Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое 3 страница




Проведение прогнозных расчетов внешнеторговых показателей с помощью такого рода моделей включает следующие этапы:

1. Определение товарно-географической номенклатуры внеш­неторговых показателей.

2. Составление и анализ динамических рядов показателей.

3. Подбор и экономический анализ факторов, влияющих на исследуемые показатели.

4. Разработка гипотез о виде функциональной зависимости, рас­чет параметров уравнения регрессии и экономико-статистический анализ полученных результатов.

5. Расчет прогнозных значений показателей.

При построении функции экспорта для торговли между отдель­ными странами можно использовать следующий набор факторов:

— экспортные возможности страны-экспортера (ВВП, если мо­делируется объем совокупного экспорта страны; объем валовой продукции отдельных отраслей или объемы производства отдельно­го продукта, если моделируется экспорт отдельной товарной груп­пы или отдельного товара);

— спрос на экспортируемую продукцию на мировом рынке, т. е. потребности стран-импортеров. При этом должен учитываться объем производства товаров у импортера, аналогичных экспорти­руемым, и объем продаж данных товаров на международном рынке;


— конкурентоспособность продукции (уровень качества товара, например оценка в баллах, цена, динамика доли данного товара в группе товаров);

— эффективность экспортируемых товаров (цены данного това­ра или товарной группы при торговле на том или ином рынке, кото­рые определяют, выгодно или невыгодно для экспортера продавать товар, а для импортера — покупать его);

— курс валюты.

Для получения надежных прогнозных расчетов экспорта необ­ходимо осуществлять прогноз факторов (внешнего спроса на товары, экспортных цен, предложения и др.). Внешний спрос на экспорт за­висит от внешних доходов и относительных цен. Экспортные цены основываются на динамике цен внешних рынков, внутренние — на издержках производства. Возможные объемы экспорта могут опре­деляться на основе анализа внутреннего предложения. Прогнозные расчеты включают две стадии: прогнозирование внутреннего произ­водства и определение той части выпуска, которая будет экспортиро­ваться. Ценовые стимулы играют важную роль на обеих стадиях. Соотношение цены, по которой товары могут быть проданы за гра­ницу (мировая цена в национальной валюте), и внутренней цены влияет на долю предложения продукции, которая идет на экспорт.

Функции импорта специфицируются иначе. Роль импорта в рамках национального воспроизводственного процесса заключается в обеспечении потребности народного хозяйства в том или ином продукте. Это обусловливает его моделирование в зависимости от факторов, отражающих динамику национального производства и его эффективности. К важнейшим факторам, которые должны учи­тываться при построении функции импорта, следует отнести:

— потребности страны в импортируемой продукции;

— внешнеторговые цены на импортируемые товары, опреде­ляющие динамику эффективности импорта. Причем целесообразно учитывать не значение внешнеторговых цен, а их соотношение с внутренними ценами на ввозимые товары. Это обусловливается не­обходимостью не только учета их влияния на формирование пото­ков, но и оценки целесообразности наращивания импорта или раз­вития импортозамещающих производств. Цены за импорт (в ино­странной валюте) должны определяться на основе анализа мирово-


го рынка и тенденций в странах, являющихся конкурентными тор­говыми партнерами;

— курс валюты.

Регрессионные уравнения могут использоваться для осуществ­ления прогнозных расчетов на макро- и микроуровнях. На макро­уровне прогнозируются сводные показатели экспорта и импорта, агрегированные показатели на уровне отраслей, товарных групп или стран. На микроуровне прогнозируется экспорт (импорт) от­дельных товаров.

Рассмотрим конкретные формы внешнеторговых функций, ис­пользуемых в экономическом анализе и прогнозе.

Широко известна модель, предложенная голландским экономи­стом Я. Тинбергеном, которая была применена для определения по­тенциальной величины товарооборота группы стран. При расчете потенциального объема внешней торговли использовалась степен­ная функция, в которой экспорт из одной страны в другую ставил­ся в зависимость от трех факторов:

1) валового национального продукта экспортирующей страны;

2) валового национального продукта страны-импортера;

3) расстояния между странами.

Модель состоит из одного уравнения и имеет следующий вид:

Ег]0х Y"1 х Г/2 х Sy3,

где Ei}- — совокупный экспорт из f-й страны в /-ю; У; — ВНП г'-й страны; Yj — ВНП /-Й страны; S y — расстояние между f-й и /-Й странами; а0 — постоянная; а{ — эластичность экспорта в зависи­мости от ВНП страны-экспортера; а2 — эластичность экспорта в зависимости от ВНП страны-импортера; а3 — эластичность экспор­та в зависимости от расстояния между странами.

Комплексные эконометрические модели отражают зависимость между изменением макроэкономических показателей воспроизвод­ства (ВВП, инвестиций) и внешнеторговым оборотом. Они позволя­ют предвидеть динамику внешней торговли в зависимости от изме­нения внутринациональных макроэкономических показателей. Эти модели могут использоваться для составления целевых прогнозов в агрегированном виде.


Модели межотраслевого баланса позволяют учитывать связь между изменениями в объеме и структуре ВЭС и развитием отдель­ных отраслей национального производства. Межотраслевые модели дают возможность согласовывать прогноз ВЭС с отраслевыми про­гнозами, выяснять обеспеченность ресурсами проектов развития внешней торговли, межгосударственной отраслевой специализации, кредитного сотрудничества, а также потребность отраслей экономики в импортной продукции.

Кроме того, для прогнозирования внешнеэкономической дея­тельности и развития внешнеэкономических связей могут исполь­зоваться матричные модели, оптимизационные модели43.

§ 7. Прогнозирование развития агропромышленного комплекса

Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объе­мам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление на­селения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт. Продукция поступает по­требителю главным образом через сферу обращения: государствен­ную и кооперативную торговлю, систему общественного питания, колхозный рынок. Часть продукции, минуя сферу обращения, по­требляется непосредственно семьями, ведущими личное подсобное хозяйство.

Прогнозирование и планирование развития АПК осуществляет­ся по подкомплексам, которые определены исходя из технологиче­ской взаимосвязи производства конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродукто-вый, мясной, молочный и др.

43 См., например: Борисевич В. И. Прогнозирование и планирование экономи­ки: Учеб. пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.; под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. Минск: Интерпрессервис: Экопер-спектива, 2001. С. 288-291.


В действующей практике прогнозирования и планирования раз­вития АПК широко применяются методы экстраполяции, норматив­ный, балансовый и программно-целевой.

По каждому подкомплексу разрабатываются балансы основных видов сельскохозяйственной продукции. Так, по зернопродуктовому подкомплексу разрабатывается баланс зерна, по молочному — мо­лока и т. д. Схема балансов имеет некоторые различия по отдель­ным видам продукции, однако, принцип их разработки общий.

Таблица 11 Баланс зерна на год, тыс. т

 

Ресурсы Кол-во Распределение Кол-во
1. Остатки на начало года   1. Рыночный фонд муки, крупы  
2. Производство   2. Семена  
В том числе   3. Фураж  
сельскохозяйственные предприятия   4. Промышленная перера­ботка  
хозяйства населения (включая фермерские)   5. Экспорт  
3. Импорт   6. Прочие нужды  
4. Разбронированные резервы   7. Отходы и потери  
ВСЕГО   8. Пополнение госрезервов  
    9. Остатки на конец года  
    ВСЕГО  

При разработке балансов в процессе определения потребностей широко используется нормативный метод. В частности, рыночный фонд муки и крупы (продовольствия) определяется на основе про­гнозируемых норм потребления на душу населения и прогнозируе­мой среднегодовой численности. Потребности в семенах, промыш­ленной переработке рассчитываются соответственно на основе норм высева на 1 га, норм расхода на единицу продукции, прогнозируе­мых посевных площадей и объемов производства.


Государственные резервы и запасы определяются на основе нормативов, устанавливаемых по отдельным видам продукции в процентах к потребности и зависящих от условий хранения и зна­чимости продукции.

Поставки на экспорт формируются исходя из заключенных международных торговых договоров.

Прочие нужды, отходы и потери определяются эмпирически.

Большая часть потребностей в сельскохозяйственной продук­ции покрывается за счет ее производства. Поэтому главным в со­гласовании потребностей и возможностей их удовлетворения явля­ется определение максимально возможного объема производства конкретного вида продукции.

Прогнозные и плановые расчеты объемных показателей в сель­ском хозяйстве осуществляются по отраслям растениеводства и животноводства.

При определении прогнозируемого объема производства продук­ции растениеводства особая значимость придается определению раз­мера посевных площадей и урожайности. Уровень урожайности сельскохозяйственных культур определяется исходя из среднегодо­вой фактической урожайности в предыдущем периоде и намечаемых мероприятий по ее увеличению. Учитываются изменение норм вне­сения удобрений, внедрение интенсивных технологий выращивания культур, использование новых высокоурожайных сортов семян, про­ведение мелиоративных работ, мероприятий по борьбе с потерями.

Посевные площади определяются на основе баланса земельных угодий, в котором осуществляется сводка информации о земельных ресурсах по видам использования в сельском хозяйстве и по направ­лениям пополнения-уменьшения земель сельскохозяйственного фонда.

Размер пахотных земель под посевы рассчитывается исходя из наличия пашни на начало периода, ее сокращения (нужды про­мышленности, строительства дорог и т. п.) и возможного расшире­ния. Состав сельскохозяйственных культур и площадь их посева устанавливаются исходя из опенки сравнительной эффективности отдельных культур и потребностей в данных видах продукции. Эффективность производства в отраслях растениеводства оценива­ется по уровню урожайности, себестоимости единицы продукции и количеству чистого дохода, получаемого с одного гектара посева, кормовых культур — по выходу кормовых единиц и переваримого


протеина с гектара посева, себестоимости кормовой единицы и 1 кг переваримого протеина.

Прогнозируемый объем производства продукции животновод­ства зависит от поголовья скота и его продуктивности.

Продуктивность скота и птицы характеризуется рядом показате­лей: средняя живая масса одной головы скота, реализуемой на мясо; среднегодовой привес скота на откорме и выращивании; среднегодо­вой удой молока на одну корову; средний настриг шерсти на одну овцу; среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки.

Продуктивность скота и птицы зависит от уровня кормления, структуры рациона (состава кормов по видам), породности скота, ус­ловий содержания, системы воспроизводства стада. Условия содер­жания скота как фактор продуктивности предопределяют уровень механизации отдельных процессов в животноводстве. Комплексная механизация должна сопровождаться определенным ростом продук­тивности. Уровень работы по воспроизводству стада можно оцени­вать но двум количественным показателям: выходу молодняка на 100 маток и проценту ежегодной выбраковки поголовья.

Поголовье скота и птицы на начальных этапах прогнозирова­ния рассчитывается с применением методов экстраполяции и нор­мативного (исходя из нормативов плотности поголовья скота на 100 га сельскохозяйственных угодий и пашни). На последующих этапах разработки плана-прогноза поголовье определяется на осно­ве проектировок хозяйств, которые производят балансовые расчеты движения поголовья скота и продукции животноводства.

Важным этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Объем и ассортимент поставок для го­сударственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной про­дукции рассчитываются исходя из потребности и необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения стра­ны. Учитываются также поставки на экспорт.

Размещение заказов на поставку (закупку) товаров для госу­дарственных нужд осуществляется министерствами и другими ор­ганами государственного управления в соответствии с положением о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров.

При прогнозировании развития АПК проводятся прогнозные расчеты развития материально-технической базы АПК по следую-


щим направлениям: комплексная механизация сельскохозяйствен­ных производственных процессов, электрификация, химизация, ме­лиорация и развитие перерабатывающей промышленности.

Для осуществления комплексной механизации определяется по­требность в тракторах, сельхозмашинах, механизмах, исходя из объ­емов сельскохозяйственных работ (по наиболее напряженному их периоду или по наибольшему объему), которые должны выполняться той или иной техникой, и показателей ее использования (сезонных норм выработки в расчете на 1 машину). Путем сравнения требуемо­го парка машин и наличного парка (с учетом выбытия) определяется объем поставок техники сельскому хозяйству. Причем должен пре­дусматриваться оптимальный ее состав. Эту задачу можно решить при проведении прогнозных расчетов с применением методов опти­мизации на основе экономико-математической модели формирова­ния машинно-тракторного парка. В результате оптимизационных расчетов определяется такой состав машин и тракторов (устройств), который обеспечивает выполнение всех механизированных работ в оптимальные агротехнические сроки и позволяет минимизировать затраты на приобретение тракторов и машин и их эксплуатацию.

Потребность в транспортных средствах определяется исходя из объема перевозок грузов и средней дальности перевозок путем ре­шения транспортной задачи. Объем перевозок грузов рассчитывает­ся на основе объема производства продукции, объемов перевозки удобрений, строительных материалов и т. д. Учитывается коэффи­циент перевозимости. Из полученного объема перевозок исключа­ется часть грузов, перевозимая транспортом общего пользования. Объем грузоперевозок распределяется по видам транспорта.

План-прогноз электрификации разрабатывается исходя из по­требностей в электроэнергии на производственные и непроизводст­венные нужды сельского хозяйства. Для нужд сельскохозяйствен­ного производства потребность в электроэнергии определяется на основе объема производства и норм затрат электроэнергии на рубль валовой продукции. На непроизводственные нужды потреб­ность рассчитывается как произведение числа сельских жителей (пользующихся электроэнергией) на годовую норму потребления электроэнергии на одного жителя.

Планирование и прогнозирование химизации сельского хозяй­ства должно осуществляться с учетом максимального эффекта от


использования каждой тонны средств химизации (минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных от болезней и вредителей и т. д.).

План поставок сельскому хозяйству средств химизации обосно­вывается потребностями в них и возможностями химической про­мышленности. Потребность в минеральных удобрениях рассчитыва­ется исходя из размера посевных площадей по видам культур и на­учных норм внесения минеральных удобрений. Потребность в ядо­химикатах определяется по нормам расхода их на 1 га посева и размера посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур.

Важнейшим фактором интенсификации сельскохозяйственного производства является мелиорация земель, создающая условия для повышения плодородия почв, увеличения урожайности и получения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции. Мелиорация сельскохозяйственных угодий предполагает проведе­ние работ по орошению и осушению земель, ввод в действие водо­источников, обводнение пастбищ, строительство водоводов и др. Планирование объема мелиоративных работ базируется на долго­срочной программе мелиорации и повышения эффективности ис­пользования мелиорированных земель.

§ 8. Прогнозирование развития транспорта и связи

Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, харак­теризующих ее деятельность. Основными из них являются:

1. Объем перевозок (отправлений). Измеряется в тоннах при­менительно к грузам. Для более полной характеристики их состава обычно определяется величина перевозок в универсальных и спе­циализированных контейнерах и пакетированном виде в зависимо­сти от номенклатуры грузов (нефть, уголь, древесина, минеральные удобрения и т. д.). С учетом особенностей транспортного процесса используются и такие измерители, как кубометры, штуки и др.

2. Грузо- и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр — это объем транспортной ра­боты, выполняемой при перевозке 1 т грузов на расстояние 1 км, принятое обозначение — ткм. Пассажирооборот — это произведе­ние количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах (пкм).


3. Общий грузооборот и общие перевозки. Определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством при­менения переводных коэффициентов.

Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в километ­рах), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до другой, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра, одного пассажиро-километра и т. д.), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей (железных и авто­мобильных дорог, трубопроводов, воздушных трасс и т. д.).

Кроме перечисленных используются и другие показатели, ха­рактеризующие различные стороны производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффектив­ность использования ресурсов и т. д.).

Общее количество технико-экономических и других показателей чрезвычайно велико. Большинство из них, как правило, определяется на уровне деятельности транспортных предприятий. Если рассматри­вать транспортный процесс на уровне соответствующего отраслевого министерства или органа управления транспортом в целом, то здесь нет необходимости определять весь комплекс показателей. Необхо­димо в первую очередь знать обобщающие, такие, как потребности народного хозяйства в перевозках, перевозочная мощность транс­портной системы государства, ее конкурентоспособность.

Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов.

Этапность состоит в выполнении нескольких вариантов расче­тов, как правило, начиная от общих макроэкономических прогнозов и завершая индикативными планами и локальными прогнозами. Непосредственное определение показателей обычно проводится в следующей технологической последовательности.

1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок.

2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, ре­гионам, ведомствам.


3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению.

4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и пе­ревозчикам.

Первый показатель является укрупненным, остальные характе-ризуются большей точностью расчетов и выступают в качестве инди-кативных планов или локальных прогнозов. Рассмотрим их эконо-мическое содержание и методы нахождения основных показателей.

Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок разрабатывается в масштабах народного хозяйства отдельно по гру-зовым и пассажирским перевозкам в большинстве случаев по сле­дующим показателям: отправка грузов, грузо- и пассажирооборот.

Широко распространены интуитивные, формализованные, а также комбинированные методы прогнозирования, позволяющие получить расчеты более высокой точности. В общем виде задача заключается в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, ока-зывающих на него определяющее воздействие. Такими факторами являются основные макроэкономические показатели. Для грузовых перевозок — это прежде всего валовой внутренний продукт, объемы производства продукции по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. При прогнозировании пассажирских перевозок в качестве основных факторов учитываются численность, подвиж-ность населения, доходы и тарифы на услуги транспорта. В качест-ве значимого выделяется также фактор времени, в котором в целом аккумулируются все происходящие экономические и социальные процессы и влияющие на них факторы.

По принятым параметрам производится соответствующая ста-тистическая выборка за определенный период. Если в предшест-вующих периодах происходили существенные изменения социаль-но-экономической ситуации (резкое изменение уровня цен и тари­фов, объемов производимой продукции, уровня жизни населения, существенное воздействие форсмажорных обстоятельств и т. д.), то вводятся дополнительные факторы.

Среди интуитивных методов широкое распространение получи­ли методы коллективных экспертных оценок. Для определения объема грузовых перевозок применяются также методы укрупнен­ных нормативов с использованием коэффициентов транспортоемко-сти и перевозимости и балансовый метод. Грузооборот определяется


исходя из объема перевозок и расстояния, например, путем реше­ния транспортной задачи.

Количество перевозок грузов по номенклатуре, регионам, ве­домствам предусматривает определение объемов отправления (по позициям) номенклатуры грузов на основе расчетов их производст-ва и потребления, экспорта и импорта. Обычно прогнозирование производится по укрупненной номенклатуре продукции: каменному углю, коксу, нефти и нефтепродуктам, газу, руде, черным метал-лам, лесу, минерально-строительным материалам, минеральным удобрениям, зерну, муке, крупе и по группе остальных (или про-чих) грузов. Номенклатура не является строго фиксированной, она может уточняться при освоении производства новых видов изделий, перевозка которых требует выполнения особых условий.

Из общего объема перевозок выделяются грузы, перевозимые в контейнерах. В объеме контейнерных перевозок выделяются пе­ревозки в специализированных контейнерах, а также в крупнотон-нажных (брутто Юти более).

Объемы перевозок рассчитываются в целом по стране, а также по регионам, министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствова-ния и отдельным народно-хозяйственным задачам. Для этих целей составляются балансы производства и потребления продукции, на основе которых разрабатываются сводные транспортные балансы, характеризующие общие объемы грузов, подлежащие вывозу и вво-зу. На их основе разрабатываются мероприятия по обеспечению перевозок.

Прогноз перевозок пассажиров разрабатывается отдельно для внегородских и внутригородских перемещений.

Пассажирооборот во внегородском сообщении на всех видах транспорта и по отдельным его видам определяется на основе данных о численности населения, его подвижности, уровне реальных доходов.

Транспортная подвижность населения измеряется количеством пассажиро-километров на одного жителя. Ее развитие зависит от множества факторов, прежде всего от величины реальных доходов населения, тарифов, степени развития транспортной системы, уров-ня «открытости» экономики.

Обычно для этих целей на первом этапе находится корреляци­онная связь между реальными доходами и транспортной подвиж-ностью населения, а на втором — ее величина корректируется с


учетом действия факторов в прогнозируемом периоде, отличных от базисного. Как правило, второй этап является наиболее сложным в процессе прогнозирования и планирования. Поскольку отличные от базисного периода факторы во многом носят вероятностный ха­рактер, корректировка осуществляется путем применения интуитив­ных методов прогнозирования. В качестве базовой информации для этих целей экспертами используются прогнозы социально-эконо­мического развития страны, регионов, внедрения достижений науч­но-технического прогресса, развития внешнеэкономических связей, туризма, ожидаемые отмены (ужесточения) всевозможных ограни­чений и запретов на перемещение товаров и людей и др.

Для достижения большей точности в расчетах величина пасса-жирооборота параллельно определяется при помощи других мето­дов прогнозирования, наиболее распространенными из которых яв­ляются методы, построенные на основе корреляционной связи меж­ду пассажирооборотом и валовым внутренним продуктом, а также изучения степени воздействия научно-технического прогресса на изменение объема перевозок, состояния спроса на перевозки и воз­можности его более полного удовлетворения.

Прогнозируются и другие показатели, характеризующие пас­сажирские перевозки, в том числе их отправки, дальность переме­щения. Фактором, влияющим на объемы и расстояние перевозок, кроме численности населения, уровня его реальных доходов, степе­ни концентрации городского населения, пропускной способности зон массового отдыха, мощности транспортной системы и т. д., яв­ляется их назначение, т. е. структура. Обычно в содержание данно­го термина вкладываются цели поездок граждан, которые ввиду их большого многообразия классифицируют на группы, в том числе: деловые, туристические, к месту проведения отдыха, групповые пе­ревозки рабочей силы на территориально удаленные от места по­стоянного проживания промышленные объекты (нефтепромыслы, лесозаготовительные работы и др.), массовые перевозки военно­служащих, эвакуация населения из экологически опасных регионов и др. Знание структуры перевозок позволяет более качественно прогнозировать объем пассажирских перевозок и тем самым при­нимать упреждающие меры для их наиболее полного обеспечения.

Объем внутригородских перевозок пассажиров определяется исходя из ожидаемой в рассматриваемом периоде численности го-


родского населения (в целом по стране и отдельно по группам го­родов) и его транспортной подвижности — среднего числа поездок в год всеми видами транспорта, приходящихся на одного жителя. Транспортная подвижность населения определяется с учетом фак­тического числа поездок за предыдущие годы, намечаемых измене­ний в количестве и социальном составе населения, в размерах тер­ритории и прогнозируемой структуре городов, развития зон отдыха и культурно-бытовых центров, изменения благосостояния городского населения и уровня его транспортного обслуживания. Средняя даль­ность поездок на внутригородских сообщениях находится по резуль­татам периодически проводимых обследований пассажиропотоков.

При расчете потребности в пассажирских перевозках на внут­ригородских сообщениях пассажирским автотранспортом городов отдельно выделяется потребность в автобусных и таксомоторных перевозках. В последнем случае учитывается зависимость спроса населения на платные услуги такси от уровня реальных доходов в расчете на одного жителя города. При определении потребного раз­вития пассажироперевозочных мощностей общественного пасса­жирского транспорта городов учитываются также пассажироперево-зочные возможности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании населения, и средств служебного и ведомст­венного автотранспорта.

При прогнозировании грузовых и пассажирских перевозок учи­тываются сложившиеся сферы применения каждого из видов транспорта, например:

— в зоне коротких расстояний (до 100 км) для массовых пас­сажирских перевозок используется преимущественно железнодо­рожный транспорт, а при рассредоточенных пассажиропотоках — автомобильный;

— в зоне средних расстояний (от 100 до 500 км) используется преимущественно железнодорожный транспорт. Автобусы могут быть применены для сообщения между небольшими городами, а также для связи с населенными пунктами, удаленными от желез­ных дорог. Воздушный транспорт в этой зоне может применяться преимущественно в районах, слабо обеспеченных другими видами транспорта;

— в зоне дальних расстояний (свыше 500 км) применяется преимущественно железнодорожный и воздушный транспорт, при-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.