Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности идентификационных тенденций




МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Основным источником анализа данных являются материалы общероссийского репрезентативного опроса, проведенного в 1990 г. Всесоюзном Центром Изучения Общественного Мнения по проблеме «Советский человек». Одна из задач этого исследования была сформулирована в статье Л. Седова [Седов Л., 1990): «Выявить наиболее распространенные в различных слоях и группах представления об общностях и персонажах, с которыми отождествляют себя опрошенные».

Соответствующий вопрос формулировался так: «Что из перечисленного прибавляет Вам уважения к себе, кем осознаете себя с гордостью?» В закрытие вопроса была включена 21 альтернатива:

1) отцом (матерью) своих детей;

2) сыном (дочерью) своих родителей;

3) хозяином в своем доме;

4) хозяином на своей земле;

5) жителем своего города, села, района;

6) сыном (дочерью) своего народа;

7) специалистом в своем деле;

8) советским человеком;

9) верующим человеком;

10) членом своего кружка, компании;

11) работником своего предприятия, учреждения;

12) человеком своего поколения;


13) человеком, занимающим видное положение;

14) представителем рода человеческого;

15) ветераном Великой Отечественной Войны;

16) участником войны в Афганистане;

17) участником великих строек, стахановцем, целинником;

18) участником национального движения, народного фронта;

19) членом КПСС;

20) другое (что именно?);

21) затрудняюсь ответить.

Отвечая на вопрос, респонденты могли отметить несколько позиций (альтернатив). <...> Идентификации, которым респонденты отдали предпочтение, в основном являются ведущими для

всех возрастных групп.

Главная тенденция (1990 г.)—резкое выделение идентификаций с первичной группой (семья, включая родительство и иден-

тификацию с родителями), тенденция идентификации с гражданином своей страны («советский человек») и тенденция идентификации по критерию «Контроль и самоконтроль ситуации деятельности и условий жизни». Это такие объекты как «специалист в своем деле», «хозяин в своем доме», «хозяин на своей земле». Четвертая доминирующая тенденция — идентификация с большими общностями (по месту жительства, со своим поколением). <...>

Общие идентификационные побуждения, отмеченные выше, проявляются и в возрастных когортах, но приобретают специфическую для возрастных групп окраску. <...>

Молодые люди до 20 лет. <...>

Молодежь преимущественно идентифицирует себя с семьей, ценностями советского общества (следствие школьного и семейного воспитания) и группами повседневного общения. <...>

Наряду со свойственными возрасту доминирующей идентификацией с семьей и намного слабее с группами сверстников, явно доминируют воспитанные с детства советские модели формирования социальной идентичности. Молодые люди гордятся принадлежностью к своему народу, им близки ветераны Отечественной войны и войны в Афганистане, великих строек. Более чем в других возрастных когортах, представлена романтическая идентификация с человечеством. Вместе с тем, молодежь еще не испытывает воздействия национально-демократических движений или бурного оживления интереса к религии, что существенно более сказывается на идентификационных тенденциях в группе 40 —49лет (различия в 3 — 5 раз). <...>

Возрастная группа 20—24 года. Согласно теориям об изменении социально-психологических характеристик с возрастом в этот период расширяется сфера мотивации, молодые люди приобретаю профессию, начинают продвигаться к успешному освоению социальных ролей. Именно этим можно объяснить резкое усиление идентификации с категорией «специалист в своем деле» (2 — 3 ранг вместо 4 —5-го в группе до 20 лет). Из этого, правда, не следует четкой профессиональной ориентации, но, как минимум — стремление занять прочное место в системе социальных позиций. Вместе с тем остается доминанта идентификации с родительской семьей, «советская идентичность», и резко ослабевает солидарность с «кружком, компанией» в пользу более широкой социальной общности — по месту жительства. Появляется стремление «быть хозяином», то есть самостоятельно

контролировать условия жизнедеятельности. В данной когорте более половины из наиболее выраженных идентификаций равнозначны, еще не сформировались в жесткую иерархию. <...>

Возраст 25-29 лет. Возраст, когда строится семья. Молодые родители начинают ощущать ответственность не только за себя, но и за своих детей. В этом возрасте люди активно включаются в трудовую деятельность. Здесь происходит профессиональная адаптация (особенно это касается молодых людей, недавно окончивших вузы и техникумы). Исследованиями в мировой социологии труда установлено, что в этом возрастном интервале кривая профессиональной мобильности резко растет вверх, а к 30 годам резко замедляется. Как будто этот отрезок времени в жизни людей дан им для окончательного профессионального самоопределения. Наиболее характерной чертой для этой возрастной группы является стремление сделать карьеру. <...> Вместе с тем, в этой возрастной группе наибольший процент выражающих потребительский интерес в отношении государства [Левада Ю. А., 1991). Последнее, на наш взгляд, можно объяснить большой силой потребностей обустроить свою семью.

Естественно, что если наиболее характерной чертой этой возрастной группы является стремление сделать карьеру, то многие идентифицируют себя со «специалистами в своем деле» — 24,8%, а также с людьми, «занимающими видное положение» — 23,3%. Это самый высокий процент по сравнению с другими возрастными группами. <...>

Возрастная группа 30—39 лет. Возраст расцвета физических и духовных сил, наибольшей продуктивности. Известный советский демограф Б. Ц. Урланис подсчитал, что наибольший вклад в общественное благосостояние вносит возрастная группа 30 — 39 лет (Урланис Б. Ц., 1970).

В связи с рассмотрением данных по этой возрастной группе интересными представляются результаты опроса, проведенного среди читателей журнала «Свободная мысль» (Н. Наумова). Цель


исследования — выяснить особенности индивидуального преодоления кризисной ситуации (Наумова Н. Ф., 1990, 8). Оказывается, в наше сложное время наиболее распространенным элементом универсального мироощущения для данной возрастной группы 30 —39 лет является «самоирония». В чем же здесь дело? Представители этого поколения, в большинстве относительно других когорт, определяют сейчас политику страны, ее облик. Им часто приходится вести себя гибко, с определенной долей скептицизма. Надо сказать, что для нас неожиданным было то, что советская идентичность — «горжусь, что я со-376

ветский человек» —■ оказалась самой высокой именно в этой возрастной группе, как и в когорте 40 — 49 лет,—21,7%. Возможно, что эти люди больше, чем кто-либо переживают ответственность за разрыв социальных и экономических связей между народами бывшего СССР.

Ведущий идентификационный «синдром» составляют идентификации второго (после родительства) плана — ощущение своей общественной полезности (специалист), причастности к народу («советским») и чувство хозяина в своем доме—синдром самоутверждения в жизни. При этом в данной группе наблюдается относительно устойчивая «трехуровневая» иерархия доминирующих идентификаций.

В возрастной группе 30 —39 лет есть семья. Как родители, они отдают значительную часть времени и много душевных сил своим детям. Из данных ВЦИОМ видно, что самая сильная идентификация — «горжусь, что являюсь отцом (матерью) своих детей» — 52,2%. Надо заметить, что этот показатель идентификации оказывается самым высоким и по сравнению с другими возрастными группами—25,3%, за которым следует профессиональный идентификатор — «специалист в своем деле» —24,3%. <...>

Возраст 40-49 лет. В этом возрасте человек полон сил, продолжает работать, некоторые продвигаются по служебной лестнице. По исследованию Н. Наумовой, для этой возрастной группы наиболее распространенным элементом универсального кризисного мироощущения является «стойкость» (Наумова Н. Ф., 1990, 9). Почему именно данное качество?

Нужно вспомнить, что люди в данном возрасте — это дети или войны, или тяжелого послевоенного времени, имеющие богатый опыт лишений. Для этой возрастной группы наиболее значимыми показателями идентификации после «семьи» являются идентичность со «специалистом в своем деле» — 25,9% и «советским человеком» — 23,4%.

В этой возрастной группе очень сильно чувство сопричастности к судьбам своего народа, его лучшим представителям. Это видно по высоким значениям таких показателей идентификации, как «горжусь, что я советский человек» (тот же ранг, что и для профессиональной идентичности) и «хозяин на своей земле» — 24,8%. Хотим обратить внимание на то, что пожилые люди чаще, чем молодые обращаются к вере — 12,8%. Названные показатели идентификации для этой возрастной группы остаются относительно высокими и по сравнению с аналогичными для других групп. Так, «горжусь, что я являюсь хозяином на своей земле составляет 27,1% (самый высокий среди всех других возрастных групп)

и «верующим человеком» —20,1%. Отношение к вере в сравнении с группой старше 60 лет здесь, однако, еще не входит в комплекс наиболее значимых идентификаций. Многие из этой возрастной группы добились высокого положения на работе, поэтому у них в сравнении с другими особо выделяются два объекта идентификации: «работник своего предприятия» — 37,8% и «человек, занимающий видное положение» — 30%. <...>

Возраст 50-59 лет. Хотя в этом возрасте человек продолжает работать, но многие переходят от более успешных ролей к менее заметным. Идентифицируют ли себя в этом возрасте с пожилыми? Как мы знаем из исследования Р. Кюлена, на вопрос: «Когда человек становится старым?» люди отвечают по-разному. Последнее было связано с их социальным положением. Вероятно, ответ на такой вопрос определяется также личной позицией, доминантой по критерию «оптимист» — «пессимист» и состоянием здоровья.

Представители этой когорты родились в 30-х, начале 40-х годов. Это тоже дети войны. Они были воспитаны в системе «советских» и патриотических ценностей. Некоторых из этого поколения (часть интеллигенции) называют сейчас «шестидесятниками», большую часть — консерваторами. Поэтому неслучайно, по данным Н. Наумовой, оказалось, что для этой группы основным элементом мироощущения выступает «смирение, принятие вечных ценностей» (Наумова Н. Ф., 1990, 19). Вместе с тем здесь равно высокое значение приобретает идентичность но критерию «удержать контроль над жизненной ситуацией» (чувства хозяина) с прежней идентификацией с советским человеком. Только в этой возрастной когорте религиозная идентичность уравнивается с другими значимыми идентичностями. <...>

Возрастная группа после 60 лет. Наступает «осень жизни», ухудшается здоровье. Трудная пора в жизни человека. В развитых индустриальных странах мира угасает традиция относиться к старым людям с почтением и должным вниманием, как это принято в традиционных обществах и сохранилось на Востоке.

Средняя продолжительность жизни россиян в 1990 г. составляла 63,8 года у мужчин и 74,3 года у женщин. <...> Люди в этом возрасте, как принято говорить, задумываются о «своей душе». Видимо поэтому для них на одно из первых мест, наряду с устоявшейся идентичностью «советский человек» выходит идентификация с «верующим человеком» — 18,9%. <...> самая старшая возрастная группа склонна так же, как и предыдущая, идентифицировать себя с лучшими людьми своего поколения: «участниками великих строек, стахановцами, целинниками» — 35,7%.

В одном существенном плане 60-летние и старше напоминают молодых. В группе 20 — 24 лет


идентификационная тенденция еще не сложилась, а к старости она размывается: в этой группе можно выделить 4 относительно различающихся ранговых порядка идентичностей. <...>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.