Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О специфике самосознания исламской цивилизации




ОБЩИЕ ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В рамках культурологического исследования, имеющего целью углубленное самопознание западной цивилизации, рассмотрение ислама по ряду причин дает благодатный материал.

1. Ислам дает картину развития мировой религии при полном свете истории.

2. Он дает еще и картину становления на основе этой религии особой цивилизации.

3. В ходе развития исламской цивилизации инородные культурные традиции были впитаны, модифицированы и вновь устранены. Некоторые из этих традиций были использованы при формировании Запада. В целом подъем и упадок исламской цивилизации между VII и XII вв. в почти драматической форме освещают процесс культурного взаимодействия и культурной трансформации, а также и принципы культурного влияния.

4. Исламская цивилизация представляет собой целостную систему мировоззрения и поведения, выросшую на основе фундаментального импульса и охватывающую все отношения человека – к Богу, миру и самому себе. Эта система достаточно близка западному мировоззрению, чтобы сделать ее интеллектуально и эмоционально понятной. Вместе с тем она довольно далека от нас, чтобы по контрасту дать более глубокое самопознание Запада.

Важно понять, что исламская цивилизация как культурная сущность не соответствует нашим исходным принципам. В ней отсутствует жизненный интерес к аналитическому самопознанию, и она еще менее интересуется в структурном изучении других культур либо для чистого познания, либо для понимания собственного характера и истории.

Абсолют ислама самодостаточен; абсолютная правда самодостаточна; изучение недостатков и несовершенств само по себе не достойно напряженных коллективных усилий. Немусульманский мир заслуживает интереса, но в каком-то смысле он остался в прошлом, его основания устарели с тех пор, как конечное откровение проявилось через Пророка и зафиксировано в неизменных нормах поведения и социального устроения, а Божья благодать способствовала их реализации в исламском обществе, – хотя, конечно, далеко не в полной степени. Это не значит, что исламское общество не испытывало изменений или что эти изменения оставались незамеченными самими верующими. Однако они воспринимались как проявления человеческой слабости и как временный отход от должного, не имеющий в конце концов особого значения. Определенное нежелание признавать реальность исторической ситуации, если такое признание ведет к конфликту с существующим положением, над которым общество не властно, было характерным для большинства мусульман в ситуациях интеллектуального унижения и постоянных кризисов прошлого столетия. Доказательства сохраняющейся универсальной значимости веры и неизменности типов ее культурной реализации по-прежнему заменяет анализ современного положения и места в нем ислама.

Эта позиция ведет к особому интересу к проблемам власти и успеха ислама в истории с точки зрения подтверждения откровения.

[Ислам, в сознании самих мусульман, – это общность, созданная для осуществления того императива, который выражен в вечном слове Бога. Опыт раннего успеха наложил отпечаток на все мышление верующих, несмотря на позднейшие неудачи и крушения политического господства, упадок веры и ослабление исламского общества.]

По моему мнению, мусульманин, и особенно мусульманинараб, входит в неумолимый конфликт с исторической ролью, обозначенной в его концепции религии и культуры. Если именно история – испытание идеала, то это испытание должно быть выдержано. Обманывать себя утешительной в эмоциональном, но безответственной в интеллектуальном плане историографией – значит оставлять невыполненной необходимую задачу. Вот почему вновь и вновь возникающее чувство неуверенности требует реабилитации через то же утешительное обращение к прошлому. Внимательное изучение интерпретации истории современными исламскими авторами, равно как и знакомство со средневековой исламской теологией, вызывает некоторые сомнения относительно того, в какой степени ислам готов принять историю как реальный опыт. В принципе ислам таков, каким он стремится себя видеть, и история должна быть лишь источником примеров для заранее сделанных выводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.