Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии. Информационная метафора




Информационная метафора

Дж. Миллер по образованию был филологом. После получения диплома в
течение десяти лет он работал в Гарвардском университете, изучая рече-
вую коммуникацию. В первой его монографии «Язык и общение» (1951)
были обобщены результаты его исследований в области психолингвисти-
ки [Miller, 1976]. В 1950-е годы он увлекся проблемами переработки ин-


формации и моделирования мышления человека с помощью компьютера.
Вместе со своим другом Дж. Брунером он создает исследовательский центр
по изучению процессов мышления при Гарвардском университете. Его на-
звание — Центр когнитивных исследований — послужило для обозначения
всего научного направления. Название «когнитивная психология» авторы
использовали для противопоставления своего направления бихевиоризму
и, по словам самого Дж. Миллера [Миллер Дж. и др., 1965], «никакого зна-
чимого предметного содержания оно не подразумевает». Речь шла о пси-
хологии, которая должна заниматься не только исследованием поведения,
но и ментальными процессами, т.е. о «ментальной» или «психической»
психологии. Поэтому предметом исследования Центра стали процессы
восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, мышления, понимания
и порождения речи.

У. Найссер был студентом Дж. Миллера. На выбор направления его иссле-
дований оказало влияние также знакомство с гештальтпсихологией и теори-
ей информации. Большую роль сыграло общение с Абрахамом Маслоу —
одним из крупнейших ученых современности, основоположником гумани-
стической психологии. Книга У. Найссера «Когнитивная психология»,
опубликованная в 1961 г., стала теоретическим фундаментом нового на-
правления в исследовании познавательных процессов. Первоначально
Найсер рассматривал познание как линейно-последовательный процесс
постадийной переработки информации, включающий получение сенсор-
ных данных, их редукцию, обработку, накопление, воспроизведение и ис-
пользование. Процесс переработки информации человеком осуществляет-
ся по определенным программам, и в этом его сходство с переработкой
информации компьютером. Программное обеспечение компьютера выс-
тупает в качестве структурной модели, а его функционирование — в каче-
стве функционально-динамической модели человеческого познания.

В 1976 г. У. Найссер опубликовал вторую свою фундаментальную рабо-
ту «Познание и реальность» [Найссер, 1981]. Он призвал когнитивных пси-
хологов выйти за пределы лабораторных исследований познавательных
процессов и обратиться к исследованию познания человека в реальных ус-
ловиях его жизнедеятельности. Декларируемая программа сближает пози-
цию У. Найссера с позицией лидеров экологической психологии и ведет к"
синтезу этих двух основных направлений психологии познания. Слабая
экологическая валидность исследований когнитивных психологов была
главным предметом критики этого направления со стороны основополож-
ника экологической концепции восприятия Гибсона.

Сам У. Найссер рассматривает человека как активную систему, а про-
цесс познания — как непрерывный процесс проверки когнитивных гипо-
тез. У. Найссер вводит понятие когнитивной схемы. Когнитивная схема
позволяет ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя
известное от неизвестного. Она является амодальной и обобщенной и по-
этому позволяет обрабатывать и ассимилировать информацию, имеющую
различную модальность. Когнитивный цикл включает процессы антици-
пации (предвосхищения) поступающей извне информации, ее вычленения


Глава 1. Основания когнитивной психологии

из потока, организации с помощью когнитивной («направляющей») схе-
мы и двигательной поисковой активности, которая способствует получе-
нию новой информации.

Индивид воспринимает целостные сцены жизни. Эти сцены распозна-
ются и хранятся в памяти, а при необходимости используются для регуля-
ции поведения. Таким образом возникает теория фреймов, т.е. представ-
ление о том, что психической единицей информации, которая хранится в
долговременной памяти и регулирует действия индивида, является целост-
ная сцена реальности — фрейм. Отдельные фреймы связаны между собой
системой «адресов» и «ссылок». Тем самым аналогом памяти является ги-
пертекст. Теорию фреймов мы рассмотрим ниже.

"~ Познание в модели У. Найссера рассматривается как непрерывный, ак-
тивный, проходящий при взаимодействии человека и среды процесс. Он все-
гда актуален и опирается на прежний опыт, на основе которого и возника-
ет предвосхищающая схема. Модель У. Найссера не нуждается в «гомунку-
лусе», ибо субъектом является сама активная когнитивная структура.

Сторонники когнитивно-информационного подхода основываются на
представлении об изоморфизме механизмов психических познавательных
процессов всех уровней: от сенсорно-перцептивного до мыслительного. С их
точки зрения, любой познавательный процесс имеет циклический харак-
тер и состоит из этапов выдвижения гипотезы, приема информации, про-
верки гипотезы. Причем гипотез может быть несколько, каждой из кото-
рых приписывается субъективная вероятность быть подтвержденной или
опровергнутой. Гипотезы строятся на основе прошлого опыта, актуальной
мотивации и программы действий. За скобками остается механизм порож-
дения гипотез и формирования актуального множества правдоподобных
гипотез, а также механизм их опровержения и коррекции.

Информационная метафора, используя термины из теории и практики
программирования, более свободна в интерпретациях, чем компьютерная
метафора (метафора «железа»). Если последняя исходила из принципа
структурного изоморфизма человека и архитектуры компьютера, то никто
не смеет утверждать, что «программное обеспечение» человека тождествен-
но по структуре и функциям программному обеспечению компьютера. Бо-
лее того, межу ними возможны кардинальные различия. Информационная
метафора является более гибкой.

Рассматривая процесс познания, информационный (правильнее назвать
его информационно-алгоритмическим) подход ничего не говорит о меха-
низмах порождения субъективной реальности, ее функциях и природе, о
природе и функциях сознания. Более того, очесчдно, что и «когнитивные»
схемы, и «ментальные» операции, и механизмы переработки информации
не осознаются испытуемыми, а следовательно, эти сущности следует либо
отнести к бессознательным психическим процессам, либо вынести за пре-
делы психологии вообще.

Когнитивные психологи давно пришли к выводу, что процессы позна-
ния протекают на двух уровнях — сознательном и бессознательном. О су-
ществовании реакции на подпороговые стимулы знали физиологи еще в


Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

первой половине XX века. Когнитивные психологи пришли к выводу, что
процессы переработки информации происходят быстрее и эффективнее на
бессознательном уровне, независимо от ее сложности. Иногда неизбежно
возникает вопрос о роли сознания в регуляции человеческого поведения.
В любом случае, процесс переработки информации осуществляется как
процесс параллельно-последовательный, скоординированно протекающий
по крайне мере на двух уровнях — сознательном и бессознательном. Не-
смотря на то, что психологи, ориентированные на когнитивный подход,
возродили метод интроспекции и превратили его в «измеряемую интро-
спекцию», сегодня исследователи убеждаются в недоступности для интро-
спекции процессов переработки информации, в том числе выработки суж-
дений, принятия решения, выявления причинной связи между явления-
ми или ситуацией и собственным поведением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.