Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТАТЬЯ 1. Право отзыва




МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЗАКОН ГЛАСИТ

Одобрен

на заседании Научно‑методического совета

при Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

27 октября 1998 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).

1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.

 

Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.

Этот документ выделяется из числа кодифицированных актов. Во‑первых, использование термина «закон» в данном контексте является условностью, так как законодатель, как правило, в создании модельных актов не участвует. Такие документы вообще не являются нормативными, не имеют властной природы, они носят рекомендательный, направляющий характер. Во‑вторых, очевидна их систематизирующая роль. Принципиальная особенность модельных законов в том, что они не возникают в результате систематизации, а сами эти документы выполняют систематизирующую роль, поскольку на их основе могут возникнуть единообразные нормативные правовые акты.

Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.

Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.

В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.

Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.

Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.

В результате кодификации конца XX – начала XXI века большая часть основ советского периода прекратила действие. Действуют следующие основы законодательства: об охране здоровья граждан (1993 г., в ред. 2004 г.), об архивном фонде (1993 г.), о нотариате (1993 г., в ред. 2004 г.), о культуре (1992 г., в ред. 2003 г.), основы гражданского законодательства (1991 г., в ред. 2001 г.). Имеются основы законодательства в международной практике правотворчества, например Решение от 10 февраля 1995 года «Об основах таможенных законодательств участников СНГ». Межгосударственные основы тяготеют к модельным законам.

Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.

Наиболее известной разновидностью кодифицированных актов, бесспорно, является кодекс. Определенную роль в этом сыграло созвучие слов «кодификация» и «кодекс», что популяризирует последний. На латыни кодекс означает – книга. Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодексы могут быть подвергнуты классификации по разным основаниям. Так, например, по отраслевому признаку кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые).

Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно‑процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).

Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально‑культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

С точки зрения законодательной техники кодекс отличается достаточно сложной структурированной системой. Нормативные понятия, принципы и предписания отдельных правовых институтов объединяются в параграфы, главы, разделы, подразделы, части. Основу для регулирования отдельных институтов могут создавать нормы, объединенные под названием «общие положения» или «основные положения», которые обычно являются начальными статьями всего кодекса или его частей, разделов.

Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.