Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственная логика




мы положим перед нашим испытуемым несколько цветков, некоторые из
которых будут васильками, а оставшиеся — фиалками, мы зададим отно-
шения классификации. Конститутивная операция здесь, по мнению Пиа-
же, — объединение и разъединение. Совместно группировки асимметрич-
ных отношений и классификации образуют числовые операции, отражая
две стороны числа — ординальную (порядковую) и кардинальную (число
как совокупность элементов). Остальные виды логических группировок
здесь рассматриваться не будут. Желающие ознакомиться с этим вопросом
глубже могут обратиться к книге Ж. Пиаже [Пиаже, 1969].

Кроме логических, Пиаже выделял инфралогические операции, т.е. опе-
рации не с дискретными, а с непрерывными величинами. Инфралогические
операции определяют мышление, связанное с пространственными и времен-
ными отношениями. Пиаже выделяет также шесть типов инфралогических
группировок, которые в точности параллельны группировкам логическим.

Еще шесть типов группировок существует в сфере операций, относя-
щихся к ценностям. Они устанавливают связь средств и целей.

Наконец, по мнению Пиаже, существуют операции второго порядка.
Эти операции действуют на результатах операций первого порядка. Они
образуют формальное, гипотетико-дедуктивное мышление.

С точки зрения процессов решения задач позиция Пиаже может быть
представлена примерно следующим образом. При столкновении с задачей
субъект извлекает из долговременной памяти группировку операций, не-
обходимую для того, чтобы репрезентировать задачу. Одна и та же груп-
пировка может быть использована для решения множества задач. На-
пример, группировка операций, обеспечивающих асимметричные
транзитивные отношения > В > С > D), нужна для решения задачи о па-
лочках разной длины, а также задач, описывающих любые другие предме-
ты и их свойства: рост, вес или ум людей, высоту деревьев и т.д. Эта груп-
пировка нужна для задачи типа: дано А > В и В > С, что больше — А или С.
Но она нужна и для того, чтобы выстроить палочки в порядке возраста-
ния. По Пиаже, для решения любой из этих задач необходимо репрезен-
тировать всю структуру с конституирующими ее операциями: в данном слу-
чае — прибавления. Когда человек обладает способностью к созданию та-
кой репрезентации, он может решить соответствующие задачи.

Центральное понятие для Пиаже — это не логика, а структура задачи.
Структура включает элементы и связывающие их отношения. Логика со-
стоит в возможности вывода одних отношений из других. Например, если
даны элементы А, В и С и отношения между ними А > В и В > С, то логи-
ческое преобразование позволяет нам вывести отношение А > С. Логика,
таким образом, оказывается приведением в действие, динамической сто-
роной структуры.

Правомерно предположить, что сложность трансформации репрезен-
тации зависит от структуры задачи, т.е. характера системы отношений,
связывающих элементы задачи. Для разных структур сложность вывода
умозаключений оказывается разной. Этим определяется сущность струк-
турного анализа в психологии интеллекта. Пиаже систематически иссле-


Глава 8. Мышление

довал, каким образом ребенок последовательно становится способным
мыслить различные структуры, и собрал колоссальный эмпирический ма-
териал об особенностях детского интеллекта.

Возьмем простой пример, подобный тому, который мы уже рассматри-
вали выше в связи с вопросом о пространственной и пропозициональной
репрезентации.. Экспериментатор показывает испытуемому две палочки А
и В. Испытуемый констатирует, что А длиннее В. Тогда экспериментатор
прячет палочку А и достает вместо нее палочку С. После того, как испыту-
емый убеждается, что В длиннее С, экспериментатор спрашивает, какая
палочка длиннее — А или С. Если испытуемым является нормальный
взрослый человек или развитой ребенок старше 7—8 лет, то он сразу же по-
нимает, что А длиннее.

Мы можем констатировать, что на начальном этапе мышления у испы-
туемого была репрезентация ситуации, включающая два отношения А > В
и В > С. Затем взрослый испытуемый смог таким образом трансформиро-
вать свою репрезентацию, что вывел ненаблюдаемое свойство А > С.

С младшими детьми картина иная. Совсем маленький ребенок вообще
не сможет понять, какая палочка больше. Дети постарше правильно срав-
нивают палочки, однако не могут ответить на заключительный вопрос
Например, ребенок до 6—7 лет может сказать, что не видел палочки А и С
вместе, поэтому не знает.

Самый маленький ребенок, таким образом, не способен даже воспри-
нять отношение А > В. Ребенок постарше может воспринять это отноше-
ние, но не способен его осмыслить, т.е. сделать элементом для вывода не-
наблюдаемого свойства. Способность мыслить (осуществлять вывод нена-
блюдаемых свойств) возникает тогда, когда отношения выстраиваются в
систему типа A>B>C>Dw т.д. Отношение «больше — меньше», таким
образом, психологически приобретают смысл только в контексте скоорди-
нированной системы всех отношений.

Более конкретно и подробно, с описанием эмпирических данных те-
ория Пиаже рассмотрена в главе, посвященной когнитивному развитию.
В той же главе описаны и многочисленные проблемы, с которыми стол-
кнулась эта теория. Одной из наиболее принципиальных среди этих проблем
является, пожалуй, следующая. Пиаже предпринял попытку выстроить
иерархию сложности задач только по их структуре. Структура действитель-
но определяет необходимые для решения операции с репрезентациями. Од-
нако этот фактор не является единственным, влияние других факторов
приводит к неодинаковой сложности задач, имеющих одинаковую струк-
туру, к феномену «декаляжей».


Дедукция и индукция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.