Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различие между игрой и исследованием




СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОЙ И ТВОРЧЕСТВОМ

В условиях детского дошкольного учреждения спонтанное обучение детей происходит в игровых занятиях. Игра была предметом многочисленных исследований с точки зрения ее связи с детским творчеством. Ученые предполагают, что поскольку игра является процессуальным, а не продуктивным видом деятельности, ребенок по-своему преобразует окружающую среду (что зачастую приводит к новым или нетрадиционным результатам); активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на повышении их творческих возможностей. Данс-кий и Силверман (DanskyJ., Silverman I. Effects of play on associative fluency in preschool-aged children. Development Psychology, 1973, 9, 38 — 43.) в результате своих экспериментов, направленных на анализ поведения детей в игровых ситуациях, во время которых им разрешалось абсолютно свободное обращение с предметами, получили данные, подтверждающие гипотезу о том, что игры могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений. Фейтельсон и Росс (Feitelson D., Ross G. The neglected factor — play. Human Development, 1973, 16, 202-223) установили, что дети, наблюдавшие за участием взрослых в ролевой игре,

сами стремились к совместным сюжетным играм. Эти наблюдения подтверждают гипотезу о том, что ролевая игра в определенной степени способствует развитию оригинального и творческого мышления.

Психологи считают, что игра является процессуальным видом деятельности, в которой ребенок создает воображаемую ситуацию. Различие между «игрой» и некоторыми формами исследовательского поведения в процессе игры было прослежено Коррин Хатт (Hutt С. Exploration and play in children. In R Herron & B. Sutton-Smith (Eds.), Child's play. New York, Wiley, 1971). В целях эксперимента Хатт установила в одном из детских садов некий аппарат, издающий звуки, меняющиеся в зависимости от усилий, прилагаемых на рычаг. Детям предоставлялось право выбора: либо этот аппарат, либо 5 знакомых игрушек. Дети предпочли аппарат. Анализируя поведение детей в ситуации альтернативного выбора, Хатт сумела выявить значительные различия между исследовательским поведением детей и гораздо более разнообразными действиями, которые она назвала «игрой».

Закончив обследование незнакомого предмета, дети приступили к действиям, которые состояли из: 1) повторяющихся движений (похлопывание по рычагу аппарата); 2) продолжительных манипуляций (попытки навалиться всем телом на рычаг и издать непрерывный сигнал); 3) последовательных действий, как в отношении аппарата, так и в отношении игрушек (повторяющиеся попытки завладеть и тем, и другим). То есть результатом действий детей явилась «игра». Вместе с тем наблюдался и другой вид реагирования, который можно условно назвать «изменение функции». В частности, это проявлялось в том, что дети начинали использовать аппарат совершенно по иному, например, в виде препятствия для преодоления, места для сидения и т. п. Все эти действия относятся к игровым.

Подводя итог своим наблюдениям, Хатт определила различие между «игрой» и исследовательской активностью следующим образом: «Если в процессе исследования дети как бы пытаются ответить на вопрос «Для чего служит этот предмет?», то игрой движет уже совсем другой вопрос: «Что можно делать с этим предметом?» Иными словами, исследование определяется новым стимулом, а игра — цепью реакций».

Хатт подчеркивает, что исследование начинается тогда, когда внимание ребенка концентрируется на незнакомом предмете

или каком-нибудь другом аспекте своего окружения. Только после того, как ребенок заканчивает обследование нового предмета, его исследовательское поведение или активность постепенно сменяются разнообразными повторяющимися действиями, которые можно назвать «игрой». «Игра» характеризуется изменчивостью реакций и быстрой сменой направленности действий. Ребенок может совершенно по-разному использовать предоставленные в его распоряжение предметы. В нашем случае, например, он либо нажимает на рычаг с целью извлечения звука, либо влезает на поверхность аппарата, как на стул. Такого рода свободная игровая деятельность, доставляющая ребенку радость и удовольствие, а, кроме того, позволяющая произвольно преобразовывать (в воображении) окружающую обстановку, содержит много признаков, сходных с дивергентным мышлением. Именно это сходство игрового процесса с дивергентным мышлением и натолкнуло исследователей на мысль, что способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов, а также некоторые другие свойства креативности могут проявляться и развиваться в игровых ситуациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.