Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия содержательно-этического плана




«Эра восстания» (Л. Тайлер) против господства /(2-методик и самой идеи
коэффициента интеллекта началась с момента слома представлений о че-
ловеке как объекте, воздействуя на который и регистрируя реакции кото-
рого, можно затем принимать решения о его помещении в ту или иную со-
циальную ячейку (поток школьного обучения, тип высшего учебного за-
ведения, область предметной деятельности и т.п.).


Тестологические теории интеллекта

Любой стандартный психометрический тест — это инструмент, который
в силу особенностей своей конструкции измеряет конкретный психологи-
ческий симптом (аналогично медицинский термометр— это инструмент
для измерения температуры, но не для постановки диагноза заболевания).
Тот или иной конкретный тест измеряет конкретную (частную) интеллек-
туальную способность, т.е. сформированность тех конкретных (частных)
умственных операций, которые обеспечивают успешность деятельности
при выполнении строго определенного задания (раскрыть значение слов,
выложить узор из кубиков, запомнить и воспроизвести набор цифр, най-
ти закономерность в ряду фигур и т.д.). Причем полученный показатель
имеет свой психологический смысл только с учетом целого ряда ситуаци-
онных и личностных обстоятельств.

Аргументы представителей тестологической оппозиции таковы:

• тесты слишком фрагментарны, чтобы измерить интеллект как целое;

• информация, содержащаяся в оценках по интеллектуальным тестам,
недостаточна для объяснения наблюдаемого уровня исполнения
[Howe, 1988], более того, ни один тест интеллекта не может указать
причины того или иного его выполнения [Анастази, 1982];

• в тестовых показателях, а также в результатах факторного анализа ин-
теллекта вообще нет, он находится «в другом месте», в частности, в по-
казателях успешности реальных видов деятельности [McNemar, 1964;
Frederiksen, 1986];

• интеллектуальные тесты позволяют выделять индивидуумов с очень
низкими результатами, однако с их помощью нельзя отличить менее
одаренных от более одаренных (характерно, что часто именно наибо-
лее талантливые испытуемые плохо справляются с тестовыми задани-
ями) [Фриман, 1999].

Современная тестология, по-прежнему основываясь на измерительном
подходе в исследовании интеллекта, пошла по пути ограничения содержа-
ния понятия «интеллект», с тем чтобы избежать указанных выше проти-
воречий и сделать интерпретацию результатов тестирования более коррек-
тной. В частности, Г.Ю. Айзенк [Айзенк, 1995] разграничил понятия био-
логический интеллект, социальный интеллект
и психометрический интел-
лект.
Психометрический интеллект— это психическое свойство, измеря-
емое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно
уровень интеллекта соотносится с успешностью выполнения тестов интел-
лекта (типа прогрессивных матриц Равсна, шкалы Векслера и т.п.).

Ряд исследований психометрического интеллекта, выполненных под ру-
ководством В.Н. Дружинина, позволил уточнить его структуру, а также
роль ситуативных факторов, влияющих на результативность интеллекту-
альной деятельности субъекта в условиях тестирования. Особый интерес
представляют факты, свидетельствующие о значительном увеличении ус-
пешности решения тестовых задач (на примере решения заданий теста
Векслера монозиготными близнецами) под влиянием таких ситуативных


Глава 9. Интеллект

условий, как эмоциональная поддержка ребенка экспериментатором и
организация обратной связи в виде оценки его решений, разъяснений ин-
струкции и т.п. [Воробьева, 1997].

Кроме того, были проанализированы соотношения между вербальным
(смысловым), пространственным и числовым (знаково-символическим)
факторами в структуре психометрического интеллекта, что дало основание
предположить существование иерархической очередности формирования
этих факторов в онтогенезе: первой ступенью является вербальный интел-
лект, связанный с усвоением языка, затем на его основе складывается про-
странственный интеллект и, наконец, последним по времени формирова-
ния появляется формальный (или знаково-символический) интеллект. При
этом в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта вы-
ступает поведенческий интеллект [Дружинин, 1999].

На основе обобщения результатов тестологических исследований
В.Н. Дружининым была разработана модель интеллектуального диапа-
зона,
в рамках которой удалось соотнести такие важные для измеритель-
ного подхода явления, как уровень психометрического интеллекта, ин-
дивидуальная продуктивность субъекта в той или иной сфере деятельно-
сти (творческой, учебной, профессиональной), нижний и верхний поро-
ги индивидуальных интеллектуальных достижений [Дружинин, 1998].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.