Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология




развития

Под редакцией

А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой

Рекомендовано Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлению и специальностям «Психология»

ББК 88.37 П86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом факультета психологии ГУ-ВШЭ.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Доктор психологических наук, профессор

А. Н. Гусев.

Доктор психологических наук, профессор

А. И. Подольский

Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.

ISBN 5-88711-216-6

Предлагаемая хрестоматия включает в себя работы из ставших классическими отечественных и зарубежных исследований по психологии личности, возрастной психологии и психологии развития. Собранные воедино, они помогут студентам сформировать общую картину современного состояния этих отраслей междисциплинарного знания. Учебное пособие является содержательным и методическим дополнением к учебному курсу «Психология развития». Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов, для психологов, социологов, политологов и юристов.

ISBN 5-88711-216-6 © Болотова А. К., 2004

Молчанова О. Н. 2004 ©ЧеРо, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................ 5

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ...................................................................................... 7

Выготский Л. С.............................................................................................................................................................................. 7

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ..................................................................... 7

Леонтьев А. Н............................................................................................................................................................................... 13

К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА............................................................................................................... 13

Эльконин Д. Б............................................................................................................................................................................... 16

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ................................ 16

Фрейд 3......................................................................................................................................................................................... 23

РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ........................................................................................ 23

Эриксон Э..................................................................................................................................................................................... 27

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА............................................................................................................................................ 27

Пиаже Ж........................................................................................................................................................................................ 30

ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА................................................................................................................................................... 30

К люге К.-Й.................................................................................................................................................................................... 35

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ: «ДУМАЯ, ДЕЛАТЬ ХОД КОНЕМ»......................... 35

Хеллер К.А.................................................................................................................................................................................... 37

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ............................................................ 37

З инченко В. П., Моргунов Е. Б.................................................................................................................................................. 40

К УЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................................................... 40

Абульханова-Славская К. А........................................................................................................................................................ 43

СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ............................................................................................................................................................ 43

Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И................................................................................................................. 47

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ............................................................................. 47

Ананьев Б. Г.................................................................................................................................................................................. 51

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА...................................................................... 51

Логинова Н. А.............................................................................................................................................................................. 54

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ........................................................................................................ 54

Лейтес Н. С,.................................................................................................................................................................................. 56

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ..................................................................... 56

Шадриков В. Д............................................................................................................................................................................. 60

МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ................................................................. 60

Бабаева Ю. Д................................................................................................................................................................................ 67

ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ.................................................................................................................. 67

Равич-Щербо И. В........................................................................................................................................................................ 70

РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА............. 70

Болотова А. К............................................................................................................................................................................... 73

ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ..................................................................................................... 73

РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА...................................................................................................................................... 76

Арьес Филипп............................................................................................................................................................................... 76

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР...................................................................................................................... 76

Бауэр Т.......................................................................................................................................................................................... 79

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА........................................................................................................................ 79

Уайт Б............................................................................................................................................................................................ 81

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛЗАНИЯ......................................................................................................................................... 81

Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А....................................................................................................................... 84

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА.................................................................................................................... 84

Пиаже Ж........................................................................................................................................................................................ 88

ТИПЫ И СТАДИИ РАЗГОВОРА МЕЖДУ ДЕТЬМИ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ................................................... 88

Эльконин Д. Б............................................................................................................................................................................... 92

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ.................................................................................................................. 92

Эльконин Д. Б............................................................................................................................................................................... 95

РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...................................................................................................... 95

Эльконин Д. Б............................................................................................................................................................................... 97

ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................................................................................................ 97

Гальперин П. Я........................................................................................................................................................................... 103

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА........................................................................... 103

Божович Л. И.............................................................................................................................................................................. 105

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................... 105

Давыдов В. В.............................................................................................................................................................................. 108

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ............................................................................ 108

Дольто Ф..................................................................................................................................................................................... 111

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ......................................................................................................................................................... 111

Мухина В. С................................................................................................................................................................................ 113


ПЕРВИЧНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БЫТИЕ............................................................................................ 113

Поддъяков Н. Н.......................................................................................................................................................................... 116

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА........................................................................................... 116

Запорожец А. В.......................................................................................................................................................................... 119

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА. 119 Гуткина Н. И............................................................................................................................................................................... 125

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ».......................... 125

Субботский Е. В......................................................................................................................................................................... 128

ВСЕГДА ЛИ БЫЛА ШКОЛА?........................................................................................................................................... 128

Гансберг Э................................................................................................................................................................................. 130

ТВОРЧЕСТВО И ИГРА...................................................................................................................................................... 130

РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ.............................................................................................. 134

Эриксон Э................................................................................................................................................................................... 134

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ............................................................................................... 134

К ле М........................................................................................................................................................................................... 136

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА........................................................................................................................................... 136

Байярд Р. Т., Байярд Дж............................................................................................................................................................ 142

ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК.............................................................................................................................. 142

К он И. С...................................................................................................................................................................................... 143

САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я».................................................................................................................................... 143

Л ичко А. Е.................................................................................................................................................................................. 145

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ............................................................... 145

Толстых А. В.............................................................................................................................................................................. 151

ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ.............................................................................................................. 151

РАЗДЕЛ 4 ЗРЕЛОСТЬ.............................................................................................................................................................. 153

Ю нг К. Г. ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ..................................................................................................................................... 153

Эриксон Э. Г............................................................................................................................................................................... 157

ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................................ 157

К озлова Т. 3................................................................................................................................................................................ 159

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ЛИЧНОСТИ............................................................................................................................................................................ 159

К он И. С...................................................................................................................................................................................... 163

ПОСТОЯНСТВО И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ.................................................................................................... 163

Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., ГивитцДж..................................................................................................................... 165

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ.................................................................................................... 165

Л ивехуд Б.................................................................................................................................................................................... 167

ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................................................. 167

Аргайл М..................................................................................................................................................................................... 176

ВОЗРАСТ И ПОЛ............................................................................................................................................................... 176

Ниемеля П.................................................................................................................................................................................. 180

РАЗВИТИЕ И НОРМАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.................................................................... 180

Ш ихи Г........................................................................................................................................................................................ 183

ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА.............................................................................................. 183

Ананьев Б. Г................................................................................................................................................................................ 186

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗРОСЛОСТИ...................................................................................... 186

Братусь Б. С................................................................................................................................................................................ 189

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................... 189

Петровская Л. А......................................................................................................................................................................... 193

К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО.......................................................................... 193

РАЗДЕЛ 5 ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ............................................................................................................................................ 194

Александрова М. Д.................................................................................................................................................................... 194

О ЗАКОНАХ ГЕРОНТОГЕНЕЗА..................................................................................................................................... 194

Кемпер И..................................................................................................................................................................................... 197

ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ?.................................................................................................................................................... 197

К орсакова Н. К., Балашова Е. Ю............................................................................................................................................. 198

ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................................................................................ 198

К раснова О. В............................................................................................................................................................................. 201

СТЕРЕОТИПЫ ПОЖИЛЫХ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ............................................................................................... 201

Шапиро В. Д............................................................................................................................................................................... 202

АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА К РОЛИ ПЕНСИОНЕРА.......................................................................... 202

Шахматов Н. Ф........................................................................................................................................................................... 205

ПСИХИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТАРОСТИ................................................................. 205

Анцыферова Л. И....................................................................................................................................................................... 210

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ТИПЫ СТАРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО


РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................................................... 210

Тора К. Биксон, Летиция Энн Пепло, Карен С. Рук и Жаклин Д. Гудчайлдс................................................................. 217

ЖИЗНЬ СТАРОГО И ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................ 217


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга не пытается дать исчерпывающую информацию о состоянии и развитии возрастно-психологических исследований в современной отечественной и зарубежной психологии. Задача авторов — сопоставляя фактические данные науки, различных научных школ и теорий настоящего и прошлого исследовательского опыта, накопившегося в возрастной психологии, стимулировать готовность к теоретико-методологическому и сравнительно-хронологическому анализу сложного и неоднозначного пути развития этой отрасли современной психологии у нас и за рубежом. Интерес авторов сконцентрирован не столько на описательных данных и содержании тех или иных теорий и обобщений различных ученых и их концепций, сколько на развитии исследовательского мышления, осмыслении возникающих вопросов и проблем, которые уже стоят или должны стоять в центре внимания ученых под влиянием резко изменяющихся отношений человека к реальности и миру, глобальных изменений требований социума к человеку в целом.

Одной из таких проблем является время, временной фактор как энергопотенциал развития, как динамическая связь, детерминирующая во времени межпоколенную общность людей, различный уровень и динамику развития последующих поколений, расширяя или сужая их возрастные границы. Еще В. Дильтей подчеркивал, что поколение — это не только определенный временной интервал, равный приблизительно 30 годам, но и духовная общность людей, которые выросли в одно и то же время. Романтико-идеалистическая интерпретация поколения, получившая широкое распространение в немецкой историографии XIX века, где доминирует генеалогическое и духовно-символическое понимание поколения, постепенно сменяется хронологическим: поколение как определенный отрезок времени.

Таким образом, время, связующее воедино этапы индивидуального жизненного пути с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени, выражает становление нового культурно-исторического понятия поколения, для которого существенна не только хронологическая одновременность существования, но и общность значимых социальных переживаний и деятельности. Поколение в культурно-историческом смысле не обладает универсальной хронологической длительностью. Его длительность зависит от скорости исторического обновления — чем значительнее перемены, совершающиеся в единицу времени, тем больше люди склонны замечать у себя «поколенные различия», как отмечает И. С. Кон. Многое зависит и от типа протекания социальных перемен. Резкие революционные перемены, длительная социальная нестабильность создают своего рода травматический эффект, футуршок, усиливая ощущение межпоколенных различий, нарастание агрессивности, снижение толерантности. Ускорение темпов технического и социального развития общества в целом делает опору на опыт прежних поколений на рубеже XX и XXI века не всегда

целесообразной. Новое поколение переносит центр тяжести с прошлого на современность. В наши дни, как считает М. Мид, темпы развития стали настолько быстрыми, что прошлый опыт поколений стал не только недостаточным, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым прогрессивным идеям реализовываться в новых обстоятельствах. Поэтому не только молодежь учится у старших, присматривается к возрасту мудрости, как это было всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи.

Межпоколенная трансмиссия отражает зависимость межпоколенных отношений от скорости и темпов научно-технического и социального развития, включая в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно, многократно сжимая временные параметры обработки и получения этой информации новым поколением.

Три временные модальности обрисовывают человеческое развитие, намечая времена жизни каждого поколения, его прошлое, настоящее и будущее. Прошлое находит отражение в хронологическом возрасте, настоящее — в социальном возрасте, будущее — в историческом возрасте. Так, социальное время, предъявляя свои требования к человеку, может выступать не только «движущей силой» развития личности, но и его тормозом, стрессогенным фактором, если не «идти в ногу со временем». Подлинная психологическая концепция развития должна интегрировать все три временных возраста. Подобное объемное временное видение развития личности представляется особенно важным* при изучении наиболее подверженных социальным изменениям явлений: родительской авторитарности в детстве, сексуальных установок и способов идентификации в юности, социальных ролей и их реализации в зрелом возрасте. Небрежение временем неизбежно приводит к социальной дезадаптации, снижению самооценки, потере себя, профессиональной некомпетентности.

Чрезвычайно важная составляющая психического здоровья человека — адекватное отражение временных границ хронологического, социального и исторического времени, способность самостоятельно определять транспективы собственного жизненного пути, наличие в образе мира протяженной и событийно насыщенной временной перспективы будущего. Эта проблема отражена в исследованиях Ш. Бюллер, В. Фран-кла, Л. Божович, Б. Зейгарник, Л. Рубинштейна, К. Абульхановой и др. Обобщая результаты исследований этих психологов, можно предположить, что время — один из важных, но крайне мало используемых резервов развития личности, ее социализации. В сложных социальных коллизиях проблема «человек и время» актуализируется. В ситуации резких социальных перемен и нестабильности человек по-иному переживает время собственной жизни, сужаются временные перспективы, а следовательно, и возрастные границы, например, изменения в реальном содержании детства: в эпохи глобальных перемен временная продолжительность детства значимо сокращается. И наоборот, расширяются


возрастные границы юношеского возраста, удельный вес молодежных инноваций в общественном развитии становится весьма значимым.

Все это свидетельствует о том, что время, временной аспект исследования возрастных особенностей развития и социализации личности представляется весьма правомерным. Как отмечает известный отечественный психолог Б. В. Зейгарник, умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе, и найти возможность постановки посильных реальных целей становится необходимым и важным двигателем развития личности.

Отсюда замысел и структура представленного вашему вниманию пособия обозначены как последовательно сменяющие друг друга времена жизни, содержание и психологические характеристики которых имеют свои особенности в разных странах и по-разному отражены в многочисленной отечественной и зарубежной психологической литературе, изучающей проблемы психологии развития на рубеже XX и XXI столетий.

Нам представляется оправданным открыть эту книгу главой, в которой раскрываются современные психологические исследования по проблемам возрастной периодизации, теории и практики психологии развития. Эта глава содержит также описание основных теоретических концепций и принципов психологии развития, представленных в исследованиях ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, 3. Фрейд, Э. Эриксон.

Каждый из последующих разделов содержит работы, предметом осмысления которых являются генезис и развитие личности в детском возрасте (Д. Эльконин, Л. Божович, М. Лисина, Ж. Пиаже, Т. Бауэр, Ф. Арьес), психология взрослеющей личности (М. Кле, И. Кон, Ш. Дей-ноу и др.). Психология зрелого возраста отражена в таких работах, как исследования Б. Г. Ананьева и акмеологические исследования А. А. Бо-далева, а также работы Б. Ливехуда. Г. Шихи и П. Массена. Это хорошо известные специалистам работы, опубликованные на русском языке сравнительно недавно. Они помогут студентам более подробно изучить и описать мир человека зрелого возраста.

Достаточно полно представлен раздел «Психология позднего возраста», или, как его называют чаще, возраста мудрости. В этот раздел вошли публикации, сочетающие социально-психологический и социокультурный анализ психической деятельности в позднем возрасте (И. Кемпер, М. Аргайл, П. Гарб, Л. Анцыферова, О, Краснова и др.).

Такой подбор теоретических работ и собственно эмпирического материала предоставляет теоретическую и практическую базу для развернутого обсуждения и достаточно полного и глубокого понимания студентами проблемных вопросов учебного курса «Психология развития», раскрывая проблему развития в аспекте ее хронотопической детерминации.

Коллектив авторов и составителей учебного пособия направил свои усилия на то, чтобы представить область психологии развития в ее

более современном виде, как с точки зрения междисциплинарного фактора интеграции собственно психологического, социологического и этнопсихологического знания о психологии развития, так и с точки зрения большей подробности преподнесения материала, придания ему традиционной академической формы.

Подготовке данного издания в значительной степени способствовало и активное участие в сборе материалов молодых ученых, за что выражаем особую благодарность О. В. Куземе, И. В. Макаровой, А. С. Рубан и С. С. Шляхиной.

А. К. БОЛОТОВАдоктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ


РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.