Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие значения и категории




Понятие языка и речи

Ф. де Соссюр ввел в науку различение языка и речи. Язык понимается либо
как «скрытая система лексических единиц, а также правил их соединения в
речи» [Ушакова, 1979, с. 9—10], либо развернуто как «сложную систему ко-
дов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые
несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различ-
ные системы» [Лурия, 1979, с. 28]. Речь — это конкретная реализация языка
в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. Выделяют не-
сколько функций речи, в частности номинативную, регулирующую и ком-
муникативную. В отечественной психологии принято разделять внутреннюю
(речь «про себя») и внешнюю речь, а также две формы развернутого рече-
вого высказывания — устную и письменную речь. Устная речь подразделя-
ется на диалогическую и монологическую [Лурия, 1979].

Традиционно различают несколько видов значения, однако понимание того,
что под этим подразумевается, может быть различным у разных авторов. Ре-
ферентное значение—
это тот объект, событие или ситуация, которые стоят
за «знаком» (символом). В отечественной психологии в этом случае приня-
то говорить о предметной отнесенности «знака». Как синоним референтного
значения часто употребляется денотативное значение [Лурия, 1979]. Дж.Бру-
нер [1977] ставит знак равенства между денотативным и функциональным
значением (или категорией), подчеркивая не только предметную отнесен-
ность денотата, но и подчинение его требованиям использования в опреде-
ленных контекстах и в процессе понимания другими людьми.

В современных когнитивных и психолингвистических подходах значе-
ние определяют, прежде всего, через систему логических связей, в кото-


История развития понятия значения и семантического направления...

рые оно включено, и понимают скорее как операцию логического вывода
или пропозицию. В данном случае речь идет о категориальном значении. В
традиции отечественной психологии принято подчеркивать обобщающий
и общественный характер категориального или понятийного значения. С
одной стороны, значение понимается как функция выделения отдельных
признаков в предмете, обобщения их, и введения предмета в известную
систему категорий. «Обобщенное отражение предметного содержания со-
ставляет значение слова» [Рубинштейн, 1989, с. 144]. С другой стороны, под
значением понимается объективно сложившаяся в процессе истории сис-
тема связей, которая стоит за знаком [Лурия, 1979, с. 53].

Понятие коннотативного значения— также неоднозначно. А.Р. Лурия
[1979] подразумевал существование знака равенства между коннотативным
и ассоциативным значением. Слово (знак, символ) не только указывает на
определенный предмет или явление, но и неизбежно приводит к установ-
лению ряда дополнительных связей и оказывается центральным узлом це-
лой сети вызываемых им образов или «коннотативно» связанных с ним
слов. Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющих-
ся при восприятии данного слова, носят название семантическое поле и
определяют его коннотативное значение.

Ч. Осгуд — один из основателей психосемантики — понимал под кон-
нотативным значением «...те состояния, которые следуют за восприятием
слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операци-
ям с символами. Эти значения проявляются в форме "аффективно-чув-
ственных тонов"» [Osgood et al., 1957]. Аффективно-чувственная окраска
коннотата выступает на первый план для большинства исследователей,
которые рассматривают его как аффективное значение [Брунер, 1977].

В.Ф. Петренко [1983] считает, что коннотативное значение наиболее
близко (по операциональному, но не теоретическому основанию) понятию
личностный смысл, под которым понимается отношение субъекта к миру,
выраженному в значениях. Речь идет о «значении значения» для личнос-
ти, неразрывно связанном с ее мотивами и общей направленностью. Оно
проявляется в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или
явления, а также в форме неосознаваемых установок [Леонтьев, 1975]. По-
нятие личностный смысл получает в современной российской психологии
все более широкое развитие. А.А. Леонтьев [19991 рассматривает три ас-
пекта этого понятия: структурный, генетический и функциональный.
Структурный аспект предполагает соотнесение личностного смысла с дру-
гими психологическими образованиями. Генетический аспект фокусиру-
ется на порождении и развитии смыслов. Функциональный аспект затра-
гивает проблему включения личностных смыслов в конкретную деятель-
ность и их влияние на психические процессы человека.

Разделение значения на виды еще не означает, что оно разграничено во
внутреннем мире. Согласно одной из отечественных традиций, значение —
это единство представленности объекта, возможных действий (практиче-
ских или умственных) относительно этого объекта и отношения к нему
субъекта [Артемьева, 1980; Шмелев, 1983].


Глава 7. Семантика и процессы порождения речи

В противоположность этому подходу в зарубежной когнитивной пси-
хологии и психолингвистике значение понимается как сложная много-
компонентная структура, состоящая из более дробных, чем значение,
единиц. По аналогии с фонетикой, где все богатство речевого потока
можно описать с помощью ограниченного набора фонем, все множество
значений можно представить ограниченным набором компонентов (сем,
маркеров и т.п.). Более продуктивными являются направления, рассмат-
ривающие структуру не столько одного значения, сколько множества зна-
чений.

Классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных)
признаков или атрибутов, принято называть категориями. Устойчивые (ин-
вариантные) структуры (сочетания) обобщенных признаков (атрибутов),
или «типичные примеры» из категориальных множеств называют прото-
типами.

Разделяют вербальные и невербальные формы значений. Говорят также о
репрезентации, или представлении значения в той или иной форме. Этим
подчеркивается надстимульный характер значения. Вербальные формы —
представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других
символах подобного рода. Невербальные формы существования значения
включают различного рода образные представления и символические дей-
ствия. Сюда же можно отнести и устойчивые единицы эмоционально-оце-
ночных структур, которые всегда плохо поддаются вербальному описанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.