Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и состав административного правонарушения




 

Понятие административного проступка законодательно было впервые введено в 1980 году в Основах законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 года*(125) давало следующее понятие административного правонарушения: "административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность".

По иному ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ определяет понятие административного правонарушения. Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из определения административного правонарушения, выделяют следующие его признаки:

- Деяние в виде действия (например, сброс отходов производства и потребления на почву) или бездействия (например, отсутствие необходимых эколого-разрешительных документов в результате бездействия уполномоченного на то должностного лица).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях признает административным правонарушением только конкретное поведение человека, а не его мысли и убеждения.

Действие - это активное поведение человека, направленное на достижение определенной цели.

Бездействие - невыполнение своих обязанностей или неприменения своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности.

- Противоправность деяния - правонарушением признается только такое деяние, которое запрещено законодательством об административном правонарушении. Противоправность может выражаться не только в действии, но и в бездействии.

- Виновность - это психическое отношение лица к своему противоправному деянию. Все правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности. Нарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать или предполагать, что поступает противоправно. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения.

Так, в соответствии со ст. 2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

- Наказуемость - деяние за которое виновный может быть подвергнут административному наказанию - только то деяние может быть признано правонарушением, за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Отсутствие одного из признаков административного правонарушения исключает и административную ответственность.

В свою очередь, признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения виновного к ответственности.

Так, согласно ст. 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействий) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности.

Состав административного правонарушения - это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение. Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из признаков, означает отсутствие состава в целом. Так, в соответствии со ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Состав - полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки не могут быть в него включены. Вышеуказанные признаки являются конструктивными.

В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, заперты.

Различаются 3 вида объектов:

- общий объект - это вся совокупность общественных отношений, составляющая их определенную область, урегулированную и охраняемую нормами административного права.

- родовой объект - это определенная группа общественных отношений, как правило закреплена в определенной главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

- непосредственный объект - конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, именно в целях их охраны законодатель издает соответствующие административно-правовые нормы. Так, например, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6. (порча земли) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет земля как компонент природной среды.

Объективная сторона - внешнее проявление противоправного поведения: действие, бездействие.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, его систематичность, повторность, злостность.

Время совершения административного правонарушения - определенный промежуток времени, момент, или период суток или года, в который совершено действие (бездействие).

Место совершения административного правонарушения - это пространство, на котором произошло, происходило правонарушение.

Все административные правонарушения по объективной стороне подразделяются на два вида:

- административные правонарушения с материальным составом

- административные правонарушения с формальным составом.

Административные правонарушения с формальным составом - это такие правонарушения, ответственность за которое наступает независимо от того, возникли или нет вредные последствия противоправного деяния.

Например, ч. 1 ст. 8.21. КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данное противоправное деяние нарушает требования п. 1, 4 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г., п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ.

Так, согласно п. 1, 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду. В свою очередь, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения. Более того, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

В связи с тем, что предельно допустимые выбросы устанавливаются для конкретного стационарного источника, а, в свою очередь, предельно допустимые выбросы устанавливаются разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, административная ответственность должна наступать не по факту выброса загрязняющих веществ, а по факту отсутствия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на конкретный стационарный источник, поскольку законодатель связывает обозначенную обязанность именно с наличием стационарных источников.

Таким образом, ч. 1 ст. 8.21. КоАП РФ, предусматривающая ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, содержит формальный состав административного правонарушения.

Если, например, по результатам проверки будет обнаружено, что на предприятии стационарные источники не эксплуатируются (с обязательным приложением документов, обосновывающих такой вывод), несмотря на отсутствие разрешения на разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, то это может являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность (но не освобождающим от административной ответственности).

Административное правонарушение с материальным составом - это такое правонарушение, ответственность за которое наступает только при наличии материального вреда после совершения деяния, и наличии причинной связи между деянием и последствием.

Ярким примером административного правонарушения с материальным составом может послужить ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, предусматривающая ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Важной новеллой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то, что его действие распространяется не только на физических, но и на юридических лиц.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях строго разграничивает 3-х субъектов административного правонарушения: граждан, должностных лиц и юридических лиц. При этом индивидуальные предприниматели подпадают под категорию должностного лица, что крайне важно при назначении административного наказания и правильного установления субъекта административного правонарушения как элемента состава административного правонарушения, при отсутствии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения индивидуальные предприниматели (лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица) выступают лишь в тех случаях, когда в отношении их КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Статья 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет возраст, с которого наступает административная ответственность. Так, согласно ст. 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Иностранные лица, лица без гражданства, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

В соответствии со ст. 24.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке; лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Обязанность по предоставлению указанных услуг возлагается на должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Так, в соответствии со ст. 25.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Наличие переводчика фиксируется во всех административно-процессуальных документах (протоколе, постановлении)! В соответствии с ч. 3 ст. 25.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Нарушение определенных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих русским языком, является безусловным основанием к отмене постановления о назначении административного наказания.

Впервые Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет понятие должностного лица. В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в Уголовном кодексе, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дает более широкое его определение. Так, в соответствии с примечанием к ст. 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Административная ответственность должностного лица должна наступать за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности. При этом статус субъекта подтверждается соответствующими документами (должностной инструкцией, положением, доверенностью, приказом и т.д.)

Сложившаяся в отраслевом законодательстве в последние годы тенденция рассматривать юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности нашла закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности как за нарушение федеральных законов, так и за нарушение законов субъектов Российской Федерации.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения.

В соответствии со ст. 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений юридическим лицам могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- административное приостановление деятельности.

Регулирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях*(126) порядок привлечения к административной ответственности юридического лица в случае его реорганизации:

- при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо;

- при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Под реорганизацией понимается прекращение организации с правопреемством (переходом) прав и обязанностей к другим лицам, с целью изменения правового статуса юридического лица. Статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации выделяются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование

Во всех случаях привлечения к административной ответственности в порядке реорганизации необходимо устанавливать юридический переход прав и обязанностей в порядке реорганизации. Доказательством реорганизации выступает передаточный акт и разделительный баланс. При этом передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Как и физические иностранные лица, иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Необходимо отметить, что при составлении протокола важно определить статус субъекта, который подтверждается соответствующими документами и в обязательном порядке прикладываются к материалам дела: свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, приказы, инструкции или доверенность должностного лица и паспортные данные гражданина. В противном случае, при неправильном определении субъекта административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению как за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 25.4. КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Субъективная сторона административного правонарушения - это внутренне, психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

Субъективная сторона имеет ряд характерных признаков:

- вина;

- мотив правонарушения - это побудительная причина противоправного деяния (корысть, месть, хулиганские побуждения и т.п.)

- цель правонарушения - это тот результат, к которому стремиться правонарушитель, совершая данное правонарушение.

В соответствии со ст. 1.5. лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Следует отметить, что для физических (граждан и должностных лиц) и юридических лиц понятие вины разное.

Вина физических лиц определяется ст. 2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в форме умысла и неосторожности.

Вина юридических лиц определяется ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вина юридического лица характеризуется прежде всего совершением действий (бездействий), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения в двух случаях:

- если у него не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность;

- если юридическое лицо имело возможность для соблюдения указанных правил и норм и приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, но этих мер оказалось недостаточно.

Наличие возможности или невозможности соблюдения упомянутых правил и норм, принятие мер в полном объеме должно определяться лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, на основании объективных обстоятельств и допустимых доказательств.

Таким образом, административное правонарушение имеет место только при наличии определенных элементов, которые, в свою очередь, состоят из определенных признаков. Совокупность элементов и их признаков образуют юридический состав административного правонарушения, последнее является основанием административной ответственности. При отсутствии хотя бы одного элемента или признака административного правонарушения невозможно говорить и об административной ответственности.

Исходя из общего определения административного правонарушения, установленного ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, можно предложить определение административного правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, нарушающего законодательство об охране окружающей среды и природопользования, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.