КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть В. 1. Каким способом образовано слово послезавтра.
Задание В1 1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ? 3. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении А и Б? А. Больной уснул. Б. Больной ребенок уснул. 4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ? 5. Каким способ образовано слово ПРАВНУК? 6. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ? 7. Каким способом образовано слово БЛЕСТЯЩИЕ в словосочетании блестящие способности? 8. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ? 9. Каким способом образовано наречие ИЗДАЛИ? 10. Каким способом образовано выделенное слово в предложении Он сказал это В ШУТКУ. 11. Каким способом образовано выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась. 12. Каким способом образовано слово АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ? 13. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом. (1)Много любопытного было в этом доме. (2)Были там заводные китайские человечки. (3)Погонится один за другим и машет палкой. (4)А мы смотрим, смеемся. (5)Очень любили мы бывать в этом доме. 14. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом. (3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4)Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник. 15. Выпишите из предложений 1-4 слова, образованные сложением основ. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий. (3) Одного из таких чувств - чувство милосердия. (4)Термин дня большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. 16. Выпишите из предложений 1-3 существительное образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти. 17. Выпишите из предложений 1-3 прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1)Современная молодежь, поглощенная компьютерами, совсем перестала читать. (2)Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3)В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман. 18. Выпишите из предложений 7-10 существительное, образованное бессуфиксным способом. (7)Ранним утром мы шли вдоль реки. (8)Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10)Тишь кругом и красота. 19. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом. (6)Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7)Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8)Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончаровой. 20. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное путем перехода из одной часта речи в другую. (1) Издали доносились голоса. (4)Мы пошли на этот звук. (5) Через пять минут мы встретились с отрядом Каменщика. 21. Из предложений 4-6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. (4)Андрею приснился сон. (5)Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. (6)Наутро Андрей пошел к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон. 22. Из предложений задания 21 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Задание В2 1. Выпишите из текста все имена существительные. ...Тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.
2. Выпишите из предложений все одушевленные имена существительные. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека! Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и мать свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к одному человеку. Это мудро. (Д.С. Лихачев) 3. Укажите номера предложений, в которых есть имена существительные, имеющие только форму единственного числа. (1)А в чем самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (4)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (5)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (Д.С. Лихачев) 4. В тексте задания 3 укажите номер предложения, в котором есть существительное, перешедшее из причастия. Текст (1)Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. (3)Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (4)Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового. <…> (5)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. (9)Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. (Д.С. Лихачев) 5. Выпишите из предложений 1, 2 все имена прилагательные. 6. Среди предложений 5-7 укажите такое, в котором есть относительное прилагательное. 7. Выпишите из предложения 8 краткие имена прилагательные. Текст ...(5)Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях. (6)Что принесли России славу, о поэтах, эту славу воспевших. (7)В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. (8)В ней - душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня памяти». (9)Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои «корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей. 8. Укажите номер предложения, в котором есть имена прилагательные, употребленные в сложной превосходной степени. Текст (1)Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию - не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. (2)Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков.(3)И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар и от поляков, на своем восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: все бы спасла вторая плотина, да поскупились на нее. (4)И сегодня даже воображению твоему уже не поднять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей под воду. (5)Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (6)Собор взорвали и растащили на кирпичи, а колокольню, почему-то не успели свалить. (7)И вот стоит она из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху, стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем - в небо! (8)Да еще на шпиле - каким чудом? - крест уцелел.
(9)Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. (10)На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, пытаются выполаскивать белье. (11)Полузамерший,переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. (12)Но и в этой запусти у покинутых тут, у обманутых людей нет другого выбора, как жить; и жить - здесь. (13)И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! (14)Как наша надежда. (15)Как наша молитва: нет, всю Русь до конца нельзя утопить... (По А. Солженицыну) 9. Выпишите из предложений 1 и 10 все имена прилагательные. 10. Среди предложений 5-9 укажите такое, в котором есть прилагательное в форме простой превосходной степени. 11. Из предложения 2 выпишите относительные имена прилагательные. Текст (1)В бескрайних просторах тихого океана затерялся небольшой кусочек суши - остров Пасхи. (2)Площадь его всего 165 квадратных километров. (3)Но этот маленький островок, оказывается, полон загадок. (4)На острове обнаружили 600 огромных статуй весом в 50 тонн и высотой с многоэтажный дом. (5)Кто, как, когда воздвиг эти гигантские изваяния? (6)И еще одна поразительная находка взволновала ученых - открытие на острове своей особой письменности. (7)До нашего времени дошло 20 небольших дощечек, покрытых непонятными знаками; загадочные надписи вот уже более 100 лет остаются нерасшифрованными. (8)Остров Пасхи умеет хранить свои тайны. (По В. Драчуку) 12. Укажите номер (или номера) предложения, в котором есть составное числительное. Текст (1)Лимонник - это лиана с деревянистым стволом толщиной 1-2 сантиметра. (2)Стебель иногда бывает длиной до 15 сантиметров. (З)Если растереть листок растения, вы почувствуете запах лимона. (4)Этот же запах приобретет и чай, если положить в него свежий или засушенный лист. (5)Отсюда и русское название растения. (6)На территории России лимонник растет на Дальнем Востоке, на юге Сахалина и южной части Курильских островов. (7)Цветет растение во второй половине мая - начале июня. (8)У бело-розовых и у белых, как будто из воска, цветков приятный смолистый аромат. (9)Каждый плодик невелик. (10)Он достигает 1,5 сантиметра в диаметре. (11)В кисти их может быть от 5 до 40. (12)В плоде один или два маленьких семени. (13)Лимонник размножается семенами, которые разносят птицы. (По детской энциклопедии «Я познаю мир: Растения») 13. Укажите номер предложения, в котором есть дробное числительное. 14. Укажите номер предложения, в котором есть порядковое числительное. Текст (1)Люблю ранним летним днем пройтись по окрестности. (2)Встанешь часов в пять и пойдешь бродить. (3)По обеим сторонам широкой дороги простираются луга. (4)Трое мужиков косят сено. (5)С десятины здесь можно накосить до полтораста пудов. (6)За лугами стоит старинное село Никольское, еще при Петре первом начало строится. (7)В центре села стоит храм семнадцатого века. (8)По обеим сторонам от села течет речка Сазоновка, в ней много разной рыбы можно наловить. 15. Укажите номера предложений, в которых есть собирательные числительные. 16. Укажите номера предложений, в которых есть порядковые числительные. 17. Какой частью речи является слово десятина в предложении 5? Текст (1)В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. (2)Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли. (3)И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. (4)Взмолился однажды Богу этот помещик: (5)Господи! Всем я от тебя доволен, всем награжден! (6)Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! (7)Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял. (8)Видит помещик, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает, — видит и опасается: а ну, как он у меня все добро приест? (9)Заглянет помещик в газету «Весть», как в сем случае поступать должно, и прочитает: старайся! (10)И начал он стараться, и не так, чтоб как-нибудь, а все по правилу. (11)Курица ли крестьянская в господские овсы забредет — сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубит, по секрету, в господском лесу соберется — сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф. (12)Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. (13)Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! (14)Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! (15)Курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! (16)И земля, и вода, и воздух — все его стало! (17)Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. (18)Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу: (19)»Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» (20)Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. (21)Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у :него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишат, а в парке звери дикие воют. (22)Однажды к самой усадьбе подошел медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается. (23)-Сенька! - вскрикнул помещик, но вдруг спохватился... (24)И заплакал. (25)Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но не скажет никто, что российский дворянин от принципов отступил! (26)И вот он одичал, с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. (27)Выйдет он в свой парк, как кошка, в один миг взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. (28)Пробежит заяц; словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так...даже со шкурой съест. (29)И сделался он силен ужасно, что даже счел себя в праве войти в дружеские отношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 18. Из предложений 1-5 выпишите неопределенное местоимение. 19. Из предложений 1-5 выпишите указательное(-ые) местоимение(-я). 20.Среди предложений 5-8 укажите номер(-а) предложения, в котором есть притяжательное(-ые) местоимение(-я). 21. Из предложений 8-10 выпишите указательное местоимение. 22. Из предложений 9-12 выпишите личные местоимения. 23. Из предложения 11 выпишите определительное местоимение. 24. Из предложений 14-17 выпишите притяжательные местоимения. 25. Среди предложений 18-22 укажите такое(-ие), в котором(.-ых) есть определительное(-ые) местоимение(-я). 26. Среди предложений 23-26 укажите номер(-а) предложения (-ий), в котором(-ых) есть отрицательное местоимение. 27. Из предложений 27-29 выпишите относительное местоимение. 28. Из предложений 27-29 выпишите возвратное местоимение. Текст (1)Тем, кто увлекается подводным плаванием, небезынтересно побывать в Заполярье на Баренцевом море. (2)Особенно хорошо на море в предыюльские дни, хотя на вершинах окрестных сопок даже и в это время бывает снег. (3)Однако солнце ярко светит круглые сутки, прибрежные камни горячи, как печка. (4)А если немного дунет, становится свежо, впору одеться потеплее. (5)Кто впервые спускается с аквалангом в глубь Баренцева моря, тот с беспокойством поглядывает на градусник. (6)Всего четыре градуса выше нуля. (7)Нужно надеть теплое белье, а поверх него искусно сделанный гидрокостюм. (8)Не следует забывать и пояс со свинцовыми грузами, иначе море вышвырнет вас наверх, как невесомое, бестелесное существо. (9)Вы опускаетесь все глубже и глубже - и вот вы на дне моря. (10)Вокруг - превосходящие всякое воображение красоты подводного мира, словно здесь постоянный, не прерываемый временем радостный праздник. (11)Чудесная сетка солнечных лучей танцует на дне. (12)Вокруг возвышаются гигантские заросли, переплетающиеся между собой. (13)Это ламинарии. (14)Они представляют собой почти непреодолимое препятствие, напоминая тропические джунгли. (15)В них очень опасно передвигаться, так как можно легко запутаться. (16)Под ногами множество морских ежей. (17)Каждого из них окружает причудливо сияющий ореол. (18)Это между торчащими в разные стороны иглами вьются тонкие прозрачные щупальца. (19)Ими ежик, этот непременный житель морского дна, добывает съестное для себя. (20)Вокруг лежат морские звезды. (21)Они и темно-красные, и нежно-фиолетовые, и ярко-синие, и светло-голубые, и зеленые. (22)Снизу каждой из них множество бескостных щупалец, при помощи которых звезды превосходно передвигаются по сложнейшим межъярусным уступам гористого дна. (23)А вот безмолвствуют нагроможденные скалы. (24)В каждом глубоком ущелье, если посмотреть более внимательно, видны актинии с их грибовидными ножками да изредка из-под камня выскочит плоская камбала. (24)Она плавает очень странно: словно полотенце развевается по ветру. (По материалам газет) 29. Выпишите из предложений 1-4 все наречия. 30. Из предложений 5-7 выпишите наречие времени. 31 Из предложений 5-8 выпишите наречие образа действия 32. Среди предложений 9-15 укажите такое, в котором есть наречие в форме простой сравнительной степени. 33. Среди предложений 16-20 укажите такое, в котором есть наречие образа действия. 34. Из предложений 21-24 выпишите наречие в составной сравнительной степени. Текст (1)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (2)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. (3)Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (4)Она не должна быть слепой. (5)Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. (6)Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. (7)Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму. (8)Мудрость - это ум, соединенный с добротой; ум без доброты – хитрость. (9)Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. (10)Поэтому хитрость вынуждена скрываться; мудрость же открыта и надежна. (11)Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. (12)Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. (13)Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда» и «Самое большое»? (14)Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». (15)Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. (16)В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости. (Д.С.Лихачев) 35. Выпишите из предложений 7-9 глаголы. 36. Выпишите из предложений 11 и 12 глаголы в изъявительном наклонении. 37. Выпишите из предложения 2 переходный глагол. Текст
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |