Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-правовой режим




5.3

5.2

 

Политико-территориальная организация (государственное устройство)

 

В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотно-шений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство – это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централи-зации государственной власти.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

 

Унитарное государство представляет собой единое,слитное государство,не имеющее

 

в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

 

1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд);

2) одна система законодательства;

 

3) единое гражданство;

 

4) единая судебная система;

 

5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумули-руются в центре;

 

6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоя-тельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социаль-ной, культурной сферах. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, куль-турными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой само-стоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма – регионализм,

 

когда автономные образования обладают полномочиями самоуправления, в том числе пра-вом принимать свое законодательство. Например, в Испании, помимо областей, выделен-ных по национальному признаку (Страна Басков и Каталония), существует территориальная автономия, т. е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать собственные законодательные акты. Аналогичное положение занимают некоторые области в Италии. Согласно Конституции Италии субъекты областной автономии вправе принимать законы по вопросам градостроительства, сельского хозяйства и жилищного хозяйства, а всего по 18 позициям. Однако эти самостоятельные части не обладают государственным суверенитетом. Считается, что регионалистское государство – своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

 

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными.

 

В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятель-ностью.

 

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресур-сов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

 

Федерация –сложное государственное устройство,для которого характерно наличиев составе государства других государственных образований. В строго научном смысле феде-рацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государствен-ные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США – 50 субъектов (шта-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

тов), в Швейцарии – 23 кантона, в России – 83 субъекта, в Индии – 25 штатов и т. д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонацио-нальные – Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.

 

Федерации характеризуются следующими чертами:

 

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, напри-мер, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

 

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

 

3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

 

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

 

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

 

6) двухканальная система налогов;

 

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос осо-бенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

 

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

 

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отне-сены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

 

3) устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

 

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (сов-

 

местного ведения).

 

Оценка способов размежевания компетенции связана с конкретными условиями той или иной страны. При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее первый способ. Второй способ направлен на повышение централизации федерации. При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то оста-точные полномочия передаются субъектам. Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное – реализации предметов ведения совместной сферы.

 

В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается пере-чень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исклю-чительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции РФ 1993 г.

 

В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противо-речиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюда-ются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития – Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России.

 

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом,

 

т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отно-шениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецес-сии заканчивались по-разному. Так, в войне 1861–1865 гг. в США силой оружия были воз-вращены 11 южных штатов, заявивших о создании своей конфедерации. А Верховный суд


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

США установил, что союз США нерасторжим. В Мексике два штата в 1938 г. пытались осу-ществить право сецессии, но безрезультатно. Вооруженным путем было пресечено стрем-ление нескольких штатов выйти из состава Нигерии в 60-х годах XX в. Но были и успеш-ные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается.

 

Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973 г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. Прибалтийские республики.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии является демократиче-ским,особенно если речь идет о праве наций на самоопределение в федерациях,постро-енных по национальному или национально-территориальному признакам. Но это право не может быть абсолютным и безграничным, поскольку надо уважать права других субъектов, интересы государства как целостного образования, в том числе экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в обществе.

 

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории осно-вано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю террито-рию государства. Более того, в конституциях США, России, Канады, Мексики и др. закреп-лен приоритет федеральных законов в случаях противоречия между федеральными актами и законодательством субъектов федерации.

 

Субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Этого права не признает за ними и международное право. В США, Канаде, Австралии факт несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В кон-ституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации.

 

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвычайных средств политического и правового характера, которыми обладает федеральный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внутренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, когда возможна приостановка полномочий власти на местах, в том числе право отрешать от должности глав субъектов и распускать их парла-менты.

 

Россия по государственному устройству – централизованная федерация. Это обу-словлено следующими конституционными установлениями:

 

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4);

 

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8);

 

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

 

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и пол-номочий Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77).

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться

 

в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах.

 

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обос-нования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм.Концепция дуалистического федерализма базируется на прин-

 

ципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каж-дый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т. е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидар-ной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более пред-почтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

 

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роли националь-ного фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить населе-ние, подорвать государственную общность. Не случайно в африканской Нигерии при созда-нии федерации штаты были образованы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам и чтобы ни в одном из них не доминировало ни одно племя.

 

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (так называемый Черный пояс). Территори-альный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией,т.е.правом национальных меньшинств на пользо-вание родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, тра-диций, культурных учреждений и т. д.

 

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной явля-ется федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются оди-наковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

 

В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чир-

 

кин).

 

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), кото-рые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, т. е. свободно присоединившиеся, госу-дарства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау).

 

Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство,где субъектыюридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации (ч. 1 ст. 5) и во взаимоотношениях с феде-ральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), но фактическое их положение раз-личается, например республик и автономных округов.

 

Третья разновидность–так называемая скрытая асимметрия,где однопорядковыесубъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами терри-тории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

 

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

 

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств, и нового государства они не образуют. Поэтому конфедерация будет рассмотрена среди форм межгосударствен-ных объединений.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

 

Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компо-нента формы государства лишь начиная с

 

60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государствен-ного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты госу-дарственности. Высказываются мнения, что режим – это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим – внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государ-ства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

 

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, спосо-

 

бов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доц. В.Н. Хропанюк писал: «Государственный режим – важнейшая составная часть политиче-ского режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характер-ные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движе-ний, клубов, союзов)». Другие ученые, например проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень, полагают, что этими терминами именуют одно и то же явление. Проф. Н.И. Матузов и проф. А.В. Малько называют данный компонент формы государства государственно-правовым режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и насе-лением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами.

 

Понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет, какая государ-ственная атмосфера сложилась в обществе, каков в нем уровень демократии. Государство посредством своей правотворческой деятельности облекает этот режим в форму определен-ных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности.

 

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравне-нию с другими элементами формы государства – формой правления и формой государствен-ного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реаль-ную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным полити-ческим интересам.

 

В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Вместе с тем в теории государ-ства и права сложились классификации этих режимов, деление их на определенные группы.

 

Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические (В.Н.Хропанюк).Их подразделяют также на авторитарные и демо-

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.