Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаковые модели




Единый формат репрезентаций

Репрезентация как формат психического отражения

Ж.-Ф. Ле Ни возражал против содержательной трактовки понятия мен-
тальной репрезентации
[Le Ny, 1989]. По его мнению, такое понимание ре-
презентации правомерно только в естественных науках, где в принципе
возможно провести аналогии между репрезентируемым (физическими
свойствами) и репрезентирующим (тем, что является «следом» отражения).
Автор полагает, что не следует смешивать понятие репрезентации первой
степени
(т.е. того, что явилось результатом отражения) и понятия репрезен-
тации второй степени
репрезентационнои матрицы. Посредством данной
трактовки понятием ментальной репрезентации описывается не содержа-
ние психического отражения, а прежде всего формат, в котором происхо-


Репрезентация как формат психического отражения

дит такое отображение. Иными словами, ментальная репрезентация начи-
нает пониматься не как содержание, а как форма, как «структурные эле-
менты системы переработки информации, к которым прилагаются неко-
торые операции» [Engelkamp, Denis, 1989, p. 5].

В самом общем виде все теории можно подразделить на два класса: те,
в которых предполагается один формат ментальной репрезентации, и те,
в которых таких форматов два (несколько).

Работы, выделенные в данную рубрику, несомненно, имеют одно общее
основание: их авторы полагают, что существует унитарный формат репре-
зентации для всех типов знаний. В развитие такой точки зрения разраба-
тываются всевозможные модели, которые призваны объяснить, каким об-
разом «сущностно» одинаковые единицы «отражения» приводят к постро-
ению различных по объему и характеру концептов. Большинство авторов
в качестве единицы описания используют семантические признаки, с по-^
мощью которых строятся модели ментальной репрезентации объектов.,
Сами признаки понимаются при этом как отражения некоторых «объек-
тивных» свойств объектов. В зависимости от исходного набора признаков
иттртшггаемътх к ним операциям можно условно разделить все унитарные
модели на 3 класса (подробнее см. [Mangold-Allwin, 1995]): признаковые,
сетевые и коннекционистские.

В признаковых моделях структурными единицами ментальной репрезен-
тации являются признаки. В самой ранней признаковой модели Коллин-
за и Квиллиана (1969) объект однозначно задавался набором признаков,
объединенных в таксономию. Таксономия состоит из узлов и связываю-
щих их дуг. В каждом узле, который репрезентирует концепт, хранятся
только признаки, присущие данному концепту. Концепты организованы
иерархически посредством связи включения, т.е. «быть чем-то вроде...».
Что касается признаков, которые являются общими для нескольких кон-
цептов, они хранятся в концептах, занимающих суперординатное положе-
ние в иерархии. Таким образом, чтобы получить полный набор признаков
какого-либо концепта, достаточно подняться по иерархическому дереву
концептов. Авторы ввели меру общности концептов, используя понятие
дистанции, которое измеряется количеством шагов, отделяющих сравни-
ваемые концепты друг от друга. Так, авторы показали, что латентное вре-
мя оценки утверждения «канарейка— птица» меньше, чем латентное вре-
мя оценки утверждения «канарейка — животное», так как для первого не-
обходимо подняться на один уровень, а для второго — на два.

Таким образом, каждый объект задается совокупностью признаков по
всему дереву класса. Из этого логически следует, что все объекты, принад-


Глава 6. Ментальная репрезентация

лежащие к одному классу, являются эквивалентными. Однако были полу-
чены экспериментальные данные) например, неравное время оценки «рав-
ных» с таксономической точки зрения объектов), которые потребовали
внести уточнение в модель ментальной репрезентации.

Смит, Шобен и Рипс [Smith, Shoben, Rips, 1974] ввели в модель семан-
тической репрезентации помимо таксономически организованных при-
знаков еще и «случайные». Первые признаки, получившие название обя-
зательных,
или дефинитивных, задают границы определенной категории.
Вторые признаки называются характеристическими, и с их помощью уда-
ется смоделировать вариативность объекта в пределах неизменной кате-
гории. Характеристические признаки не обязательно присущи всем
объектам данного класса (например, страус входит в класс птиц, но не об-
ладает признаком «умеет летать»). Тот факт, что подкласс (страусов) мо-
жет не обладать дефинитивными признаками класса (птицы), потребо-
вал разработки нового типа моделей, где семантическая репрезентация
понимается не только как подчиняющаяся операции «включения» (ког-
да каждый класс непосредственно и единственным образом связывается
с суперординатным, или надстоящим, классом и когда все объекты класса
являются эквивалентными).

Одним из вариантов решения была модель А.Тверски [Tversky, Gati,
1982], в которой отнесение объекта к классу (категории) основывалось не
только на пересечении «общих» признаков (таксономической иерархии),
но и на признаках, отличающих данный класс от других классов. Призна-
ковая идеология в новом варианте позволила описать каждый объект в се-
мантическом пространстве посредством совокупной оценки расстояния
между объектами.

Постулируется, что каждый из стимулов (а,Ь) характеризуется набором
признаков, а близость между стимулами S(a,b) является функцией от трех
аргументов:

где — признаки, общие для стимулов а и Ь; — признаки, при-

надлежащие стимулу а, но отсутствующие в стимуле Ь\ признаки,

принадлежащие стимулу Ь, но отсутствующие в стимуле a; Q— коэффи-
циенты относительных весов общих и различных признаков.

Эта модель была названа контрастной. В ней сходство между стимула-
ми описывается линейной функцией от количества признаков, по которым
стимулы не только «схожи», но и «различны».

В работе Тверски и Хеменвея [Tversky, Hemenway, 1982] было показа-
но, что при переработке знакомых и незнакомых объектов изменяются ко-
эффициенты при аргументах, описывающих сходство и различие. В слу-
чае аналитического способа переработки возрастает удельный вес общих
признаков, тогда как холистическая переработка оказывается чувствитель-
ной к признакам различия.

Широкое распространение получили модели семантической памяти и
ментальной репрезентации, в которых каждый объект задается в виде точки


Репрезентация как формат психического отражения

^многомерном пространстве. Так, Шепард [Shepard, 1980], используя про-
цедуру многомерного шкалирования, разработал «геометрическую мо-
дель», в которой стимулы репрезентируются как точки в координатном
пространстве, имеющем разную метрику. Близость между стимулами d(a,b)
задается расстоянием между точками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.