Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению цивилизации в гуманитарных и социальных науках




Изучение цивилизаций поделено на две, хотя и не равные, сферы между представителями гуманитарных и социальных наук. Первые склонны обращаться к изучению прошлого той или иной цивилизации, обычно к ее «классическому периоду», вторые – к современной истории. Гуманитарии «опрашивают» тексты, памятники и картины; приверженцы социальных наук «опрашивают» народы. В гуманитарных науках цивилизация изучается через рассмотрение творений наиболее мыслящих и творческих умов, в социальных науках – через достижения и характер мышления множества простых людей. Вследствие дробления научных дисциплин и изучаемые нами цивилизации становятся расчлененными, в результате чего утрачивается связь между прошлым и настоящим, текстом и контекстом, философом и крестьянином.

В этом состоянии академической науки совершенные творения, зафиксированные в великих произведениях мыслителей и художников, не имеют заметного отношения к проблемам и человеческим стремлениям современности. До тех пор пока ученый гуманитарий отказывается воспринимать всерьез настоящее и не проявляет никакого интереса к жизни обычного деревенского населения и до тех пор пока представитель социальных наук пренебрегает «работой в библиотеках» и не стремится соединить свое исследование с рассмотрением обычной жизни в высоком искусстве и деятельности институтов образования по целенаправленному культивированию умов и нравов, картина цивилизации, которую рисуют те и другие, останется неполной.

В работах Г. Грюнебаума об исламе мы видим прекрасное соединение гуманитарного и социального подходов. Как по размаху концепции и методам культурологического исследования, так и по отбору проблематики мы находим в них соединение социальной науки с культурной антропологией. В его книге «Ислам. Очерки о природе и формировании культурной традиции» рассматриваются три основные проблемы в исламской цивилизации: 1) рост среди мусульман сознания принадлежности к общей культуре; 2) выражение единства исламской цивилизации в литературе, политической мысли, науке, устроении города; 3) взаимодействие ислама с другими цивилизациями. Эти проблемы подлежат рассмотрению при изучении каждой цивилизации, и только их полноценное освещение может дать целостную картину цивилизации и присущих ей культурных процессов, поддерживающих преемственность в ее движении от прошлого к настоящему.

Комментарии. В данном фрагменте приводится высказывание двух видных американских культурологов о различии и взаимодополнительности двух основных подходов в изучении культуры вообще и цивилизации в частности, получивших развитие в рамках гуманитарных и социальных наук. Это расхождение прежде всего разделяет постигающий подход, целью которого является полноценное выявление «внутренних смыслов» того или иного текста, произведения, направления, элемента культуры, и познавательный анализ, дающий возможность выявить реальное функционирование явлений культуры, связь различных компонентов культуры между собой и со всей системой социальной регуляции, а также смысл исторических судеб культурных явлений. Внимание к социальной нагруженности культурных феноменов переходит в рассмотрение закономерностей функционирования социальной жизни в ее социокультурных измерениях. Такой анализ в немалой степени смыкается с собственно социологическим подходом, однако рамки социологии приходится сильно расширить, чтобы включить в нее изучение крупномасштабных исторических процессов, макроизменения в духовной жизни общества, соотношение различных компонентов социальной регуляции и т.д. (См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.).

В. Каволис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.