Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государства, его признаки




3.1

 

 

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринима-лись попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

 

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общ-ность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724– 1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоря-жается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человече-ское общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть».

 

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политиче-ского общества,а не государства.

 

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумпло-вич определял государство как естественно выросшую организацию господства, призван-ную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

 

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его клас-совой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представ-ляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогич-ную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

 

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односто-ронней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

 

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социоло-гической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его харак-теристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром прези-дент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

 

В современной отечественной юридической литературе понятие государства опреде-ляется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных при-знаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

 

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей само-бытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифи-цировать государство, выделить его из других организаций общества.

 

К признакам государства принято относить:

 

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

 

2) территориальную организацию населения;

 

3) государственный суверенитет;

 

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

 

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием нало-гов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды госу-дарства.

 

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако дан-ные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнитель-ные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех стра-нах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований

 

не признавать их государствами.

 

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней поли-тики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сооб-щества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не состав-ляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

 

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государ-

 

ства.

 

Публичная политическая власть –один из главных признаков государства.Напом-

 

ним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родо-вая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству челове-чества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у раз-личных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

 

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобре-тает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномо-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

чий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публич-ные функции.

 

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны сле-дующие черты:

 

а) специально создается для управления обществом; б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

 

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов; г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит

 

профессией.

 

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные кон-фликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализа-ции политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использо-вания принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государствен-ной власти.

 

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые проис-ходят по мере образования государственной формы организации общества.

 

Территориальная организация государства отличается от территории,на которойпроживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные гра-ницы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни,но и очерчивают пределыосуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение госу-дарственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ рас-ценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную терри-ториальную организацию населения, в разделение его по административно-территориаль-ному признаку.

 

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государ-ственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппа-рата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управ-ляют определенными административно-территориальными единицами.

 

Государственный суверенитет означает верховенство государственной властивнутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и неза-висимость во взаимоотношениях с другими государствами.

 

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: вер-

 

ховенство, независимость и единство.

 

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории.Никакаядругая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда выте-кает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) опре-деляет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию госу-дарственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

 

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демо-кратическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

 

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношенияхс другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта незави-симость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, сувере-нитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения есте-ственных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно опре-делять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Единство государственного суверенитета предполагает,что он принадлежит государ-ству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

 

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяетсяисключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом прини-мать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

 

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, адми-нистративных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государ-ственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юри-дические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит кон-кретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

 

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного пра-вового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами обще-ства, т. е. оформляется его правовая организация.

 

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства,поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддер-жание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государствен-ной казны.

 

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взи-манием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внеш-ние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

 

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организо-ванного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-поли-тическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специаль-ным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осу-ществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суве-ренную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое опре-деление: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполне-ния как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого обще-ства» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень).

 

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли воз-можно признать какое-либо из них совершенным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.