Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть В. 1. Каким способом образовано слово послезавтра.




Задание В1

1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА?

2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ?

3. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложе­нии А и Б?

А. Больной уснул.

Б. Больной ребенок уснул.

4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?

5. Каким способ образовано слово ПРАВНУК?

6. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ?

7. Каким способом образовано слово БЛЕСТЯЩИЕ в слово­сочетании блестящие способности?

8. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ?

9. Каким способом образовано наречие ИЗДАЛИ?

10. Каким способом образовано выделенное слово в предложении Он сказал это В ШУТКУ.

11. Каким способом образовано выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась.

12. Каким способом образовано слово АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ?

13. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1)Много любопытного было в этом доме. (2)Были там заводные китайские человечки. (3)Погонится один за другим и машет палкой. (4)А мы смотрим, смеемся. (5)Очень любили мы бывать в этом доме.

14. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4)Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.

15. Выпишите из предложений 1-4 слова, образованные сложением основ.

(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств - чувство милосердия. (4)Термин дня большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью.

16. Выпишите из предложений 1-3 существительное образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти.

17. Выпишите из предложений 1-3 прилагательное, образо­ванное приставочно-суффиксальным способом.

(1)Современная молодежь, поглощенная компьютерами, совсем перестала читать. (2)Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3)В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.

18. Выпишите из предложений 7-10 существительное, обра­зованное бессуфиксным способом.

(7)Ранним утром мы шли вдоль реки. (8)Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стре­козы. (10)Тишь кругом и красота.

19. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное при­ставочным способом.

(6)Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творче­ством Достоевского. (7)Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8)Он перед началом работы любовал­ся живописью Ларионова или Гончаровой.

20. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное путем перехода из одной часта речи в другую.

(1) Издали доносились голоса. (4)Мы пошли на этот звук. (5) Через пять минут мы встретились с отрядом Каменщика.

21. Из предложений 4-6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(4)Андрею приснился сон. (5)Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. (6)Наутро Андрей пошел к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.

22. Из предложений задания 21 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

Задание В2

1. Выпишите из текста все имена существительные.

...Тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия не­обходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непони­мание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.

2. Выпишите из предложений все одушевленные имена сущест­вительные.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека!

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нрав­ному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и мать свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к одному человеку. Это мудро.

(Д.С. Лихачев)

3. Укажите номера предложений, в которых есть имена суще­ствительные, имеющие только форму единственного числа.

(1)А в чем самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличи­вать добро в окружающем нас. (3)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важ­но уметь решать. (4)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разде­лять. (5)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, заро­ждается в детстве и в близком.

(Д.С. Лихачев)

4. В тексте задания 3 укажите номер предложения, в котором есть существительное, перешедшее из причастия.

Текст

(1)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, кото­рый много читал, получил хорошее образование (и даже по пре­имуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколь­ко языков.

(2)А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигент­ным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

(3)Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (4)Образованность живет старым содержанием, интеллигент­ность - созданием нового и осознанием старого как нового. <…>

(5)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче ме­лочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь друго­му, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рас­сказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чу­жой радости.

(9)Интеллигентность - это способность к пониманию, к вос­приятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

(Д.С. Лихачев)

5. Выпишите из предложений 1, 2 все имена прилагательные.

6. Среди предложений 5-7 укажите такое, в котором есть относительное прилагательное.

7. Выпишите из предложения 8 краткие имена прилагательные.

Текст

...(5)Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях. (6)Что принесли России славу, о поэтах, эту славу вос­певших.

(7)В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. (8)В ней - душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня памяти». (9)Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои «кор­ни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей.

8. Укажите номер предложения, в котором есть имена прилагательные, употребленные в сложной превосходной степени.

Текст

(1)Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию - не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

(2)Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового го­рода, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались ули­цы двухэтажных купеческих особняков.(3)И никакой же прови­дец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар и от поляков, на своем восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, уто­плен на две трети в Волге: все бы спасла вторая плотина, да по­скупились на нее. (4)И сегодня даже воображению твоему уже не поднять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей под воду. (5)Но осталась от утоп­ленного города высокостройная колокольня. (6)Собор взорвали и растащили на кирпичи, а колокольню, почему-то не успели сва­лить. (7)И вот стоит она из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху, стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем - в небо! (8)Да еще на шпиле - каким чудом? - крест уцелел.

(9)Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. (10)На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мяг­кости и чистоте волжской воды, пытаются выполаскивать белье. (11)Полузамерший,переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. (12)Но и в этой запусти у покинутых тут, у обманутых людей нет другого выбора, как жить; и жить - здесь.

(13)И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! (14)Как наша надежда. (15)Как наша мо­литва: нет, всю Русь до конца нельзя утопить...

(По А. Солженицыну)

9. Выпишите из предложений 1 и 10 все имена прилага­тельные.

10. Среди предложений 5-9 укажите та­кое, в котором есть прилагательное в форме простой превосход­ной степени.

11. Из предложения 2 выпишите относи­тельные имена прилагательные.

Текст

(1)В бескрайних просторах тихого океана затерялся неболь­шой кусочек суши - остров Пасхи. (2)Площадь его всего 165 квадратных километров. (3)Но этот маленький островок, оказы­вается, полон загадок.

(4)На острове обнаружили 600 огромных статуй весом в 50 тонн и высотой с многоэтажный дом. (5)Кто, как, когда воздвиг эти гигантские изваяния?

(6)И еще одна поразительная находка взволновала ученых - открытие на острове своей особой письменности. (7)До нашего времени дошло 20 небольших дощечек, покрытых непонятными знаками; загадочные надписи вот уже более 100 лет остаются не­расшифрованными. (8)Остров Пасхи умеет хранить свои тайны.

(По В. Драчуку)

12. Укажите номер (или номера) предложения, в котором есть составное числительное.

Текст

(1)Лимонник - это лиана с деревянистым стволом толщиной 1-2 сантиметра. (2)Стебель иногда бывает длиной до 15 санти­метров. (З)Если растереть листок растения, вы почувствуете за­пах лимона. (4)Этот же запах приобретет и чай, если положить в него свежий или засушенный лист. (5)Отсюда и русское название растения.

(6)На территории России лимонник растет на Дальнем Востоке, на юге Сахалина и южной части Курильских островов.

(7)Цветет растение во второй половине мая - начале июня. (8)У бело-розовых и у белых, как будто из воска, цветков прият­ный смолистый аромат. (9)Каждый плодик невелик. (10)Он дос­тигает 1,5 сантиметра в диаметре. (11)В кисти их может быть от 5 до 40. (12)В плоде один или два маленьких семени. (13)Лимонник размножается семенами, которые разносят птицы.

(По детской энциклопедии «Я познаю мир: Растения»)

13. Укажите номер предложения, в котором есть дробное чис­лительное.

14. Укажите номер предложения, в котором есть порядковое числительное.

Текст

(1)Люблю ранним летним днем пройтись по окрестности. (2)Встанешь часов в пять и пойдешь бродить. (3)По обеим сто­ронам широкой дороги простираются луга. (4)Трое мужиков ко­сят сено. (5)С десятины здесь можно накосить до полтораста пу­дов. (6)За лугами стоит старинное село Никольское, еще при Петре первом начало строится. (7)В центре села стоит храм сем­надцатого века. (8)По обеим сторонам от села течет речка Сазоновка, в ней много разной рыбы можно наловить.

15. Укажите номера предложений, в которых есть собиратель­ные числительные.

16. Укажите номера предложений, в которых есть порядковые числительные.

17. Какой частью речи является слово десятина в предложе­нии 5?

Текст

(1)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. (2)Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли. (3)И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

(4)Взмолился однажды Богу этот помещик:

(5)Господи! Всем я от тебя доволен, всем награжден! (6)Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!

(7)Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.

(8)Видит помещик, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает, — видит и опасается: а ну, как он у меня все добро приест?

(9)Заглянет помещик в газету «Весть», как в сем случае по­ступать должно, и прочитает: старайся!

(10)И начал он стараться, и не так, чтоб как-нибудь, а все по правилу. (11)Курица ли крестьянская в господские овсы забредет — сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубит, по секрету, в господском лесу соберется — сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

(12)Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой.

(13)Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! (14)Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! (15)Курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! (16)И земля, и вода, и воздух — все его стало! (17)Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. (18)Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу:

(19)»Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

(20)Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого поме­щика.

(21)Много ли, мало ли времени прошло, только видит поме­щик, что в саду у :него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишат, а в парке звери дикие воют. (22)Однажды к самой усадьбе подошел медведь, сел на корточ­ках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается.

(23)-Сенька! - вскрикнул помещик, но вдруг спохватился... (24)И заплакал. (25)Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть бу­ду с дикими зверьми по лесам скитаться, но не скажет никто, что российский дворянин от принципов отступил!

(26)И вот он одичал, с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

(27)Выйдет он в свой парк, как кошка, в один миг взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. (28)Пробежит заяц; словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разо­рвет ее ногтями, да так...даже со шкурой съест.

(29)И сделался он силен ужасно, что даже счел себя в праве войти в дружеские отношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

18. Из предложений 1-5 выпишите неопределенное место­имение.

19. Из предложений 1-5 выпишите указательное(-ые) местоимение(-я).

20.Среди предложений 5-8 укажите номер(-а) предложения, в котором есть притяжательное(-ые) местоимение(-я).

21. Из предложений 8-10 выпишите указательное местоимение.

22. Из предложений 9-12 выпишите личные местоимения.

23. Из предложения 11 выпишите определительное место­имение.

24. Из предложений 14-17 выпишите притяжательные место­имения.

25. Среди предложений 18-22 укажите такое(-ие), в котором(.-ых) есть определительное(-ые) местоимение(-я).

26. Среди предложений 23-26 укажите номер(-а) предложе­ния (-ий), в котором(-ых) есть отрицательное местоимение.

27. Из предложений 27-29 выпишите относительное место­имение.

28. Из предложений 27-29 выпишите возвратное местоимение.

Текст

(1)Тем, кто увлекается подводным плаванием, небезынтерес­но побывать в Заполярье на Баренцевом море. (2)Особенно хо­рошо на море в предыюльские дни, хотя на вершинах окрестных сопок даже и в это время бывает снег. (3)Однако солнце ярко светит круглые сутки, прибрежные камни горячи, как печка. (4)А если немного дунет, становится свежо, впору одеться потеплее.

(5)Кто впервые спускается с аквалангом в глубь Баренцева моря, тот с беспокойством поглядывает на градусник. (6)Всего четыре градуса выше нуля. (7)Нужно надеть теплое белье, а по­верх него искусно сделанный гидрокостюм. (8)Не следует забы­вать и пояс со свинцовыми грузами, иначе море вышвырнет вас наверх, как невесомое, бестелесное существо.

(9)Вы опускаетесь все глубже и глубже - и вот вы на дне мо­ря. (10)Вокруг - превосходящие всякое воображение красоты подводного мира, словно здесь постоянный, не прерываемый временем радостный праздник. (11)Чудесная сетка солнечных лучей танцует на дне. (12)Вокруг возвышаются гигантские за­росли, переплетающиеся между собой. (13)Это ламинарии. (14)Они представляют собой почти непреодолимое препятствие, напоминая тропические джунгли. (15)В них очень опасно пере­двигаться, так как можно легко запутаться.

(16)Под ногами множество морских ежей. (17)Каждого из них окружает причудливо сияющий ореол. (18)Это между тор­чащими в разные стороны иглами вьются тонкие прозрачные щупальца. (19)Ими ежик, этот непременный житель морского дна, добывает съестное для себя. (20)Вокруг лежат морские звез­ды. (21)Они и темно-красные, и нежно-фиолетовые, и ярко-синие, и светло-голубые, и зеленые.

(22)Снизу каждой из них множество бескостных щупалец, при помощи которых звезды превосходно передвигаются по сложнейшим межъярусным уступам гористого дна.

(23)А вот безмолвствуют нагроможденные скалы. (24)В каж­дом глубоком ущелье, если посмотреть более внимательно, вид­ны актинии с их грибовидными ножками да изредка из-под кам­ня выскочит плоская камбала. (24)Она плавает очень странно: словно полотенце развевается по ветру.

(По материалам газет)

29. Выпишите из предложений 1-4 все наречия.

30. Из предложений 5-7 выпишите наречие времени.

31 Из предложений 5-8 выпишите наречие образа действия

32. Среди предложений 9-15 укажите такое, в котором есть наречие в форме простой сравнительной степени.

33. Среди предложений 16-20 укажите такое, в котором есть наречие образа действия.

34. Из предложений 21-24 выпишите наречие в составной сравнительной степени.

Текст

(1)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (2)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (3)Она должна быть со­единена с мудростью, с умением отделять необходимое от пус­того и ложного. (4)Она не должна быть слепой. (5)Слепой вос­торг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. (6)Мать, всем восторгающаяся и поощ­ряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. (7)Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к на­цизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

(8)Мудрость - это ум, соединенный с добротой; ум без доб­роты – хитрость. (9)Хитрость же постепенно чахнет и непремен­но рано или поздно оборачивается против самого хитреца. (10)Поэтому хитрость вынуждена скрываться; мудрость же от­крыта и надежна. (11)Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. (12)Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долго­летнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. (13)Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда» и «Самое большое»? (14)Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». (15)Верность тем большим принци­пам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзь­ям, городу, стране, народу. (16)В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.

(Д.С.Лихачев)

35. Выпишите из предложений 7-9 глаголы.

36. Выпишите из предложений 11 и 12 глаголы в изъявительном наклонении.

37. Выпишите из предложения 2 переходный глагол.

Текст




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.