Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загорания во время заправки и запуска моторов




Использование машин

Если можно предвидеть, что мощность машины первой помощи будет недостаточна, то надо расположить ее так, чтобы она не помешала в дальнейшем использовать средства усиления.

Хотя каких-либо общих правил в отношении расположения машины первой помощи нет, следует помнить, что самолет может быть передвинут с помощью тягача (вперед или назад в зависимости от того, куда выгоднее) и что машины,

находящиеся на месте стоянки (бензозаправщики, машины, обслуживающие ВПП, пожарные и спасательные машины), должны быть в готовности немедленно отойти в другое место.

Как правило, эти машины не следует располагать на линии оси моторов или впереди них. Они должны быть размещены так, чтобы самостоятельным движением, предпочтительно передним ходом, они могли бы быстро освободить место, причем без риска столкновения, которое может серьезно осложнить обстановку.

1.Загорания во время заправки.

Пожар на земле, до взлета самолета, может возникнуть главным образом во время заправки самолетов горючим и в момент запуска моторов.

Последствия в обоих случаях могут быть весьма серьезными, но, однако, не следует забывать, что при наличии хорошо обученного и натренированного персонала, имеющего соответствующие средства и умело и хладнокровно использующего их, эти загорания могут быть легко ликвидированы. Загорания в момент заправки горючим происходят в основном из-за неосторожности курящих или вследствие разрядов статического электричества. Последние могут причинить персоналу серьезные повреждения (ожоги, шок). Разряды статического электричества могут также вызвать загорание самолетов и бензозаправщиков.

Для предотвращения загораний и несчастных случаев перед началом заправки необходимо:

1. Соединить самолет и бензозаправщик металлическим проводом достаточно большого сечения.

2. Заземлить отдельно самолет и бензозаправщик, это заземление должно быть обеспечено с помощью достаточно большого металлического листа, зарываемого в землю и соединяемого или с самолетом, или с бензозаправщиком (отметим, что хорошее заземление иногда весьма трудно обеспечить).

Что касается неосторожности обычно со стороны курящих, то следует запрещать курить в радиусе 25—30 м вокруг любого находящегося на стоянке или заправляющегося самолета. Вообще говоря, достаточно поддерживать надлежащий порядок на ВПП, чтобы исключить возможность неосторожных действий. 148

Если загорание происходит в момент заправки, когда шланги, соединяющие бензозаправщик с топливными баками, еще не убраны, необходимо немедленно приступить к тушению, ничего не трогая. И лишь после ликвидации загорания можно убрать шланги. В противном случае, то есть убирая во время загорания шланги, можно вызвать воспламенение горючего, которое выльется из шлангов на землю. Кроме того, шланги, пропитанные горючим, могут загореться сами и перенести огонь на бензозаправщик.

Однако если шланг бензозаправщика имеет на конце заполнительное устройство с автоматически закрывающимся краном, такой опасности не будет. В этом случае можно легко вынуть шланг и отвести бензозаправщик от самолета.

Что касается самолета, то, если горючее не разлилось по крылу или под ним и не загорелось, достаточно будет закрыть крышкой отверстие бака.

2. Загорание моторов в момент их запуска Опасность загорания моторов особенно велика во время их запуска.

Наиболее частая причина этих загораний хорошо известна. Это выхлоп в карбюратор, происходящий чаще всего из-за плохо закрытого клапана или из-за плохой карбюрации топлива, особенно в холодное время года.

Система непосредственного впрыска современных моторов не предохраняет их от угрозы загорания. Наоборот, большое давление, под которым подается топливо, создает в случае разрыва трубопроводов, подающих топливо, дополнительную опасность, так как топливный насос будет продолжать подавать топливо до тех пор, пока не закрыты краны.

Загорание, если оно ограничивается лишь карбюратором, обычно не опасно, но следует опасаться за состояние питающих карбюратор трубопроводов. В случае разрыва такого трубопровода ликвидировать загорание будет чрезвычайно трудно, так как огонь охватит лужу, в которую будет продолжать поступать горючее. В этом случае прежде всего необходимо потушить огонь на луже, а утечка горючего может быть приостановлена экипажем либо путем закрытия кранов, либо еще каким-нибудь способом. После этого экипаж сможет потушить огонь в моторе с помощью находящихся под капотом мотора огнетушителей.

Пожарный, дежурящий на ВПП, и механики, находящиеся поблизости от самолета, должны быть очень внимательны в момент запуска моторов. Они первые должны заметить появление огня (если, конечно, нет, как на больших самолетах, системы пожарной сигнализации с подачей сигналов на рабочее место пилота или бортмеханика).

Наблюдение за характером выхлопа должно помочь пожарному обнаружить опасность загорания в момент запуска моторов.

Характер выхлопа, конечно, зависит от состава рабочей смеси, то есть от соотношения в ней воздуха и топлива. Однако внешний вид выхлопных газов значительно1 меняется при попадании масла в камеру сгорания цилиндра.

Характер выхлопа может служить достаточно ясным указанием и предупреждением для персонала, ведущего наблюдение.

Особенно следует запомнить три вида пламени выхлопных газов:

1. Пламя короткое (голубоватого цвета), днем почти невидимое. Смесь нормальная. Нет или почти нет опасности загорания.

2. Пламя красное, дым черный, густой, волнистый с небольшими вспыхивающими в нем языками пламени (слишком богатая смесь или слишком большой впрыск). Опасность остановки мотора. Опасность пожара. (Обычно этот вид выхлопа получается лишь при запуске.)

3. Пламя светлое, достаточно длинное, голубоватого цвета, выходящее непосредственно из выхлопных патрубков. (Бедная смесь, самовоспламенение; опасность самовоспламенения смеси после остановки мотора, пока он горячий, может вызвать обратное вращение винта и выхлоп в карбюратор.)

Во 2-м и 3-м случаях пожарный или механик должны быть особенно бдительны и готовы к немедленному действию.

Днем хорошо видно лишь пламя выхлопа второго типа. Дополнительным признаком при этом являются ясно различимые ухом выхлопы.

(Как только будет обнаружено загорание мотора, необходимо:

предупредить экипаж, который должен действовать в соответствии с бортовой инструкцией (для предупреждения экипажа надо пользоваться хорошо известным, простым кодом);

закрыть краны подачи топлива (это особенно необходимо на моторах с непосредственным впрыском);

дать полный газ в загоревшемся моторе (чтобы очистить от горючего карбюратор и трубопроводы);

выключить систему зажигания;

ввести в действие стационарные огнетушители (если они не автоматические или не были приведены в действие);

использовать переносные ручные огнетушители.

Если мотор продолжает работать, то воздушный поток, создаваемый винтом, будет бесполезно рассеивать огнегасительное вещество. В этом случае ствольщик должен держаться сзади винта и действовать через отверстие в обтекателе мотора. (В этом случае надо иметь огнетушитель, снабженный шестом с укрепленным на его конце насадком для направления струи углекислоты или галоидированных продуктов в желаемое место.)

Если вследствие избытка горючего огонь перебросился в выхлопной коллектор, то продолжать тушение, пока работает мотор, бесполезно. В самом деле, выхлопные газы выталкивают пламя из коллектора с такой скоростью, что струя любого огнегасительного аппарата будет сразу же отброшена назад.

Однако если есть углекислотные огнетушители, можно охлаждать выхлопную трубу. Для этого надо направлять струю снизу так, чтобы воздушный поток от винта увлекал охлаждающую струю к выхлопной трубе.

Если в выхлопной трубе находятся газы и горящие пары топлива, то огонь в трубе надо тушить после того, как будет остановлен мотор. В этих условиях тушить легче, а достигнутые результаты окажутся более успешными. 3. Применение огнетушителей

Как мы только что видели, портативные огнетушители (пенные, углекислотно-снежные, четыреххлористые, бромме-тиловые) приходится применять главным образом для тушения загораний моторов в момент их запуска. Имея в виду эти условия, а также то, что огнетушители применяются для борьбы с огнем не только на самолетах, нам казалось полезным напомнить условия и способы применения этих аппаратов.

Какого бы типа ни был огнетушитель, необходимо, чтобы оператор хорошо знал его принцип действия и его особенности, если таковые имеются.

Основной принцип, которым надо постоянно руководствоваться, таков: огнегасительное вещество будет эффективным лишь в том случае, если оно вступает в непосредственный контакт с огнем в очаге пожара, который надо потушить.

Те, кто имел случай наблюдать тушение пожара, например автомобиля, могли видеть, что в большинстве случаев недостаточно подготовленный человек неправильно и очень неэффективно использует свой огнетушительный аппарат. Доказательством этого служит тот факт, что большое число огнетушителей используется весьма непродуктивно. Кроме того, почти всегда задействованными оказывается гораздо' больше огнетушителей, чем это необходимо для тушения данного пожара.

В 9 случаях из 10 тот, кто хочет потушить огонь в автомобильном моторе, снимает огнетушитель, приводит его в действие и направляет струю на пламя, иногда даже не поднимая капота. Разумеется, эффективность огнетушителя в этих условиях будет весьма относительной и придется использовать второй, третий, а иногда и четвертый огнетушитель.

Бывает и так, что огнетушитель берут с остановившейся на некотором расстоянии машины, приводят его в действие у этой машины, а потом направляются в горящему объекту. Когда такой "добровольный помощник" подходит к месту пожара, его огнетушитель уже наполовину оказывается пустым.

Для того чтобы избежать этих ошибок и с максимальной эффективностью использовать огнетушители, которые при умелом обращении позволяют ликвидировать все загорания в самом их начале, необходимо серьезно готовить персонал, работающий с огнетушителями.

Помещаемые ниже указания и рекомендации могут помочь такой подготовке.

1. Действие огнетушителя и способ его применения должны быть хорошо известны всем лицам, которым придется им воспользоваться. Если действие и способ применения огнетушителя неизвестны, то следует даже во время загорания прочитать инструкцию о способе применения, прежде чем использовать огнетушитель. Время, затраченное на это чтение, не будет потерянным. Несмотря на то что тушение начнется несколько позже, оно будет иметь больше шансов на успех, тогда как неумелое применение Огнетушителя может не дать почти никаких результатов. Однако необходимо добиваться, чтобы весь персонал, обслуживающий ВПП, умел хорошо пользоваться огнетушителями.

Рис. 27. Направление перемещения струи огнегасительного вещества при тушении горящей лужи. Ствольщики должны двигаться медленно, чтобы обеспечить полное покрытие объекта пеной. Струя должна направляться по ветру.

Рис. 28. Нужно атаковать ближайший край и последовательно расширять пенное "покрытие". Ствольщик должен вести атаку, подходя как можно ближе к огню, и, если нужно, присаживаться на корточки, чтобы посылать струю на уровне огня. Не следует атаковать центр горящей лужи, так как пена может быть унесена восходящим воздушным потоком.

Рис. 29. Действие 2 стволов или огнетушителей, одновременно атакующих крупную лужу. Оба ствольщика должны согласовывать свои действия, разделив между собой зоны атаки. Переносить струю дальше можно только после полного покрытия пеной уже обработанной площади лужи.

 

Рис. 30. Правильное ведение атаки: в поперечном направлении наибольшей оси лужи. Поступательное движение струи происходит медленно в направлении ветра по мере покрытия пеной горящей лужи. Струя пены перемещается по пути, указанному стрелками,

2. Если огнетушитель находится на некотором расстоянии от места пожара, его надо снять с машины, доставить к месту пожара и только после этого приводить в действие.

3. Если загорание произошло на открытом воздухе, надо воздействовать на огонь с наветренной стороны, так как в этом случае легче подойти к огню и тушение будет более эффективным (см. рис. 27, 28 и др.).

4. В случае загорания под капотом или другим покрытием необходимо открыть его, прежде чем начинать тушение.

Рис. 31. Неправильное (Ведение атаки: струя пены, перемещаемая вдоль наибольшей оси лужи, не обеспечивает достаточного покрытия пеной. Пена, увлекаемая восходящим потоком, не оказывает никакого огнегасительного эффекта.

Если капот открыть нельзя и в нем нет никакого отверстия, надо проделать такое отверстие с помощью лома, топора или другого инструмента. Лишь после того, как будут созданы условия для атаки огня, можно приводить в действие огнетушитель.

5. В остальном следует руководствоваться наставлениями и рекомендациями завода-изготовителя, в частности, относительно способа применения и мер предосторожности при хранении и использовании некоторых типов огнетушителей (главным образом тетрахлорных и бромметиловых), особенно внутри невентилируемых или плохо вентилируемых помещений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.