Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государства. Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важ-ных, устойчивых, глубинных связей




3.2

 

 

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важ-ных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Примени-тельно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредо-точена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

 

Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменно-сти данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государ-ства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

 

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущно-сти одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

 

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению совре-менной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность госу-дарственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произо-шло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы соци-альных сил, стоящих у власти.

 

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства явля-ется составной частью его понятия (проф. А.Б. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущ-ностной значимости. Это означает,что он выделяется из других признаков государствасвоей сложностью и неоднозначностью.

 

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

 

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

 

Первый подход (так называемый классовый)состоит в том,что сущность государ-ства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

 

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государ-ство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие инте-ресы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая без-опасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное поло-жение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государ-ства, не получило развития и было предано забвению.

 

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использова-лась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же госу-дарство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действи-тельность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

 

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства,его назначенияслужить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объ-единять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать сред-ством достижения социального согласия и компромисса.

 

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, госу-дарство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

 

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоин-ствами по сравнению с классовым.

 

Во-первых,он основывается на общечеловеческой,общесоциальной природе государ-ства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдель-ного человека и общества в целом.

 

Во-вторых,он ориентирует на демократические методы управления обществом,поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

 

В-третьих,подчеркивает ценность для общества государственной организации,поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной орга-низации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправле-ние гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высо-кой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

 

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к понима-нию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвер-дилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овла-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

дение государственной властью, так и значительная приверженность современного государ-ства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следо-вательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, гео-графическое положение страны и т. п.

 

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доми-нировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основ-ное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и инте-ресов стоящих у власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.