Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия методологического плана




Изначально сформировавшееся понимание интеллекта как некоторой уни-
полярной психологической черты, проявляющейся в определенной «задач-
ной» ситуации, привело к диспозиционной трактовке интеллекта: интел-
лект— это специфический тип поведения, предрасположенность действо-
вать в тех или иных условиях интеллектуально.


Глава 9. Интеллект

Например, Дж. Томпсон утверждает, что интеллект— это не прямо иден-
тифицируемое психическое качество, а всего лишь абстрактное понятие, ко-
торое упрощает и суммирует определенные поведенческие проявления
[Thompson, 1984]. По С. Бомену, интеллект — это «...не реальное свойство ра-
зума..., а просто характеристика личности вместе с ее собственными действи-
ями» [Bohman, 1980, р. 9]. Аналогичной точки зрения придерживаются Р.Зиг-
лер и Д. Ричарде, указывающие, что интеллект — это понятие, которое нельзя
определить через какие-либо отличительные особенности, но только через
определенное количество поведенческих прототипов [Sigler, Richards, 1982].
У. Найссер утверждает, что нет такого реального качества как интеллект, точ-
но так же, как не существует такой реальной вещи как «стульность», хотя су-
ществование единичных стульев— безусловный факт [Neisser,1979].

Стратегия исследования интеллекта при такой его трактовке кажется
очевидной: изучать интеллект следует через перечень конкретных приме-
ров
интеллектуального поведения (частным случаем которых является си-
туация решения тестовых задач). Однако и здесь возникли противоречия.

Во-первых, факты вынуждали признать, что интеллект — это в прин-
ципе открытое понятие, поскольку под него можно подвести практически
бесконечное количество все новых и новых описываемых различными ис-
следователями типов поведения.

Во-вторых, выяснилось, что примеры поведения, которые подводятся
под категорию интеллектуального, являются таковыми скорее в силу тре-
бований доминирующей культуры.

В-третьих, попытки эмпирически определить набор примеров интеллек-
туального поведения привели к фактическому обеднению этого понятия.
Так, Р. Стернберг и его коллеги предприняли попытку определить поведен-
ческие прототипы, лежащие в основе понятий интеллектуальная личность,
личность с высоким академическим интеллектом, личность с высоким житей-
ским интеллектом.
Выбор наиболее подходящих поведенческих характери-
стик осуществлялся как экспертами (специалистами в области психологии),
так и «наивными» испытуемыми. На основе факторизации полученных от-
ветов удалось выделить три весьма формальных прототипа интеллектуаль-
ного поведения: вербальный интеллект (большой запас слов, чтение с вы-
соким уровнем понимания, вербальная беглость и т.п.); решение проблем
(способность строить планы, применять знания и т.п.); практический ин-
теллект (умение добиваться поставленных целей, наличие интереса к миру
и т.п.) [Sternberg, Conway, Kerton, Bernstein, 1981].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.