Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константность восприятия




Распознавание образов

Для того чтобы понять, что за объект находится в поле внимания, индивид
должен не просто отделить его от фона, объединить элементы в некоторый
целостный образ, но и отнести этот образ к некоторой категории, типу объек-
тов, ранее воспринимаемых им. Процесс отнесения образов восприятия к неко-
торой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов.

Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распо-
знавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать про-
грамму для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек
в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого
труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник,
несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке
имеет форму трапеции. Мы узнаем знакомую мелодию, если даже ее иг-
рают на другом инструменте или в другой тональности. Феномены подоб-
ного рода служили гештальтпеихологам одними из главных аргументов в
пользу того, что образ восприятия не сводится к сумме его частей.

Но, как и в случае других процессов восприятия, распознавание обра-


Константность восприятия

зов нельзя объяснить только особенностями стимульной ситуации. Значе-
ние имеет и «влияние сверху»: эффекты опыта, установок, личностных осо-
бенностей воспринимающего и т. п. Например, эффект влияния установ-
ки на распознавание образов может быть продемонстрирован следующим
экспериментом [Leeper, 1935].

Критическим стимульним материалом в данном эксперименте была дву-
смысленная картинка (рис. 14а), на которой попеременно можно было ви-
деть то молодую женщину, несколько отвернувшуюся от наблюдателя, то
старуху в профиль.

Перед демонстрацией двусмысленной картинки одной группе испыту-
емых показывали недвусмысленное изображение молодой женщины (рис.
146), а другой группе— недвусмысленное изображение старой (рис. 14в).
Выяснилось, что испытуемые первой группы видели на двусмысленной
картинке молодую женщину, а испытуемые второй группы — старуху. На
идентификацию изображения повлияла установка, сформированная ранее.

Окружающий нас мир подвижен и переменчив: мимо на большой скорости
проехал автомобиль, прошел человек, ветер раскачивает кроны деревьев, и
солнце то выглянет из облаков, ослепительно озаряя все вокруг, то опять
скроется, оставляя нас и все окружающее в призрачном, сероватом свете.
Представьте себе, если бы мы видели все точно так, как это отражается на
сетчатке наших глаз. Удалившийся метров на 50 автомобиль выглядел бы иг-
рушечным, белый лист бумаги стал бы серым, как только солнце зашло бы
за облака, кроны деревьев воспринимались бы, как на прыгающей картин-
ке испорченного телевизора. К счастью, этого не происходит. А происходят,
если задуматься, удивительные вещи. Посмотрите на ваши пальцы. Вытя-
ните одну руку, а дру1ую поставьте перед глазами на расстояние, вдвое мень-
шее. Пальцы той и другой руки по размеру кажутся почти одинаковыми. Од-
нако их отображение на сетчатке отличается в два раза.

Теперь посмотрите на рис. 3.15а. Размеры сетчаточных образов мужчи-
ны и женщины соотносятся как 2:1. Но согласитесь, что мужчина не вос-
принимается в два раза большим, чем женщина. Они воспринимаются как
приблизительно одинаковые.

Извлечем изображение удаленной женщины из «реальности», не изме-
няя его, поместим рядом с мужчиной (рис. 3.156). Теперь видно, что раз-
меры их сетчаточных образов действительно отличаются разительно. Из-
мерьте линейкой женщину и мужчину и на первой, и на второй картинке
и вы увидите, что здесь нет обмана.

Итак, несмотря не непрерывную изменчивость обличия окружающих нас
объектов, мы воспринимаем их как относительно постоянные по форме, размеру,
цвету и т. д.
Эта особенность нашей воспринимающей системы называет-
ся константностью восприятия. Для чего нам нужна контстантность? Преж-


Глава 3. Восприятие



 


 


Рис. 3 15а. Воспринимаемый размер и рассто-
яние (реальный образ).


Рис. 3.156 Воспринимаемый размер и рассто-
яние (образ без признаков удаленности).


де всего, если бы ее не было, то нам бы пришлось каждое мгновение пере-
сматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Кон-
стантность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, пре-
ходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно не-
изменное, а это, в свою очередь, избавляет нас от необходимости быть сво-
его рода флюгерами, дает нам возможность выработать некоторую линию
поведения (стратегию и тактику) по отношению к различным явлениям,

Простой пример. Воспринимаемая яркость объекта зависит от его отра-
жающей способности: чем больше он отражает свет, тем более светлым он
кажется. Белая рубашка хорошо отражает свет, поэтому кажется белой. Но,
строго говоря, она белая только при ярком освещении. В пасмурную пого-
ду она серая. Представьте себе, что у вас нет константности по отношению
к яркости. Вы собираетесь на официальную деловую встречу. Вы решили по
такому случаю одеться строго: белая рубашка и темный костюм. Вы выни-
маете из шкафа белую рубашку и начинаете ее гладить. Внезапно заходит
солнце, и вам уже кажется, что рубашка сероватая. Вы откладываете ее в сто-
рону и ищете другую. В тот момент, когда вы открываете шкаф во второй
раз, выходит солнце, в комнате опять светло, и следующая рубашка вам ка-
жется белой. В течение 10 минут вы старательно ее гладите. Когда уже по-
чти все готово, вновь становится пасмурно. Вторая рубашка тоже не выдер-
живает испытания изменением освещенности. Все повторяется вновь и
вновь. Перебрав таким образом все свои рубашки, вы вряд ли попадете на
деловую встречу. К счастью, такого не случается с нормальным человеком,
так как он воспринимает мир относительно постоянным, константным.

Однако за счет чего, каким образом человек компенсирует стремительную
изменчивость стимульной информации? Один из ответов на этот вопрос на
рубеже XX века попытался дать Гельмгольц [Helmholtz, 1909]. Для иллюстра-
ции его концепции воспользуемся примером с константностью величины.
Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основ-
ными источниками информации. Первый источник — это информация, по-
лученная от сетчаточного отображения объекта, второй — разного рода при-


Константность восприятия

знаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности
объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему прави-
лу: чем дальше расположен объект, тем меньше его сетчаточный образ. На-
блюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета, принимая
во внимание его «сетчаточный размер», расстояние до него и связь между пер-
вым и вторым (сетчаточным образом и расстоянием). В результате наблюда-
тель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, ко-
торые расположены далеко. Гельмгольц, конечно, понимал, что в данном слу-
чае речь не должна идти о каком либо сознательном вычислении размера
предмета. Однако он был убежден, что существует некоторый бессознатель-
ный процесс, направленный на вычисление размера предмета на основе ин-
формации о размерах его сетчаточного образа и расстояния до предмета. Этот
процесс был назван Гельмгольцем бессознательными умозаключениями.

Следует отметить, что концепция бессознательных умозаключений —
это одна из первых попыток проанализировать влияние высших процес-
сов на восприятие. Суть концепции состоит в том, что восприятие только
частично обусловлено сенсорной или чисто стимульной информацией.
Существенную роль в перцепции играют психические процессы более вы-
сокого порядка, которые по своей сути сродни мышлению. Точка зрения
Гельмгольца очень близка мнению многих современных исследователей
восприятия, которые рассматривают функцию решения проблем (централь-
ный момент мышления) в качестве одного из компонентов восприятия
[Hochberg, 1981, 1988; Rock, 1977, 1983, 1986].

Несколько иным образом объясняют константность восприятия Гибсон
и его сторонники [Gibson, 1950, 1966, 1979]. По мнению Гибсона, в самом
сетчаточном образе содержится информация об истинной величине объек-
та. Размер предмета является не результатом умозаключения, как считал
Гельмгольц, а продуктом непосредственного восприятия. Дело в том, что
объект, как правило, воспринимается субъектом на фоне чего-то — деревь-
ев, листьев, травы, камней. Эти окружающие объекты (наряду с информа-
цией об удаленности вспомним градиент текстуры) обеспечивают наблюда-
телю возможность непосредственного восприятия относительной величи-
ны предметов. Причем (что принципиально для Гибсона) эта информация
содержится не где-нибудь в мышлении, ожиданиях или результатах умоза-
ключений, она непосредственно представлена в сетчаточном образе объек-
та. Грубо говоря, человек, стоящий рядом с кустом крыжовника и по высо-
те превышающий куст в два раза, воспринимается как человек среднего ро-
ста. Как точка зрения Гельмгольца, так и точка зрения Гибсона, по-види-
мому, имеют право на существование. Во всяком случае, данные одних ис-
следований подтверждают первую из теорий, данные других — вторую.

Как бы то ни было, константность существует. Тут невольно возникает
вопрос о ее происхождении: имеет ли свойство константности врожденный
характер или же, как считал Гельмгольц, оно приобретается в течение жиз-
ни? Некоторые наблюдения говорят в пользу того, что константность при-
обретается и зависит от условий жизни человека. Например, было исследо-
вано восприятие людей, постоянно живущих в густом лесу. В силу сложив-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.