25. Укажите ошибку в управлении.

1) возникает ассоциация с цветком

2) я похож с сестрой

3) открыт памятник поэту

4) по приезде на родину возглавил институт

26. Поставьте зависимые слова в нужной форме.

1) ставить нас (глупое положение)

2) по (окончание училища) работал на заводе

3) удостоен (награда)

27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Опровергая какое-либо утверждение,

1) приведите убедительные доводы.

2) всегда разгорался спор.

3) нужны доказательства.

4) часто используется доказательство от противного.

28. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Выступая перед публикой,

1) самое главное — сосредоточиться.

2) не нужно думать о том, как ты выглядишь.

3) требуется умение владеть собой.

4) волнение неизбежно.

29. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав рассказ Белова,

1) чувствуется любовь автора к северной природе.

2) нам передаётся светлое настроение автора.

3) становится легко и радостно.

4) мне захотелось познакомиться и с другими его произведениями.

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Тренер обратил внимание на необходимость изучения тактики противника.

2) Корреспондент ознакомился и очень заинтересовался архивом писателя.

3) Профессиональная подготовка студентов проверяется по выходе из университета.

4) Уверенность в победе — составляющая любого успеха.

31. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По объективным причинам работа не была закончена в срок.

2) По прибытии в город нужно заказать обратный билет.

3) Руднев командовал знаменитым крейсером «Варягом».

4) Одна из туристических групп направилась к городищу.

32. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Согласно правил деепричастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.

2) Ректор подписал приказ о поощрении особо отличившихся в учёбе.

3) Надо отдавать отчёт в своих поступках.

4) Трое россиян были удостоены звания лауреата конкурса.

33. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря путешествиям в разные страны я и сестра знаем французский, немецкий и английский.

2) В Вологде я познакомился с древнерусским зодчеством и начал серьёзно интересоваться народными промыслами.

3) По приезду в Токио желательно приобрести карту города.

4) Зарубежная делегация учителей побывала более чем в ста школах Магаданской области.

34. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Большинство произведений художественной литературы посвящено истории души человеческой.

2) Те, кто не ушел на фронт, трудились в тылу.

3) Несколько мужчин стояли у ворот фабрики.

4) Редких степных птиц можно увидеть не только в Казахстане, а также в Астраханской области.

35. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.

2) Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов.

3) В альбоме «Герои русской истории» репродукции старинных гравюр расположены по принципу исторической хронологии.

4) Кто исследовали влияние технического прогресса на природу, знают, как важны природоохранные законы.

36. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправьте её.

Мы с уважением смотрим на стариков, когда видим на их пиджаках скромную, но заслуженную медаль в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне.

37. Найдите грамматические ошибки в данном фрагменте сочинения школьника. Исправьте их.

В тексте поднимается проблема, что образованность - это вовсе не начитанность человека, а прежде всего то, какими духовными и нравственными качествами обладает человек. Я согласна с позицией автора, что каждый решает сам, как стать образованным.

38. Найдите грамматические ошибки в данном фрагменте сочинения школьника. Исправьте их.

Развитие двух великих, по моему мнению, исторических центров мира — Западной Европы, которая унаследовала культуру Римской империи, и «дикой» Руси, которая развивалась по-особому. Широкие леса и глубокие озёра, бледно-голубое небо с золотистым солнцем, лютая зима и суровые нравы: вот эта картина, которую воспевают наши великие писатели.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 9629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.