Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические концепции изучения психических явлений 1 страница




 

Бихевиористское направление. В начале ХХ века в психологии сформировалось бихевиористское направление в изучении поведения человека (бихевиоризм). Исторически направление прослеживается от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Суть бихевиористского анализа заключается в приоритете исследований конкретных действий и поступков индивида, то есть поведения. Основная формула бихевиоризма – это S-R (стимул и реакция). Представители данного научного направления делают упор на действиях и поведении человека, а не на его размышлениях по поводу своих действий. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, сформулировал его кредо: «Предметом психологии является поведение». Все, что не поддается объективному измерению, по мнению бихевиористов, не подлежит изучению: мысли, размышления, сознание человека, так как их невозможно точно исследовать и зарегистрировать. Поэтому основная задача психологии заключается в определении по реакции вероятного стимула, а по стимулу – определенной реакции. Таким образом, с точки зрения бихевиоризма личность представляет собой организованную и устойчивую систему навыков поведения. Один из основателей бихевиоризма американец Толмен в 1948 г. подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя параметрами новую переменную I (психические процессы индивида, зависящие от его генетики, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула). Формула приобрела вид: S-I-R.

Психоаналитическое направление, или фрейдизм. Психоанализ тесно связан с именем З. Фрейда. Он впервые в научной психологии выдвинул идею о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Поведение, по его мнению, подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Последние зависят и обусловлены инстинктами, но, прежде всего, подавленными желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания в связи с определенными социальными нормами, и поэтому они вытеснены в область бессознательного. Эти желания, действуя на бессознательном уровне, проявляются в виде сновидений, оговорок, отклонений в адекватном поведении и оказывают влияние на выбор профессии, творческую деятельность, социальные контакты и т. п. Согласно концепции З. Фрейда, личность человека состоит из трех компонентов:

– «ОНО» (бессознательная часть психики, система врожденных инстинктивных влечений, как агрессивных, так и сексуальных);

– «Я» (уровень сознания);

– «СВЕРХ-Я» (носитель моральных стандартов общества и критик поведения).

В силу действия «СВЕРХ-Я» развивается конфликт между «Я» и «ОНО». Для спасения от конфликта применяются различные средства психологической защиты: вытеснение, подавление, проекция, рационализация и др. В поздних работах З. Фрейд пишет о существовании двух основных категорий инстинктов: 1) служащих цели сохранения жизни (инстинкт любви – Эрос); 2) противодействующих жизни и стремящихся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – Танатос).

Теория З. Фрейда во множестве модификаций представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др.

Гуманистическое направление. Эта научная концепция ставит в центр своей методологии личность, которая является центром в принятии решения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу, а контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия теории – человеческое существование, принятие решения (выбор) и соответствующее ему действие, интенциональность. Один из основателей гуманистического направления в психологии К. Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации или самовыражению. К числу представителей этого научного направления следует отнести следующих психологов: Р. Перлза, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и др.

Трансперсональная психология. Это научное направление в психологии появилось в 60-е годы ХХ века. Его представители (К. Юнг,
С. Гроф и др.) пытаются обосновать новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать характеристики психических явлений, не получившие достаточного развития в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Прежде всего, это относится к предельным возможностям психики, в том числе к мистическим переживаниям и мистическому сознанию. Предметом трансперсональной психологии является изучение «психологии за пределами личности», так называемых измененных состояний сознания. Переживания в связи с измененными состояниями сознания могут вести к смене ценностей, духовному перерождению и обретению целостности личности. Разрабатывается модель души человека, в которой признаются значимость духовного и космического измерений, в теории используются понятия коллективного бессознательного, сверхсознания и др. В основе трансперсональной психологии лежат психоанализ и восточные философско-психологические системы.

 

4. Принципы, методы и структура современной психологии

 

Современная психология в своем объяснении психической жизни исходит из принципа единства сознания личности и деятельности (сознание и деятельность индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство). Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этим принципом рассматривают два взаимосвязанных процесса – интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта, приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности на основе приобретенных психических образований, развития психики, сознания в деятельности (психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека), генетического (или исторического) подхода к пониманию психического.

Сущность генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психолог стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории.

Этот принцип образовал метод «продольного» изучения личности ребенка («лонгитюдный метод»); детерминизма (данный принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе с изменениями образа жизни); системности (все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга).

К числу основных методов психологии относят:

– методы психодиагностики личности и группы людей;

– методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека;

– методы психологического консультирования;

– методы психогигиены и психопрофилактики;

– методы психологической экспертизы.

Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе.

Поэтому первой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующим образом:

– метод прямого наблюдения собственной психической жизни (самонаблюдение, интроспекция) и психики других людей, отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертных оценок;

– метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком в связи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях (например, выполнение профессионального задания) и, во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;

– психодиагностические методы – тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека, Леонгарда, Личко и др.), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др.), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицы Равена и др.), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др.).

Структура современной психологии включает в себя разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.). Предметом возрастной психологии является изучение психологических факторов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.

Выделяют много отраслей психологии, связанных с изучением психологии человека и групп при осуществлении различных видов профессиональной деятельности (педагогическая, юридическая, военная, спортивная, космическая, медицинская психология и др.). Особое место занимают зоопсихология и специальная психология (психология слабослышащих, слабовидящих и др.). Все отрасли психологии тесно связаны с общей и социальной психологией, выбирая для себя общепсихологическую и социально-психологическую информацию, необходимую для построения конкретной области психологических знаний.

 

5. Задачи юридической психологии

 

Юридическая психология является наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет собой основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы, из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности.

В юридической психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов общества исходя из общественной необходимости, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации юридическая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей трактуются в нравственном аспекте, таким образом, справедливость является условием нормального развития общества – это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что право представляет собой не только критерий регрессивного развития общества, но также и инструмент этого развития. Следует особо подчеркнуть, что общеобязательную силу способна приобрести только такая правовая норма, которая может выполнять функцию нормы социальной, т. е. соответствовать социальным запросам общества и самой личности, социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Именно поэтому социально-психологическими аспектами являются престиж права, солидарность личности с принимаемыми законами и правовая социализация личности.

Криминальная психология является областью юридической психологии, которая изучает:

– психологию лиц, совершивших различные правонарушения;

– механизм совершения ими преступлений;

– психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, порождающих его поведение, поэтому преступное поведение является конфликтным, основанным на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также отдельными личностями.

Преступное поведение всегда ослабляет механизмы социального самоконтроля, а потому преступная личность «выпадает» из системы нормальных социальных связей.

Среди основных задач юридической психологии можно назвать:

– осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний;

– раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

– обеспечение глубокого понимания юристами объекта своей деятельности – поведения человека;

– раскрытие особенностей психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

– выработка рекомендаций по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использование выявленных общих психологических особенностей применительно к отдельным стадиям, отдельным видам правоохранительной деятельности.

Юридическая психология решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности. Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций:

– образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков);

– концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок);

– научно ориентирующую (формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, норм поведения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности);

– регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста);

– превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий).

Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них внутренних барьеров негативного отношения к возможностям юридической психологии; предубеждения к науке и научным данным; пассивности к инновациям, новым методам работы и др.

 

6. Место юридической психологии в подготовке юриста

 

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного. Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способность свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения судебно-психологической экспертизы. В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5 % неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам, основная же масса из них – по поведенческим проявлениям. Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника. Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста.

Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения, формирования правовой психологии населения и правосознания. Большое внимание в юридической психологии уделяется анализу правоохранительной деятельности и личности работников, ведущих борьбу с правонарушениями.

Поэтому можно сказать, что предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или, точнее, психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или с нарушением норм права).

Иными словами, юридическая психология представляет собой отрасль науки, изучающую закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

 

7. Система и структура юридической психологии

 

Юридическая психология может быть охарактеризована как система, включающая в себя следующие элементы:

правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в общей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы и социальной адаптации освобожденных;

психология гражданско-правового регулирования включает в себя психологию гражданских правоотношений и психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел.

В содержательном отношении система юридической психологии представлена следующей структурой, состоящей из нескольких важных отраслей знаний. Так, криминологическая (криминальная) психология изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендации по предупреждению правонарушений.

Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельности судебно-следственных работников и органов дознания по сбору доказательств в уголовном или гражданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективной тактике проведения различных процессуальных действий (осмотра места происшествия, допроса, опознания, очной ставки и др.). Отдельное направление этого раздела юридической психологии составляют диагностика ложных показаний и борьба с лжесвидетельством. Оперативно-разыскная (оперативная) психология исследует психологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания. Данное направление юридической психологии ориентировано на психологическое обеспечение работы оперативного состава МВД, ФСБ и других спецслужб России. В качестве отдельных разделов юридической психологии можно выделить психологию охраны общественного порядка и безопасности, психологию охранной деятельности.

К указанным структурным элементам юридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности.

Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администраций тюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний.

Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспекты подбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личного мастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка. В этом разделе юридической психологии рассматриваются особенности деятельности руководителей правоохранительных органов и даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом.

 

8. Методологические принципы и методы юридической психологии

 

Методология – учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто не замечаемые, допускаются из-за нечеткости методологических позиций. Опора на методологию открывает принципиально верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков. Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных социальных и личных жизненных коллизиях, методологическая обоснованность и надежность имеет особое значение.

Можно выделить четыре уровня методологии: уровень общенаучной методологии, частной методологии психологической науки, специальной методологии юридической психологии и уровень методики юридико-психологического исследования. Общая и частная методологии – основа любого познания и психологического в частности. Третий и четвертый уровни максимально отражают ту своеобразную феноменологию, которая присуща только юридико-психологической реальности и позволяют познавать и влиять на нее наиболее специфично и профессионально.

Общенаучные и психологические принципы. В психологической науке эти принципы разработаны в едином комплексе, и юридическая психология использует их для решения стратегических вопросов применительно к специфике юридико-психологической реальности.

К важнейшим принципам относятся:

1. Принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на научные знания пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание научной картины юридико-психологической реальности.

2. Принцип детерминизма (причинности, каузальности), отражающий объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать причины юридико-психологических явлений, а также рассматривать последние как причину тех или иных следствий в правовой сфере. Установление причин – важнейшее условие разработки конструктивных предложений по совершенствованию практики, в противном случае они будут «бить» по следствиям и ничего не улучшать.

3. Принцип взаимосвязи и взаимодействия вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они связаны и влияют друг на друга. Если изучаемое психологическое явление попадает в систему связей с другими психологическими или непсихологическими явлениями, то оно как-то будет изменяться под их влиянием и в то же время, изменившись, окажет какое-то обратное влияние. В юридико-психологической реальности трудно, даже невозможно, найти что-то, что можно понять изолированно, вне взаимосвязей с другими явлениями, условиями или событиями. Так, возникнув, скажем, под влиянием какой-то нормы права, юридико-психологическое явление (следствие) не пассивно следует ему, а меняет регулирующую силу нормы, увеличивая или ослабляя ее. Это необходимо учитывать при изучении психологических явлений и их возможностей изменять правовые.

4. Принцип системности развивает предыдущий и противостоит функционализму – упрощенному схематическому представлению о том, что психическая деятельность протекает как простая сумма отдельных, локальных психических актов (например, познавательных или эмоциональных). Между тем и сама психика, и ее проявления системны. Так, ошибочно полагать, что наличие у человека какого-то качества (неуравновешенность, вспыльчивость, агрессивность и др.) является причиной преступления. Преступления совершают не какие-то отдельные качества, а личности. Это всегда личностный акт, в котором обнаруживается весь внутренний мир человека, санкционирующий и регулирующий проявление каких-то «криминогенных начал». Агрессивностью, например, обладают миллионы людей, но только малый процент их совершает преступления. Никакой поступок человека нельзя также понять вне системы его жизнедеятельности – цепочки жизненных актов, объединенных определенной линией поведения в жизни, образа жизни, выступающих более сложными системами и влияющими на каждый поступок. Например, алкоголизм не просто какой-то отдельный порок в организме человека. Это образ жизни, особая система жизненных ценностей, особый взгляд на мир, специфическое мировоззрение, психология. Алкоголизм невозможно вылечить никакими уколами или пилюлями, не изменив психологию личности как системной целостности, не вырвав «алкогольную душу». Научиться психологически влиять на человека – значит научиться влиять на его психику как систему, оказывать не разовые, а комплексные и системные влияния в соответствии с социальными и юридическим целями и задачами.

5. Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте. Подобно тому, как каждый индивид во время внутриутробного развития в чреве матери за девять месяцев анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции человека от клетки до готового к рождению зародыша человека, и ребенок, появившись на свет, в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющуюся, но в миллионы раз ускоренную, историю развития психологии личности от питекантропа до человека современного. Только результаты психологического развития каждого человека далеко не однозначны, индивидуализированы и в решающей степени обусловлены обстоятельствами истории его жизни и его собственной активности.

Вышесказанное относится практически ко всем психическим процессам, состояниям и свойствам человека. Поэтому к каждому человеку нельзя подходить с однажды сложившимися мерками. Психологическую данность надо рассматривать как срез на пути непрерывного ее изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть именно их, понять движущие силы, найти при необходимости способы их изменений. Принцип развития – основа научного и практического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений психологии человека при решении задач укрепления правопорядка.

6. Принцип взаимосвязи психики и деятельности констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность – продукт психологии человека. Психическая деятельность – внутренний план, детерминанта внешней активности. При оперировании с объектами мира, действуя, человек не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, но и раскрывает их свойства, недоступные нередко пассивному созерцанию. Например, свойства горючести, хрупкости объектов обнаруживаются, только когда их поджигают и разбивают. Важно, что в деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется. Сознание, особенности психики человека, проявляясь и реализуясь в деятельности, испытывают обратное влияние со стороны характеристики ее слагаемых: объектов, условий, целей, мотивов, способов и др. Поучителен «эффект подмоченных штанов»: человек, уважая себя, желая выглядеть достойно и быть оцененным другими, выходит на улицу, приодевшись, нагладившись и начистив обувь. Но на незаасфальтированной улице после дождя – грязь, лужи. Человек, тщательно выбирая места, прыгая с камешка на камешек, пытается не замараться. Но вдруг неудача – нога соскальзывает и он по колено в грязи. Раздосадованный, махнув на все рукой, он, не разбирая уже дороги, начинает топать по лужам. Так нередко происходят серьезные перемены в людях, часто связанные с неудачным соприкосновением с теми или иными элементами и представителями правовой сферы.

Специальные методологические принципы юридической психологии. Специфика интегративности юридико-психологических феноменов (фактов, закономерностей, механизмов), их комплексная опосредованность всеми обстоятельствами жизни (политическими, социальными, материальными и др.), в том числе правовыми, определяет существование особых, своеобразных причинно-следственных связей (в том числе устойчивых – юридико-психологических закономерностей), необходимость их раскрытия и принятия во внимание при решении прикладных вопросов. Эта необходимость находит выражение в специальных методологических принципах юридической психологии, дополняющих общие. В них воплощается и обобщается опыт юридико-психологических исследований и удачных прикладных научных разработок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.