КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правосознание: понятие, структура, функции
ПРИКАЗ ЗАКОН ГЛАСИТ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2006 г. № 78
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ Под определением термина следует понимать описание вводимого им слова с помощью более широкого (родового) понятия и других известных словосочетаний (межвидовых отличий) таким образом, чтобы исключались логический круг, тавтология и отрицательные признаки. В соответствии с правилами законодательной техники в федеральном законе должны содержаться определения только терминов, которые используются в законе и не определены действующим законодательством. Определение терминов предлагается ко всему содержанию проекта федерального закона технического регламента, а не к отдельным главам, и содержится в одной статье в «Общих положениях». Не должны определяться термины, которые непосредственно не относятся к данному проекту или являются общераспространенными в той или иной области технического (или научно‑технического) знания. При определении терминов должны использоваться термины либо уже определенные действующим законодательством, самим регламентом, либо содержание которых устоялось в правоприменительной практике.
Соблюдение указанных условий повысит качество принимаемых документов с точки зрения совершенства их формы, послужит устойчивости нормативных актов.
Рекомендуемая литература
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их развития // Журнал российского права. – 2007. – № 2. Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико‑юридическое оформление // Журнал российского права. – 2008. – № 2.
Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. – М., 1993. Давыдова М.Л. Юридическая техника как научная основа формирования профессионального мастерства юриста // Право и образование. – 2007. – № 7. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1998. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей. В 2 т. – М., 2001. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М., 2007. Кашина Т.В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. – 2008. – № 12. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. – 2001. – № 2. – С. 85–93. Научные основы советского правотворчества. – М., 1981. Нашиц А. Правотворчество (теория и законодательная техника). – М., 1974. Опубликование нормативных актов. – М., 1978. Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. – 2007. – № 5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801. Чернобель Г.Т. Процесс создания закона // Журнал российского права. – 2008. – № 1. Юридическая техника: природа, основные приемы, знание: ретроспективный библиографический указатель / Сост. и авт. предисловия В.М. Баранов и Н.А. Климентьева. – 2‑е изд., доп. и перераб. – Н.Новгород, 2005. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1990.
Контрольные вопросы
• Какие статьи Конституции РФ посвящены вопросам правотворчества? • Могут ли судебные органы участвовать в законодательном процессе? • Назовите стадии законодательного процесса. • Каковы правила подготовки проектов законов?
Глава 19. Правовое сознание и правовая культура правовое воспитание
• Понятие правового сознания. • Уровни правового сознания. • Правовая идеология и правовая психология. • Правовая культура. • Правовое воспитание. • Правовое просвещение. • Правовое образование.
Право представляет собой явление духовной жизни, оно принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Право во всех многообразных его проявлениях является отражением культуры и в то же время само оценивается субъектами права.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему и желаемому праву.
Правосознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как социальным институтом, с его возникновением, функционированием, развитием, правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Таким образом, можно определить правосознание как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражение отношения общества, групп, индивидов к праву как к целостному социальному институту – к нормативным правовым актам и иным характеристикам правовой системы. Правосознание – это оценка права, имеющаяся в обществе, выражающая критическое отношение к действующему праву, формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Правосознанию в духовной культуре присуща определенная самостоятельность, в том числе от позитивного законодательства. Оно связано с такими вопросами, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной социальной патологии и т. п. Правосознание имеет длительную историю развития со своими взлетами и падениями. Всплеск правосознания, как правило, характеризует периоды социальных перемен, революций. Во время ломки действующего законодательства вакуум заполняют новые идеи, эмоции, представления о будущем законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание играет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменении.
Как важнейшая составная часть правовой жизни общества правосознание взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами. Правовое сознание делится на два уровня: правовая психология и правовая идеология. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню правового сознания, формирующемуся в результате повседневной практики людей, их индивидуальной и коллективной деятельности. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.
Правовая психология – это несистематизированное сознание, выражающееся в отдельных психологических реакциях любого человека или социальной группы на государство, право, законодательство и другие юридические явления.
Радость или огорчение по поводу принятия того или иного нормативного акта, удовлетворение или недовольство от правореализационной деятельности, равнодушное отношение к противоправному поведению – все эти правовые чувства в совокупности образуют правовую психологию. Именно в среде психологических реакций право осуществляет свою социальную сущность – гуманизм, справедливость, формальное равенство всех перед законом. Следует иметь в виду, что именно от отношения к праву во многом зависит его эффективность. Правовая психология – наиболее глубинная, скрытая от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая подчас дает такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Психологическое невосприятие гражданами тех или иных запретов или дозволений ведет, как правило, к серьёзным проблемам в реализации нового законодательства, порождает значительные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование в правовой политике государства юридической психологии населения не раз оборачивалось провалом для тех или иных государственных мероприятий, которые с точки зрения своих социальных задач были полезны.
Кроме того, юридическая психология включает значительную часть бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает в себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового, так и противоправного поведения. Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания. Правовая идеология соответствует уровню научно‑теоретического отражения и освоения действительности.
Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
По сравнению с правовой психологией, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным или философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, правоприменительных актов и т. п.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно‑экономической формации, культуры, цивилизации и т. п.). В сфере идеологии и через нее находят свое отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми – учеными, политическими деятелями, а далее становится достоянием множества конкретных людей, которые достигают в своем сознании целостного отражения государства и права. Однако правовая идеология превосходит психологию по степени, характеру познания. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно‑чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального осмысления природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно‑исторической философии и догмы. Примерами правовой идеологии могут служить естественно‑правовая, позитивистская, социологическая теории права, современные концепции правопонимания. Цель правовой идеологии – выражение интересов, потребностей, достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ – классов, политических партий, общественных движений, государства в целом. Те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой‑либо политико‑правовой идеологии – консервативной, либеральной, коммунистической и других. В этом случае правовая идеология служит своеобразным планом‑программой деятельности людей, позволяет им поступать осознанно и направленно для достижения определенных целей. В отличие от конкретных, утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний, правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности на социальные, созидательные цели. Правовое сознание выполняет познавательную, оценочную, регулятивную функции. Познавательная функция заключается в восприятии и осмыслении правовых явлений, посредством чего и происходит, по существу, познание жизни. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и простые граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании. Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права по установлению (отождествлению) различных жизненных ситуаций с их правовой квалификацией с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Регулятивная функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают своеобразным специфическим регулятором поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив для конкретного поведения. Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентаций субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом случае правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально‑юридического контроля за поведением. Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка – готовность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступает своего рода стабилизатором в социальной среде.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |