Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция и изменение в индийской цивилизации




Трансформация индийской цивилизации

Какие бы глубокие изменения не происходили в индийском обществе, носители этих изменений в большинстве продолжают считать себя верными адептами индуизма. Это возможно благодаря некоторым общим чертам индуизма, облегчающим адаптацию. Одной из этих черт является то, что индуизм допускает множество путей спасения и предписывает различные обязанности разным людям согласно уровню их развития и положению в жизни. Эта концепция предполагает последователю выбор между выполнением ритуалов, преданностью Богу и аскетическим отрешением.

Другая черта индуизма, поддерживающая доктринальный плюрализм и децентрализованную структуру, – представление о том, что религиозные и философские истины имеют не только теоретическое значение, но и применяются на практике. Вера в нереальность мира и индивида и конечное уничтожение первого не мешает адептам индуизма принимать активное участие в «мирских» делах. Видимое противоречие они объясняют тем, что религиозные доктрины верны на другом, высшем, космическом уровне.

Третья черта индуизма, облегчающая адаптацию к новому, – это модель социальной организации, описанная в священных текстах, – теория варн. Как отмечает Μ.Η. Шринивас, теория варн выполняет важную связующую и объясняющую функцию по отношению к местным различиям. Она связывает высшие установки санскритизации с экономической и политической мобильностью каст, которые приобретают власть, богатство и современное образование. Таким образом, санскритизация представляет собой процесс включения групп в систему, а также обеспечения мобильности групп, уже включенных в нее.

Индийское общество и культура не являются традиционными в том значении, которое вкладывали в это слово в предыдущем веке, т.е. подчиненное неизменяющейся традиции и древним обычаям. Традиционализм индийской цивилизации в другом – в способности инкорпорировать инновации в развивающуюся и изменяющуюся структуру культуры и общества. Эта способность отражается в целой серии механизмов адаптации и в приемах обращения с новым, иностранным, чужим. Действие механизмов адаптации делает возможным своего рода «культурный метаболизм», который поглощает инородные культурные тела, изолирует их, ломает, придавая нужную форму, и внедряет в местную «культурную протоплазму».

Включение культурных инноваций. Новые для данной культуры элементы, рассматриваемые как чужие, получают соответствующее название и образуют некий «анклав», имеющий подходящее символическое обозначение. Вначале группы местного населения, которые оказываются связанными с иностранцами, действуют на свой страх и риск и могут быть даже подвергнуты остракизму. Однако со временем отношение общества к инноваторам и их помощникам меняется, и сфера инновации начинает рассматриваться как нейтральная, где не нужно выполнять религиозные предписания со всей строгостью. Происходит процесс «ритуальной нейтрализации иностранных анклавов». После нейтрализации нововведения оно становится стилистическим или типологическим вариантом в целом ряду предпочтений. Так, например, одежда, производимая и носимая индийцами, до сих пор называется европейской. На следующем этапе нововведения становятся частью местной культуры. «Индианизация» проходит через несколько стадий, после чего нововведение признается таковым, но его иностранное происхождение забывается или игнорируется. Например, такие английские слова, как «hotel», «thanks», уже не воспринимаются как иностранные. Когда это происходит, то можно сказать, что нововведение было принято и инкорпорировано в культуру. Но включение нельзя считать полным до тех пор, пока заимствование не будет рассматриваться не просто как современное, но и как традиционное. На последней стадии инкорпорирования заимствование должно стать «древним», должно быть подчинено нормам, основанным на обычае или священных текстах, и должно иметь миф, который связал бы его предшественниками и прецедентами. Так, например, Запад иногда удивляют усилия индийцев найти в Ведах упоминания об аэроплане или реакции деления атомного ядра. Архаизация, таким образом, оказывается условием модернизации.

Индийцы, таким образом, признают новшества во многих формах, но смотрят на модернизацию как на процесс культурной реставрации, где новое оказывается чем-то старым, а не наоборот, что-то новое возникает из старого.

Комментарии. Особое значение работы М. Сингера, приписываемое ему «структурное открытие» в теории цивилизаций, заключается в том, что в ней раскрывается структура индийской цивилизации как сети отношений (см. гл. I)

которых значительную роль, в дополнение к варно-кастовой системе, играют религиозные центры, кадровые специалисты в священных делах и ритуалы, в которых так или иначе принимает участие все население. В этой сети отношений происходит взаимодействие «большой» и «малой» традиций, в ходе которого сложилась устойчивая и разнообразная срединная культура, соединяющая народные и элитарные компоненты, создающая неразрывную и устойчивую ткань отношений между различными конфессиональными, социальными и этническими группами городом и деревней, территориями, элитой и народом и т.д.

В. К. Шохин




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.