Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность культуротворческих технологий 6 страница




Таким образом, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полноценном содержательном отдыхе в соответствии с требованиями рынка, необходимо мобилизовать и поступления из муниципального бюджета, и ресурсы привлекаемых инвесторов, и личные средства граждан, и пожертвования всевозможных спонсоров и частных лиц.

Поиск денежных средств (фандрайзинг) для учреждений отрасли превратился в особую область профессионального управления - со своей стратегией и тактикой, принципами и технологиями. В составе персонала многих учреждений культуры и искусства крайне необходимы (и сегодня уже есть!) высококвалифицированные специалисты, способные так же, как и их коллеги из развлекательных центров на Западе, эффективно пополнять бюджет своих организаций.

Непросто складывается структура поступлений в бюджет большинства государственных учреждений культуры и искусства. Специфика российской жизни требует переосмысления зарубежного опыта, поиска собственных подходов, своих решений.

Например, подавляющую часть планируемого годового бюджета, необходимого для более или менее сносного существования среднего по масштабам городского парка, составляют государственные, муниципальные средства (иногда до 80-90%). Тем не менее ежегодное снижение объемов госбюджетного финансирования заставляет парки усиленно заниматься поиском иных источников доходов.

Контакты со многими отечественными и зарубежными организациями, на которые выходят парки в этих поисках, к сожалению, сплошь и рядом остаются краткосрочными: заканчивается грант, прекращается финансирование, а программа или проект требуют продолжения инвестиций. Российским паркам пора научиться самим решать свои проблемы, привлекая к сотрудничеству другие секторы городского сообщества. Научиться строго оценивать свои возможности, затраты и ресурсы - задача не столько экономическая, сколько прежде всего управленческая.

В содержании современной социально-культурной деятельности, как мы уже отмечали, функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т. п., и в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные и муниципальные учреждения культуры и искусства - клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие - в поисках дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.

Кардинально изменилась сама парадигма выделения и порядка расходования госбюджетных средств. Если раньше государство, выделяя средства на культуру, как правило, не следило за итогом, результатом этих вложений, т. е. конечным продуктом, то в соответствии с программно-целевым принципом финансирования государство выделяет средства не на учреждения культуры, а на выполняемые ими проекты и программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлекательные и т.п.). Другими словами, материальное обеспечение учреждения, организации поставлено в зависимость от производимого ими культурного продукта.

Экономический механизм сферы социально-культурной деятельности является неотъемлемой частью всей системы хозяйствования. Но в силу специфики этой сферы необходимо исходить из ряда принципиальных положений, определяющих ее действие. К ним относятся, приоритетность бюджетного обеспечения культуры и культурной деятельности необходимыми средствами; широкое привлечение общественных организаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в развитии и финансировании культуры; рациональное сочетание государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, и одновременное расширение коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; преодоление остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укрепление ее материально-технической базы, усиление роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финансирования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.

В этой связи появилось несколько моделей их финансово-экономического поведения во внешней среде. Одни учреждения находятся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Другие требуют больших инвестиций из различных источников и ориентированы на инновационные решения в социально-культурной сфере. Третьи являются национальным достоянием и объективно нуждаются в значительном бюджетном финансировании и поддержке со стороны других структур. Наконец, четвертые сумели добиться полной или почти полной самоокупаемости.

Бюджетное финансирование социально-культурной сферы отличается своей многоуровневостью, традиционно находящейся под контролем или на обеспечении муниципальных органов. В последние годы субъекты местного самоуправления совершили переход к новой инвестиционной политике финансирования. Ее суть состоит в том, что финансирование производится не по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержанию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона (города, района) с учетом перспектив его развития.

Существует несколько уровней бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений.

На нормативном уровне предполагается финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.).

На содержательном уровне осуществляется финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района).

Социальный (или компенсационный) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций.

К внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Кроме того, в течение последних лет широко используются международные и российские общественные фонды как один из ос-

новных внебюджетных источников финансирования проектов и программ в социально-культурной сфере, средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Направления самостоятельной деятельности по предоставлению платных услуг различны: организация досуга; производственная деятельность; посредническая деятельность.

Таким образом, структуру финансового ресурса социально-культурной деятельности составляют как бюджетные, так и небюджетные источники: доходы от предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг): средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творческим заказом: средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом; средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые социально-творческим заказом; спонсорские средства, внешние инвесторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций.

 


5. Материально-технический ресурс

 

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся: 1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.

 

6. Информационно-методический ресурс

 

Предметом изучения и интереса в курсе социально-культурной деятельности является её информационно-методический ресурс. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. Степень полезности информации зависит здесь прежде всего от её качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих целей и задач.

Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене.

Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обрядах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и ремесел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педагога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

Эффективность информационно-творческого ресурса многократно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц творческой информации, активно влияющей на сознание и волю многомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и действует работающая по определенной шкале система оценки информационно-творческих ресурсов, которыми располагают отдельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, состава исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки - размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.

В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.

 

7. Морально-этический ресурс

 

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.

К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения крите-риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

 

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

 

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?

Учебные задания

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельности социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культурную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, занятых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этических взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «педагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - педагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», «педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)»; 2) у журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», «журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть».

 


Раздел V.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

1. Технологические основы социально-культурной деятельности

 

Введение в технологический комплекс

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

Российской педагогической науке издавна свойственно пристрастие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явления, его связей в социально-психологическом и социально-культурном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности технологическим решениям, направленным на непосредственное практическое воплощение научно-теоретических идей.

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Это относится и к мировой педагогике. Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях современного рынка. Производство того или иного культурного продукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образования, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.