Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденция к воспроизведению и ситуация опроса 5 страница




Короче говоря, «пассивное поведение» экспериментатора имеет тенденцию придавать опыту искусственный характер, а также ме­нять и стирать установки испытуемого. Все это может обернуться как сильное, зачастую совершенно нежелательное «вмешатель­ство».

В подобных опытах экспериментатор должен стараться вес­ти себя в соответствии с той установкой, которую он обнаруживает у испытуемого (часто довольно явной и заметной), и не создавать ему затруднений.

Например, с испытуемыми, работающими из чувства долга, экспериментатор действительно изображает какое-то желание, да­ет совершенно конкретные указания, например: «Да, зеленые бу­сы нравятся мне больше». С честолюбивыми испытуемыми он при­нимает «холодный вид экзаменатора», так что первоначальная установка испытуемого на то, что речь идет о проверке интеллек­та, еще более усиливается.

С испытуемым, заинтересовавшимся делом самим по себе, экс­периментатор, напротив, ведет себя действительно пассивно. Он старается не делать каких-либо замечаний, так как испытуемый воспринимает пассивность экспериментатора как адекватную си­туацию.

Одним словом, экспериментатор не ведет себя по заранее пред­писанному образцу, а поведение его определяется установкой испытуемого и соответствует ей.


Мы считаем, что в опытах, имеющих своей целью выяснение вопросов каузально-динамического характера, которое не ограни­чивается выявлением чисто внешних результатов, именно такое поведение создает одинаковые условия для различных испытуе­мых.

Мы также не стремились строго придерживаться определенной формулировки вербальной инструкции, а следили за тем, чтобы заданный смысл инструкции был понят испытуемым возможно бо­лее точно. Ведь с разными испытуемыми нужно вести себя раз­личным образом.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1И ЕГО ЗАВЕРШЕНИЕ

После инструкции испытуемый начинает работать. Заданием, предназначенным для завершения, испытуемый занимается столь­ко, сколько хочет, и сам передает его экспериментатору, когда считает выполненным.

Задание, которое выглядит законченным для экспериментатора, не обязательно является таковым испытуемому. Оно может воспри­ниматься им как не вполне завершенное.

Можно, например, наблюдать: ваза и цветы уже нарисованы, животное слеплено из пластелина, но испытуемый продолжает за­ниматься заданием — он украшает, улучшает его (делает, напри­мер, резче тень у вазы с цветами, удлиняет или укорачивает хвост у животного) и только тогда отдает свое произведение экс­периментатору.

ПРЕРЫВАНИЕ ЗАДАНИЯ

В описанных опытах прерывание работы осуществлялось сле­дующим способом: со словами «сделайте, пожалуйста, это» экспе­риментатор кладет перед испытуемым новую работу.

В первый раз испытуемые часто смотрят на экспериментатора удивленно, они поражены. Во время дальнейших прерываний дей­ствий испытуемые больше не удивляются. Удивление исчезает, так как рано или поздно каждый испытуемый находит «объяснение» для этого непонятного прерывания. Они говорят во время самоот­чета: «Вы хотели выяснить, могу ли я концентрировать свое, вни­мание», или «Вы прервали меня тогда, когда видели, что я вы­брал верный или неверный метод решения». Лишь в редких слу­чаях испытуемый воспринимает прерывание как самостоятельную цель опыта, а не в качестве побочного для опыта явления.

Но нахождение объяснения еще не означает, что испытуемый «смиряется» с прерыванием. Напротив, он сопротивляется ему.


У некоторых испытуемых это сопротивление заходит так далеко, что они отказываются отдать работу, даже если эксперимента­тор очень настойчив. Иногда испытуемые просто впадают в аффект.

Так как прерывание обретает свой истинный смысл только тог­да, когда испытуемый имеет чувство незавершенности работы, то оно, как правило, производится тогда, когда испытуемый больше всего захвачен работой, когда у экспериментатора создается такое впечатление, что испытуемый особенно поглощен работой. Мы На­зываем такие моменты «моментами наиболее тесного контакта испытуемого с заданием». Эти моменты контакта совпадают часто с моментом, когда испытуемый уже представляет, как надо делать.работу, но еще не знает точно, каков будет результат. Например, испытуемый лепит собачку из пластелина. Он видит, что уже полу чается животное с четырьмя конечностями, оно уже представляет собой нечто «собакообразное». Но еще существует опасность, что -он собьется с верного пути и предполагаемая собака превратится в кошку.

В такой момент контакта окончание работы уже ощутимо близ­ко для испытуемого. Ситуация уже обещает успех, но все еще опасна. Задание еще «по сути своей» не выполнено, как это быва­ет незадолго до окончания.

ПОЛУСПОНТАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ

Установить благоприятные для прерывания моменты относи­тельно легко, так как опыт в большинстве случаев протекает в -атмосфере свободного контакта между экспериментатором и испы­туемым. Вследствие непринужденности ситуации испытуемый чаще всего сам сообщает о положении дел. Наряду с этим эксперимен­татор осведомляется, как далеко продвинулся испытуемый. Этот вопрос выясняется в общей ситуации не в форме расспросов, а в виде естественного интереса со стороны экспериментатора. Ответ, который дает на него испытуемый, следует квалифицировать не как собственно самоотчет, а как полуспонтанное высказы­вание.

Ценность таких полуспонтанных высказываний состоит в том, что "они позволяют более глубоко понять действительные процес­сы без нарушения хода опыта. Испытуемый обращается к своим впечатлениям не задним числом, не созерцательно, а реагирует непосредственно в ситуации и тем самым вскрывает характер са­мой ситуации.

Кроме того, как уже упоминалось, после окончания опыта ис-шытуемые давали самоотчет в собственном смысле слова.


НЕУДОВЛЕТВОРЕННАЯ КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ В МОМЕНТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

Оказывается, что предпочтение незавершенных действий нель­зя объяснить ни тем, что сам акт прерывания способствует их луч­шему запечатлению, ни сознательным намерением испытуемых за­помнить незавершенные действия.

Решение проблемы, очевидно, следует искать в другом направ­лении. Определяющими являются не переживания, возникающие во время выполнения задания и его прерывания, а в большей мере те силы, которые существуют в момент, опроса. Предшествующие специальные серии доказали, что важен не акт прерывания как таковой, а завершенность или незавершенность задания.

В момент, когда испытуемый принимает решение выполнить задание на основе инструкции, возникает квазипотребность, кото­рая сама по себе побуждает «выполнению задания. В динамиче­ском смысле этот процесс соответствует возникновению напряжен­ной системы, стремящейся к разрядке. Выполнение задания озна­чает разрядку системы (разрядку квазипотребности). Если же задание прерывается, то обычно сохраняется остаточное напряже­ние, квазипотребность не удовлетворена.

Естественным путем к удовлетворению этой потребности было бы завершение прерванного задания. В самом деле, испытуемые часто хватаются за прерванную работу, если она по недосмотру осталась лежать на столе, чтобы закончить ее (см. опыты М. Ов-сянкиной).

.. - ВН

У младших детей, для которых отношение ВЗ гораздо

больше, чем у взрослых, сильнее также потребность в завершении действия, а значит, и тенденция к возобновлению. Часто слу­чалось так, что дети, приходя к экспериментатору спустя 2 или 3 дня, просили дать им закончить задание.

В наших опытах естественный путь для разрядки напряженной системы, т. е. завершения задания, закрыт экспериментатором. На­пряжения продолжают существовать. Если для наших результатов являются определяющими не сами впечатления от момента пре­рывания, а фактическая незавершенность в момент опроса, то из этого следует, что причиной преобладания в памяти незавер­шенных действий является продолжающая существовать квази­потребность.

Потребностные напряжения вызывают не только непосредствен­но тенденцию к завершению задания, но и способствуют впослед­ствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения.

Как могут проявиться подобные напряжения в таком, казалось бы, совершенно другого рода процессе, как воспроизведение, мо­жет быть понято только на основе общей теории психической ди-

 

9—957


           
   
 
     
 
 


намики, причем особенно важно установить, происходит ли при воспроизведении одновременно разрядка отдельных напряжений.

Итак, мы видим, что лучшее запоминание незавершенных дей­ствий обусловлено не связанными с моментом прерывания пережи­ваниями, а с суммой тех сил, которые проявляются в момент опроса.

Но потребностные напряжения, вытекающие из прежней рабо­ты, не являются единственными динамическими факторами. Име­ется инструкция экспериментатора о перечислении заданий, и в соответствии с ней у испытуемых возникает тенденция к воспро­изведению (Reproduktioswille), иначе говоря, квазипотребность в перечислении всех заданий.

С динамической точки зрения общая ситуация в конце опыта представляет собой следующее: в результате инструкции экспери­ментатора возникает квазипотребность в перечислении всех зада­ний, при этом для незавершенных заданий существуют дополни­тельные квазипотребности, а именно неудовлетворенные потреб-" ностные напряжения.

Преобладание незавершенных действий при опросе как след­ствие этих напряжений зависит от соотношения сил обоих основ­ных факторов. Если преобладает тенденция к воспроизведению, возникающая в результате инструкции, то относительное преобла­дание незавершенных заданий (ВН) должно отодвинуться на вто,-рой план (ВН должно быть приблизительно равно ВЗ). С другой стороны, относительное пребладание незавершенных заданий, воз­никающее на основе возможных квазипотребностей этих действий, проявляется тем резче, чем слабее тенденция к воспроизведению, т. е. чем слабее специальное намерение перечислить все задания. В этом случае степень преобладания незавершенных действий над завершенными существенно зависит от силы квазипотребности, наличие которой для отдельных испытуемых и отличает незавер­шенные действия от завершенных.

В связи с этим возникают два вопроса:

1) О значении тенденции к воспроизведению. 2) О природе и возникновении потребностных напряжений при незавершенных действиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.