Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий основной проблемы текста




Чаще всего в художест­венных и публицистических текстах рассматриваются проблемы:

- нравственные;

- экологические;

- социальные;

- психологические;

- философские;

- социально-психологические;

- социально-философские и т.п.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

· общественно значимой;

· социальной;

· философской;

· политической;

· идеологической;

· нравственной;

· межнациональной;

· морально-этической;

· злободневной;

· животрепещущей;

· актуальной;

· жизненной;

· насущной;

· острой;

· важной;

· серьёзной;

· спорной;

· неотложной;

· основной;

· глубокой;

· назревшей;

· неразрешимой;

· наболевшей;

· мучительной;

· жгучей;

· тяжелой;

· первоочередной;

· принципиальной;

· главной;

· сложной и т.п.

Начиная комментировать проблему, можно указать:

а) к какой категории относится избранная автором проблема;

б) насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем);

в) что делает её злободневной;

г) традиционна ли эта проблема или нова;

д) если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;

е) если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

ж) как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;

з) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т.п.).

Этот план весьма условен, можно выбрать лишь часть вопросов (например, а), б), в), г), д), ж), а е), з) использовать при аргументации и изложении собственной позиции).

Проблема может заставить читателя:

• глубоко задуматься;

• серьёзно размышлять;

• рассуждать вместе с автором;

• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.);

• серьёзнее относиться к...;

• переосмыслить своё отношение к …;

• по-иному посмотреть на...;

• критичнее относиться к...;

• обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);

• поделиться мыслями о...;

• развивать мысль о...;

• оценить истинный масштаб чего-либо;

• оценить собственную позицию;

• открыто выразить своё отношение к...;

• заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.);

• заняться её глубоким изучением;

• с горечью понять, что...;

• иронично относиться к...;

• отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие);

• испытать потребность в чем-либо и т.п.

В комментарии не должно быть:

1) пересказа исходного текста или любой его части;

2) рассуждений по поводу всех проблем текста;

3) комментариев о действиях героев текста;

4) общих рассуждений о тексте: нужно прокомментировать одну из проблем!

 

Позиция автора и способы ее выражения

Автор может:

· посвящать свою статью...;

· полемически заострять тему (проблему);

· эмоционально воздействовать на читателя;

· делать читателя своим союзником;

· образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);

· выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

· образно представить суть проблемы, которая его волнует;

· усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;

· передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

· раскрывать сущность поставленных проблем;

· характеризовать сущность раскрываемых проблем;

· точно формулировать (выражать) мысль;

· заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.);

· показать злободневность рассматриваемой им темы (про­блемы);

· пытаться найти причины изображаемых негативных (пози­тивных) явлений;

· подчеркивать остроту поставленной проблемы;

· видеть глубину и актуальность проблем;

· обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д., аргументируя свой тезис;

· убеждать читателя в правоте своей позиции;

· показывать негативную сторону нашей жизни;

· выражать мнение большинства;

· недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положи­тельное) отношение к...;

· пытаться найти в читателе единомышленника;

· пытаться понять, почему...;

· использовать ряд убедительных аргументов;

· передать читателю свою заинтересованность данной темой, проблемой;

· ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедли­тельного ответа;

· помочь читателю увидеть традиционную тему (проблему) по-новому;

· утверждать, что...;

· уточнять некоторые моменты;

· писать интересно и ново о старых проблемах;

· ставить перед читателем цель — найти решение сложных жизненных проблем;

· привести в качестве примера цитату;

· быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни;

· намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы;

· заставить читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор);

· приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни;

· формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам;

· подчеркнуть истинное положение вещей;

· иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях;

· показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

· говорить с тревогой о наболевших проблемах;

· открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к...;

· призывать читателя к...;

· представить истинную картину происходящего;

· побуждать искать истину;

· стараться объяснить, почему...;

· поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее актуальной;

· убедительно доказывать, используя конкретные примеры;

· заставить переоценить отношение к;

· «глаголом жечь сердца людей»;

· дать новую жизнь старой теме (проблеме).

Авторская позиция может проявляться в:

• положительном;

• отрицательном;

• саркастичном;

• ироничном;

• осуждающем;

• неоднозначном;

• двойственном;

• небезразличном;

• суровом;

• скептичном;

• юмористичном и т.д. отношении к изображаемому.

 

Авторская позиция может быть выражена
1. Четко, прямо, непосредст­венно: · В названии текста. · В отдельных предложениях текста. · Через ряд аргументов. 2. Через модальный план тек­ста: · Риторические вопросы. · Риторические восклицания. · Порядок слов. · Лексические повторы. · Оценочную лексику. · Модальные слова и частицы. · Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.