Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки препинания в союзных сложных предложениях




 

Обратите внимание: всё, что сказано про двоеточие и тире, относится только к бессоюзным предложениям! Если же простые предложения связаны друг с другом с помощью вспомогательных слов (союзов или союзных слов), вы имеете право оперировать только запятыми!

Зато в союзных предложениях еще проще определить, где нужно эти «пограничные» знаки ставить: они должны возникать именно перед союзами. Все эти ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, ХОТЯ, ПОКА, а также любые вопросительные слова (те, которыми в русском языке принято начинать всевозможные вопросы: КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, У КОГО, С КАКИМИ и т.п.) – ваши добрые друзья и безотказные помощники. Они, как маячки, «сигналят» вам: «Ставь запятую!» - и никогда не подводят.

Итак, всего-навсего приучите себя замечать в предложениях слова-вопросы!

Я понял, что наступил рассвет.

Он спросил, когда мы вернемся.

Мы не знали, почему так получилось.

Он спросил, который час.

Некоторое затруднение в разделении сложного синтаксического целого на простые предложения может возникнуть, если придаточное не просто следует за главным предложением (или наоборот), а как будто «спрятано» внутри него:

Он спросил, который час, и пошел дальше.

В таких предложениях-«матрешках», естественно, одной запятой для разделения смысловых частей недостаточно: «внутреннее» предложение надо выделить с двух сторон. И если с первой запятой проблем никогда не бывает (опять-таки помогают союзы или союзные слова!), то про вторую запятую, «закрывающую» придаточное, обычно забывают. Так что будьте внимательны к предложениям такого типа:

Тому, что было, уже не суждено повториться.

Беседка, в которой дети играли в непогоду, почернела от дождей.

Упражнение 167. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. По возвращении из отпуска я узнал что Лена уехала в родной город и кинулся следом за ней. 2. Навес под которым дети играли в дождливую погоду почти разрушился. 3. Знаю я что не цветут там чащи. (Ес.) 4. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту. (П..) 5. Утром уж было видно что день разгорается жаркий и безветренный. 6. Ему казалось что в нем зарождается некое новое настроение но он не мог понять что ново. 7. Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле. (Ес.) 8. Если ты направился к цели и станешь дорогой останавливаться чтобы швырять камнем во всякую лающую на тебя собаку то никогда не дойдешь до цели. (Л.Т.) 9. Берегись того что не одобряется твоею совестью. (Л.Т.) 10. Я чувствовал что у меня в душе происходит что-то неладное и боялся что выражение моего взгляда или лица может выдать меня. 11. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (П.) 12. Играй так чтобы я не видел что заучено. 13. В кабинете так уютно и тепло что уходить не хочется. 14. Передо мной было большое круглое болото из-под пелены которого торчали редкие кочки. 15. Есть люди которым как бы предназначено судьбой всю жизнь мыкать горе.

Упражнение 168. Расставьте знаки препинания.

1. Дятел так ударял по дереву что оно гудело от корней до верхушки. 2. Бойцы завидовали неизвестному человеку которого ищет девушка и вспоминали своих любимых. 3. Надо так написать фразу чтобы она сразу была понятна читателю. 4. Лед был такой прозрачный что даже вблизи его трудно было заметить. 5. Все ждали не будет ли продолжения. 6. Она спросила не я ли сейчас позвонил в дверь. 7. Сегодня я жду приезда одноклассника с которым не виделся несколько лет. 8. Вдруг где-то в отдалении раздался один из тех непонятных ночных звуков которые возникают иногда среди глубокой тишины. 9. В бассейне вода которого казалась голубой весело плескались малыши. 10. Она поинтересовалась не собираемся ли мы на праздник и посоветовала поторопиться чтобы не опоздать. 11. Кончилось тем что его арестовали. 12. Пред ним в эту минуту лежало письмо над которым он сильно задумался. 13. Особенно поражали в ней эти черные выразительные глаза которым необыкновенная бледность ее и худоба щек придавали еще более блеску и величины. 14. На кустах которые смотрели в воду сверкала роса. 15. И она откинула назад голову чтобы поправить волосы которые заслонили ей лицо.

Упражнение 169. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Он сел на кушетку в позе человека который сейчас поднимется и просидел так час. (Сол.) 2. Нередко попадаются дни в жизни человека которые как бы исключительно пользуются правом наделять его неприятностями и неудачами.(Сол.) 3. Но никто мне не верит что это было именно так. 4. Дом до которого дошел Николай Всеволодович стоял в пустынном закоулке между заборами за которыми тянулись огороды. (Дост.) 5. Спою я тебе песню что сложили до меня добрые люди. 6. Тому что было уже не суждено повториться. 7. Когда весна придет не знаю пройдут дожди сойдут снега но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога. (А.Фатьянов) 8. Я вспомнил что встречал его когда-то и на всякий случай заулыбался. 9. Он не поверил что это случилось на самом деле и потребовал подробностей. 10. Я пришел чтобы помириться и прошу тебя выслушать меня спокойно. 11. Переставай говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься. 12. Когда наступила осень дорога превратилась в огромную лужу. 13. Чтобы открыть дверь нам пришлось попросить у соседки ключи которые она хранила по нашей просьбе. 14. Чтобы справиться с этим заданием вам придется взять несколько справочников которые есть только в университетской библиотеке. 15. Чтобы окончательно решить вопрос мы договорились встретиться у наших друзей которые жили неподалеку. 16. Чтобы достичь успехов необходимы старание и труд. 17. Чтобы не разбудить родителей я снял в передней ботинки и на цыпочках приоткрыл дверь которая тут же предательски заскрипела.

Упражнение 170. Расставьте знаки препинания.

1. Здешний климат если жить здесь долго на одном месте в самом деле излечивает. (Ч.) 2. Даже удивительно откуда у Анфисы берутся такие мысли. (Пауст.) 3. Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава. (Л.Т.) 4. В деревне куда мы направлялись нас уже ожидали. 5. Он поинтересовался зачем нужны такие запасы стройматериалов. 6. Надо было узнать с кем мы выполняем это задание. 7. Она не знала почему именно ей дали такое поручение. 8. Утром когда только рассвело мы вышли из дому. 9. Невозможно сказать до чего прекрасно бывает в темном лесу в яркий солнечный день. (Пришв.) 10. Кто не может взять лаской тот не возьмет и строгостью. (Ч.) 11. При этом непременно возникает горькое чувство будто ты оставляешь здесь частицу своего сердца. (Пауст.) 12. Пока я писал я чувствовал что пахло около меня лесом и степью. (Ч.) 13. Я думал о том что случилось и ничего не понимал. (Ч.) 14. Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем теплая и поплелся к Коваленкам. (Ч.) 15. Минуты две было тихо точно обоз уснул. (Ч.)

Вот и всё, что нужно знать для разделения простых предложений в составе сложного. Правда, есть несколько особых случаев, которые требуют от нас и особых умений.

 

Примечание 1. Бывают сложные предложения, в которых придаточная часть присоединяется к главной с помощью вопросительной частицы ЛИ. Эта частица всегда помещается не в начало придаточного предложения, а в его середину – после сказуемого. В таких предложениях границы между составными частями устанавливайте так же, как в бессоюзных, - по смыслу, а не по наличию союзного слова:

Они не знали, будет ли сегодня занятие.

Я спросил, далеко ли до центра, и отправился к остановке.

Упражнение 171. Расставьте знаки препинания.

1. Алексей долго выспрашивал знаем ли мы об этом происшествии и так ничего и не добился. 2. Ребята интересовались будет ли продолжение и наперебой обсуждали подробности кинофильма. 3. Я не знал сумеет ли она найти дорогу от остановки и решил выйти ей навстречу. 4. Мы пытались выяснить скоро ли отправится катер и расспрашивали всех на пристани. 5. Мне нужно узнать далеко ли до ближайшего поселка и побыстрее отправляться в путь. 6. Через полчаса Витя вернулся и спросил готовы ли мы к походу. 7. Я не знаю стоит ли откладывать нашу встречу если о ней уже заранее договорились. 8. Мы засомневались знает ли прохожий дорогу о которой мы его расспрашивали так долго. 9. Стоило ей только посмотреть на овраг как в нем тотчас начинал переливаться ручей. (Пауст.) 10. Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне. (П.) 11. Впереди где кончалась чаща стояла береза. (Ч.) 12. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. (Ч.) 13. Лицо его было бы красиво ежели бы не какая-то одутловатость и мягкие нестарческие крупные морщины. (Л.Т.) 14. Если бы вторая машина не выдержала пароход был бы унесен в море что при полном шторме грозило ему гибелью. (Пауст.) 15. Я даже позавидовал ибо этот газетный язык мне никогда не давался. (Ч.)

Примечание 2. Особого терпения от вас потребуют сложные предложения, в которых простые соединяются с помощью союза И. Дело в том, что иной раз два предложения, соединенные таким союзом, не разделяются запятой. Редкий, практически уникальный случай для русского письма, законы которого безусловно требуют пунктуационного разграничения всех предложений. Тем не менее, многие синтаксические конструкции с союзом И (а также ИЛИ, ЛИБО) эти законы нарушают:

Рано утром стукнула калитка и кто-то прошел по дорожке

Когда наступило утро, стукнула калитка и кто-то прошел по дорожке.

Утром я услышал, что стукнула калитка и что кто-то прошел по дорожке.

 

Дело в том, что у всех этих предложений имеется нечто их объединяющее:

· или общий член предложения (первый пример),

· или общее придаточное предложение (второй пример),

· или общее главное предложение, по отношению к которому они сами являются придаточными (третий пример).

Смысл этого исключительного явления должен быть вам понятен. Например, в первом из приведенных предложений поставленная перед И разделительная запятая лишила бы второе предложение обстоятельства времени, а значит, пострадал бы смысл высказывания: получилось бы, что калитка -то стукнула утром, а вот когда кто-то прошел по дорожке – непонятно. То же и с другими примерами: отсутствие запятой между предложениями уподобляет их однородным членам, и знаки препинания при них ставятся соответственно. Сравните:

В наших лесах водятся медведи и волки.

В наших лесах водятся медведи и встречаются волки.

Заметьте, что если таких предложений, соединенных союзом И, окажется не два, а три, то запятые между ними возникнут снова - но уже в соответствии с другим правилом (о знаках препинания при однородных членах предложения). Сравните:

В наших лесах водятся медведи, и волки, и кабаны.

В наших лесах водятся медведи, и встречаются волки, и попадаются кабаны.

Упражнение 172. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (П.) 2. И мысли в голове волнуются в отваге и рифмы легкие навстречу им бегут и пальцы тянутся к перу перо — к бумаге минута — и стихи свободно потекут. (П.) 3. Олег усмехнулся однако чело и взор омрачился думой. (П.) 4. Нахмурилось небо и полил дождь. 5. Настала торжественная минута и поезд, пыхтя, остановился у длинной выщербленной платформы. (Зор.) 6. Под сапогами хрустко поскрипывал белый рассыпчатый снежок а редкие желтые фонари отбрасывали золотистые блики. (Зор.) 7. Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки. (Л.Т.) 8. Как прекрасные и возвышенные мысли утрачивают привлекательность и силу так и пустяки во веки веков останутся пустяками. (Нем.-Данч.) 9. Творчество — высокий подвиг а подвиг требует жертв. (Качалов) 10. Храбрость для защиты Отечества — добродетель но храбрость в разбойнике — злодейство. (Бест.-Марл.) 11. Нет правды на земле но правды нет и выше. (П.) 12. Было уже тепло и по-настоящему пахло весной. 13. Сумерки приближались и надо было торопиться. 14. За городом кончались заводы зато начинались поля. 15. В ветреную погоду деревья шумят а листва будто трепещет.

Упражнение 173. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Огней в городе не зажигали и сумерки постепенно закутывали его в изменчивую дымку. (Пауст.) 2. Разрешения на въезд в Севастополь не было и мне пришлось взять билет до Бахчисарая. (Пауст.) 3. Я был уверен что от Бахчисарая до Севастополя я как-нибудь доберусь. (Пауст.) 4. Был тот предночной час когда стираются очертания, линии, краски, расстояния. (Шол.) 5. Он понимал что такой огонь нельзя остановить что это стихия. (Шол.) 6. Анфиса куталась в платок хотя вечер был теплый а на яблонях не шевелился ни один листок. (Пауст.) 7. Мне кажется что в гуле моря звучит бодрящая музыка. (Пауст.) 8. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов сединой блестят поля а вечерами над Волгой стоят румяные облака. (Пауст.) 9. Было уже темно и только свет от уличных фонарей и из окон лежал на широкой мостовой. 10. Мы вышли затемно и только утренние звезды освещали нам дорогу. 11. На подоконниках стояли горшки с геранью и резедой и на стенах были развешаны яркие картинки. 12. В оврагах цвела земляника и на опушках уже кое-где виднелись красные ягоды. 13. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать. (Г.) 14. Чтобы выстоять в этой войне наш народ вынес невиданные лишения которые еще никому не выпадали на долю. 15. Несмотря на то что все улыбались я видел как они недовольны мной.

Упражнение 174. Расставьте знаки препинания.

1. Поднимитесь на гору и вы увидите панораму города. 2. Надвинулась туча и вмиг всё вокруг потемнело. 3. Во тьме тревожно вспыхивала молния и гремел гром. 4. Прошел дождь и земля сразу стала влажной. 5. Солнце вышло из-за туч и стало теплее. 6. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. (Ч.) 7. И только что землю родную завидит во мраке ночном опять его сердце трепещет и очи пылают огнем. (Л.) 8. Вечерело и становилось прохладно. 9. Ветер утих и дождь перестал когда наступило утро. 10. В этот момент распахнулось окно и занавески взметнулись от сквозняка вверх. 11. Когда мы вошли в деревню пастух уже пригнал стадо и крестьяне вернулись с полей. 12. Надвинулась туча и пошел дождь. 13. В полдень нахмурилось небо и полил дождь. 14. В зимние дни все арки покрывал иней и парк от этого казался ещё наряднее. 15. Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его своими упреками. (П.)

 

Примечание 3. Особого внимания заслуживают сложные союзные предложения с несколькимипридаточными. Такие придаточные могут соотноситься друг с другом по-разному, соответственно различают три типа таких предложений.

  • Придаточные могут выступать как однородные члены: относиться к одному и тому же главному предложению, отвечать на один и тот же вопрос и даже вводиться одним союзом. Соответственно и зовется такое соподчинение придаточных однородным: Мне показалось, что отворилась дверь и заскрипели половицы.
  • Придаточные могут относиться к одному и тому же главному предложению, но при этом отвечать на разные вопросы и никак не соотноситься друг с другом – что называется, существовать в разных, никак не пересекающихся плоскостях. Такое соподчинение придаточных называют параллельным: Когда я вошел в дом, я услышал, что кто-то открыл калитку. Или: Я вышел из дому, когда начинался дождь, и торопливо достал зонтик, который что-то никак не открывался.
  • Придаточные могут просто следовать друг за другом (каждое последующее придаточное присоединяется к предыдущему). Такого рода соединение придаточных называется последовательным соподчинением: Я услышал, что кто-то вошел в калитку, которая осталась незапертой.

 

Упражнение 175. Расставьте знаки препинания.

1. Он говорит что спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны которая сказала злодеям будто бы я ее племянница. (П.) 2. Когда занялась заря стало видно что погода будет хорошая. 3. Она говорит что хочет простить меня, забыть все прошедшее и что в понедельник придет к нам сама. 4. Муромский попросил у Берестова дрожек ибо признался что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом. (П.) 5. Приятно когда на свете есть люди которым хочется помочь. 6. Он проснулся только тогда когда почувствовал что сани остановились. 7. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час. (Л.Т.) 8. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество детей. 9. Была ночь когда я вышел на улицу из дома где в кругу близких читал свой рассказ. 10. Я увидел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Т.) 11. Старик предупредил что если погода не улучшится о рыбалке нечего и думать. 12. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. (Ч.) 13. Брат строго сказал Алеше что если он обещал принести сегодня книгу так должен выполнить свое обещание. 14. В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.) 15. Едва наступило утро Валя взяла узелок который приготовила ещё с вечера и выскочила за калитку.

Упражнение 176. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. 2. Он долго не мог узнать когда же пойдет поезд с которым ему нужно было отправляться. 3. Едва мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней которых он выудил рано утром. (Акс) 4. Пока Алексей добирался до места пока он нашел нужный дом уже совсем стемнело. 5. Кучер сказал что дорога стала тяжелая и что мы можем опоздать. 6. Когда машина въехала на лужайку я сразу увидел живописный дом о котором столько рассказывала мне сестра. 7. Я ни о чем другом, кроме уженья, не мог думать и говорить так что мать сердилась и говорила что не будет меня пускать так как я могу захворать от сильного волнения. (Акс.) 8. Когда хлынул дождь мы бросились к сараю что стоял на краю деревни. 9. Яков встал рано утром когда солнце еще не поднялось и от моря веяло бодрой свежестью. (Ч.) 10. Когда я сказал что розы будут цвести все лето если правильно срезать цветы дети были в восторге. 11. Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. (Л.Т.) 12. Когда она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила. 13. Нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что занятия начинаются через неделю. 14. Думаю что надо согласиться со старым хлеборобом который когда-то сказал что хлеб — имя существительное и что все остальное — прилагательное. (М. Алексеев) 15. На мой взгляд, промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью если оно несет миру красоту и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека чье стремление к совершенству безгранично и неиссякаемо. (М. Алексеев)

Упражнение 177. Расставьте знаки препинания.

1. Я тут же убедился что они оба гораздо более меня способны к литературе. 2. Но я не испытывал зависти потому что твердо решил про себя что эта пьеса будет последним что я пишу. 3. Шарика несколько оживила мысль о том что сегодня на третье блюдо как он точно узнал на кухне будет индейка. 4. Филипп Филиппович бросил недопитую чашку кофе чего с ним никогда не случалось и выбежал навстречу доктору Борменталю чего с ним тоже никогда не бывало. 5. Прекрасно можно было бы закусить и выпить чайку если бы не все эти мрачные обстоятельства. 6. Теперь когда все откормились жирами и фосфором поэты начинают писать о том что это были героические времена. 7. Когда он вернулся и посвистал за ним из двери кабинета выскочил пес огромного качества. 8. Когда лейтенант заснул двери во всех купе закрылись а в теплом и ослепительном вагоне настало монотонное дорожное бормотание. 9. Очень возможно что высокоученый человек ее и разглядел. 10. Когда профессор приблизил свой гениальный глаз к окуляру он впервые в жизни обратил внимание на то что в разноцветном завитке особенно ярко и жирно выделялся один луч. 11. Я не погиб несмотря на то что удары сыпались на меня градом. 12. Лишь Чичиков увидел как Собакевич пайками орудует моментально и сам устроился. 13. Что произойдет в случае встречи с чеченцами у которых спалили пять аулов предсказать нетрудно. 14. Когда перевязал последнего вышел на загроможденное обломками полотно. 15. В один год я перевидал столько что хватило бы Майн-Риду на десять томов.

(Из произведений М.А. Булгакова)

 

Порой предложения с последовательным соподчинением порождают дополнительную пунктуационную трудность, поскольку их структура может быть несколько усложнена: «внутри» одного придаточного заключается еще одно, причем начинаются эти придаточные как будто в одном месте (во всяком случае, их союзы оказываются рядом). Получается, что третье предложение, вместо того чтобы мирно следовать за вторым, «забежало» перед ним. Сравните:

Аня сказала, что надо обратиться к врачу, если Саша болен,.

Аня сказала, что, если Саша болен, надо обратиться к врачу.

По правилам нашей пунктуации, все простые предложения в составе сложного должны быть отделены друг от друга запятыми. Но предложения, подобные вышеприведенному, это правило иногда нарушают: между союзами (союзными словами) запятая не ставится, если после «внутреннего» придаточногооказывается союз НО или указательные частицы ТО или ТАК. Сравните:

Я услышал, что, когда кто-то вошел в калитку, она громко скрипнула.

Я услышал, что когда кто-то вошел в калитку, то она громко скрипнула.

 

Итак, последний пунктуационный навык, необходимый для безупречного оформления сложных предложений.

Если вы заметите, что в одном месте предложения «скопилось» сразу два союза или союзных слова (например, ЧТО ЕСЛИ, И ХОТЯ, НО КОГДА и т.п.), это означает начало сразу двух придаточных предложений. Чтобы это безупречно оформить по законам нашей пунктуации, найдите конец «внутреннего» придаточного – того, что начинается вторым союзом. Поставьте в этом месте запятую – она обязательна. А вот далее присмотритесь.

 

  • если после внутреннего придаточного не стоит ТО, ТАК, НО, - вернитесь и поставьте еще одну запятую между союзами;
  • если стоит – такую запятую ставить не надо
 

Другими словами, в предложении такого типа должно быть что-то одно из двух – или дополнительное словцо после внутреннего придаточного, или дополнительная запятая между соседними союзами:

В газетах писали, что, хотя лето было жаркое, урожай не пострадал.

В газетах писали, что хотя лето было жаркое, но урожай не пострадал.

Упражнение 178. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Лида решила что если до утра не станет лучше то надо обратиться к врачу. 2. Сегодня я вернусь рано и если нужно будет мы успеем съездить в город. 3. Дедушка писал письмо и когда окончил его раздался звонок в дверь. 4. Дома оставалась бабушка которая пока дети собирали грибы приготовила ужин. 5. Анна Петровна сказала что если он хочет учиться дальше то надо серьезнее готовиться к экзаменам. 6. Володя пообещал что когда он приедет в следующий раз захватит с собой и сестру. 7. Я вечно буду за вас Бога молить и если моя молитва доходна к Богу и небо внемлет ей то вы будете счастливы. (Дост.) 8. Тут наступает для него трудная школа и если он до конца выдерживает ее то по прошествии нескольких лет удостаивается приема в компанию. 9. Так как всем было известно что если он выдержит этот экзамен то золотая медаль будет ему обеспечена все очень волновались. 10. Есть на нашей реке такие глухие места что когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (Пауст.) 11. Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно вспухшей. 12. Крепкий был человек Гуляев и когда он вернулся на Урал за ним тянулась блестящая слава миллионера. (Мамин-Сибиряк) 13. Николай Николаевич старается идти рядом с ним но так как он путается между деревьями и спотыкается то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (Купр.) 14. В коридор выходило несколько дверей и пока мы сбивали снег с валенок я услышал как кто-то говорил вполголоса. (Ч.) 15. Я на минуту задумался и когда снова посмотрел на крышу девушки уже не было. (Л.)

Упражнение 179. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Мне отрадно думать что я несчастен не потому что виноват больше всех но потому что такова моя судьба. (Л.Т.) 2. В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Ивановича он подошел к своей кровати, взглянул на часы которые висели над нею повесил хлопушку на гвоздик и в самом приятном расположении духа повернулся к нам. (Л.Т.) 3. Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (Черн.) 4. Отец сказал что знает дорогу через лес которая гораздо короче этой. 5. Когда пламя горело слабее и кружок света суживался внезапно из надвинувшейся тьмы выставлялась лошадиная голова. (Т.) 6. Человек одарен разумом и творческой силой чтобы преумножить то что ему дано. 7. Я вбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз вошел в комнату где так долго жила моя сестра. 8. Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые. (Л.Т.) 9. Поскольку комната в которую мы вошли была тёмной я не увидел с кем Генка поздоровался и кому он так широко улыбнулся. 10. Павлик говорил так как будто у него болело горло и все время силился улыбнуться чтобы Ольга не заподозрила ничего дурного. 11. Было ясно что Костя прав и что мы должны продолжать наш путь. 12. Старик вернулся и заявил что придумал как перебраться на другой берег незамеченным. 13. Дедушка наконец понял что его разыграли и стал громко расхваливать затейников удивляться тому как хорошо были сделаны костюмы и благодарил всех за то что так его развекли. 14. Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить что это за место и в какой части океана находится наше судно. (Пауст.) 15. В старину когда люди были ближе к природе и природа была ближе к нам ворон называли вещуньями но теперь вороны потеряли способность вещать но все-таки они остались себе на уме. (Пауст.)

Упражнение 180. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Мои друзья знали что если не будет проливного дождя наша встреча состоится. 2. Тут открывался с горы такой простор что если бы распахнуть руки чуть-чуть пошире то легко можно было бы полететь. 3. Я читал что хотя киты и живут в теплой части океана но их можно встретить и у берегов Антарктиды. 4. Вообще я в своей практике и в домашней жизни заметил что когда старикам советуешь поменьше есть то они принимают это чуть ли не за личное оскорбление. (Ч.) 5. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу и если пристально вглядываться то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение. 6. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче. (Арс.) 7. Ребята шагали быстро и когда справа показался лесок до места ночлега оставалось всего три километра. 8. Мы давно не были в этих местах и когда на днях пришлось побывать здесь так я их почти не узнал. 9. Все шло хорошо но когда стемнело мы заблудились. 10. Представление окончилось и когда занавес опустился зрители стали покидать зал. 11. Но напрасны были все льстивые слова Степан Владимирович не только не расчувствовался хотя Арина Петровна надеялась что он ручку у ней поцелует и не обнаружил раскаяния но даже как будто ничего не слыхал. (С.-Щ.) 12. Было уже светло и народ стал подниматься на работу когда я решил возвращаться домой. (Л.Т.) 13. Когда песня была допета пассажиры затихли и никто не сказал больше ни слова. (Т.) 14. Ранней весной когда сходит снег и подсыхает прошлогодняя трава в степи начинаются пожары. (Акс.) 15. Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место, изуродовать ту землю на которой они жались как ни забивали камнями землю чтобы ничего не росло на ней как ни счищали всякую пробивающуюся травку как ни дымили каменным углем и нефтью как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже в городе. (Л.Т.)

Упражнение 181. Расставьте недостающие знаки препинания.

Я знаю твердо человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. Морское одиночество — это тот беззвучный подъем когда человек даже враждебен всякому разговору он предпочитает молчать. Да и что скажешь на нашем плоском языке когда остаёшься один на один с морем! Ты чувствуешь твое перегретое за день тело захлестывает и охлаждает нежнейшая морская пена она тает на тебе и прикасается к воспаленной коже свежо и осторожно, как ветер с эллинских островов. Это прикосновение похоже на разговор с морем ты жалуешься волне а она отвечает тебе ласково и нежно. Морское одиночество всегда благотворно в нем присутствует сознание бессмертия которое всегда дарит нам море. Я проводил на берегу все дни до заката часто засыпал в тени большой скалы медленно читал книги и по целым часам мог смотреть на летучие облака. Никакие тревоги и заботы не касались меня я был счастлив. Чистый первобытный свет спускался на землю и я совершенно забыл одну простую вещь такой нечаянный и огромный душевный покой никогда не остаётся безнаказанным.

(По К.Г. Паустовскому)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.