Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория психологической дифференциации




Теоретические истоки стилевого подхода

С точки зрения своей исходной этимологии слово «стиль» (лат.) означает
палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами (ту-
пым концом стирали неверно написанное). Любопытно, что уже в своем
исходном метафорическом значении стиль — это возможность одновре-
менного участия в деятельности двух противоположных по смыслу качеств,
в равной мере необходимых для ее успеха.

Впервые термин когнитивный стиль появился в американской психоло-
гии в 1950—60-х годах в рамках исследований, в которых на первый план вы-
шли индивидуальные различия в восприятии, анализе, категоризации и вос-
произведении информации. Индивидуально-своеобразные способы перера-
ботки информации (когнитивные стили) принципиально отграничивались
от индивидуальных различий в успешности интеллектуальной деятельнос-
ти. Иными словами, стилевой подход сформировался в качестве своего рода
альтернативы тестологическому подходу. В частности, утверждалось, что
когнитивные стили — это формально-динамические характеристики интел-
лектуальной деятельности, не связанные с содержательными (результатив-
ными) аспектами работы интеллекта. Кроме того, когнитивные стили трак-
товались как предпочтения относительно определенных способов интеллек-
туального поведения, которые в наибольшей мере соответствуют познава-
тельным склонностям и возможностям данного субъекта.

Можно выделить четыре основных теоретических источника стилево-
го подхода:

1. Гештальтпсихологическая традиция (теория психологической диффе-
ренциации Г. Уиткина);

2. Психоаналитическая традиция (теория когнитивных контролей Дж. Клей-
на, Р. Гарднера, Ф. Хольцмана, Г. Шлезингера и др.);

3. Исследование индивидуальных стратегий категоризации (теория ког-
нитивного темпа Дж.Кагана);

4. Когнитивные теории личности (теория индивидуальных понятийных
систем О. Харви, Д. Ханта и X. Шродера, а также теория персональных
конструктов Дж. Келли).

'Данный раздел выполнен при финансовой подддержке РГНФ. Проект № 99—06—00061а.


Глава 10. Когнитивные стили

В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рам-
ках развития гештальтпсихологических представлений о поле (предметном
и социальном окружении) и поведении в поле. По отношению к разным
людям фактор влияния поля обнаруживает себя в разной мере. В частно-
сти, поведение одних в большей мере оказывается подчиненным полю (по-
лезависимый тип поведения), тогда как других — ориентированным на
внутреннюю активность (поленезависимый тип поведения).

По мнению Уиткина, наиболее важным аспектом психического развития
выступает уровень психологической дифференциации, проявляющийся в
степени артикулированности (ясности, расчлененности, отчетливости) опы-
та. Соответственно можно говорить об артикулированном (структурирован-
ном, аналитическом) либо глобальном подходах к полю. Уровень психоло-
гической дифференциации субъекта обнаруживает себя в следующих четы-
рех основных психологических сферах [Witkin, Goodenough, Oilman, 1979].

Интеллектуальное функционирование. Первоначально когнитивный стиль
полезависимость—поленезависимость был описан на материале перцеп-
тивной деятельности и определялся как «способность выделять реле-
вантную деталь в сложном пространственном образе». Впоследствии
перцептивная артикуляция стала рассматриваться в качестве частно-
го проявления структурирующей способности в интеллектуальной де-
ятельности в целом. Если человек активно преобразует ситуацию, то
это означает, что он использует артикулированный (поленезависи-
мый) подход к полю. Если человек, напротив, склонен следовать за-
данной ситуации, то это означает, что он использует глобальный (по-
лезависимый) подход к полю. Именно это различие в способах орга-
низации интеллектуальной деятельности и было обозначено термином
когнитивный стиль в более широком значении этого слова.

Артикулированное представление о своем физическом теле (в виде осозна-
ния его составных частей, их отношений, внешних границ).

Чувство личной автономности, отражающее рост дифференциации об-
раза «Я» и проявляющееся в особенностях межличностного взаимо-
действия. В частности, люди, зависимые от поля, склонны к интер-
персональной ориентации, тогда как независимые — к интраперсо-
нальной ориентации. По сравнению с независимыми от поля людь-
ми, зависимые от поля предпочитают: ситуации общения ситуациям
уединения; социальные источники информации; коллективные фор-
мы деятельности; деликатную и внимательную манеру отношения к
другим, короткую дистанцию в общении; готовность доверять авто-
ритетам и т.п.

Специализированные контроли и защиты в психотравмирующих условиях. При
низком уровне психологической дифференциации преобладают неспе-
циализированные защиты в форме негативизма и вытеснения, для ко-
торых характерны неприятие травмирующей ситуации или полное бло-


Теоретические истоки стилевого подхода

кирование нежелательного опыта. При высоком уровне психологичес-
кой дифференциации наблюдаются специализированные защиты в
форме изоляции, интеллектуализации и проекции, предполагающие пе-
реработку опыта, разделение его аффективных и рациональных сторон.

Исследование указанных психологических сфер позволило Уиткину и
его соавторам сформулировать дифференциальную гипотезу, суть которой
заключается в следующем: у каждого человека (ребенка либо взрослого)
достигнутый им уровень психологической дифференциации будет одновре-
менно проявляться в каждой из четырех сфер.

Впоследствии была продемонстрирована связь этого когнитивного сти-
ля с межполушарной специализацией. Поленезависимыи тип поведения
характеризуется преобладанием активности левого (аналитического) полу-
шария головного мозга, а также интегрированным взаимодействием обо-
их полушарий (например, поленезависимые испытуемые лучше справля-
ются с лингвистическим заданием, когда оно адресуется в правое полуша-
рие через левое ухо) [Tinajero, Paramo, Cadaveira, Rodriguez-Holguin, 1993].
Таким образом, дифференциальная гипотеза нашла свое подтверждение и
в области особенностей функционирования полушарий головного мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.