Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория когнитивного темпа




Теория когнитивных контролен

Понятие когнитивного контроля было развито сотрудниками Менингер-
ской клиники Р. Гарднером, Ф. Хольцманом, Г. Шлезингером, Г. Клей-
ном и др. Они пытались отыскать некоторые структурные константы в ког-
нитивной сфере личности, которые выступали в качестве посредников
между аффективными состояниями и внешними воздействиями. Эти пси-
хические образования получили название когнитивных контролирующих
принципов (когнитивных контролей).

Когнитивные контроли — это индивидуально-своеобразные способы
восприятия, категоризации и интерпретации происходящего. В рамках
данного направления были описаны 6 когнитивных контролей (когнитив-
ных стилей в современной терминологии): диапазон эквивалентности, ши-
рота категории, ригидный
гибкий познавательный контроль, толерант-
ность к нереалистическому опыту, фокусирующий контроль, сглаживание

заострение [Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959].

Согласно традиционной психоаналитической точке зрения, индивиду-
альные различия в познавательной деятельности — это «искаженное» от-
ражение реальности, поскольку потребности (аффекты, влечения) непо-
средственно проецируются на основные познавательные процессы, порож-
дая тем самым эффекты психологической защиты. С точки зрения пред-
ставителей Менингерской школы, когнитивные контроли отличаются от
психологической защиты по своим функциям и источникам своего разви-
тия. В частности, когнитивные контроли — свободные от конфликта про-
цессы. Они обеспечивают реалистически адаптивные формы отражения и


Глава 10. Когнитивные стили

соответственно наиболее оптимальный для данной личности тип интеллек-
туальной адаптации в определенной жизненной ситуации.

Гарднер и его соавторы подчеркивали, что по одному определенному ког-
нитивному контролю еще нельзя судить о личности. Следует принимать во
внимание комплекс когнитивных контролей, который и был обозначен ими
термином «когнитивный стиль». Таким образом, только знание когнитивно-
го стиля личности как индивидуально-своеобразного сочетания разных кон-
тролей обеспечивает основу для предсказания индивидуального поведения.

Дж. Каган в своих ранних работах описал устойчивые предпочтения в спо-
собах категоризации изображений людей и предметов. Изучение основа-
ний сортировки позволило выделить три основных стратегии категориза-
ции: аналитико-описательную (объединение изображений осуществляет-
ся на основе сходства их конкретных признаков или отдельных деталей,
например, «люди с рыжими волосами»); тематическую (включает группи-
ровки, основанные на ситуативных или функциональных отношениях, на-
пример, «мужчина, женщина, мальчик— это семья»); категориально-за-
ключающую (изображения объединяются на основе некоторого категори-
ального суждения с использованием общей категории, например, «одна
профессия», «атлеты») [Kagan, Moss, Sigel, 1963].

Последующие исследования показали, что дети, склонные к аналити-
ческому способу категоризации, лучше контролируют свое интеллектуаль-
ное поведение, более внимательны при выполнении заданий, т.е. действу-
ют рефлективно. Напротив, дети, склонные демонстрировать тематиче-
ский способ категоризации, обнаруживают в своем поведении проявления
импульсивности. В итоге был сделан вывод о существовании индивидуаль-
ных различий в когнитивном темпе (в скорости принятия решений): им-
пульсивный стиль
соотносится с быстрым принятием решений, рефлектив-
ный стиль —
с медленным [Kagan, 1966].

Фактор когнитивного темпа Каган связывал с определенными фазами
процесса решения задачи, такими как селекция возможных гипотез и оцен-
ка принятого решения. Другими словами, импульсивный — рефлективный
стили связаны с этапами выбора гипотез и обоснования решения.

Хотя факты свидетельствовали о том, что импульсивный стиль связан
с увеличением количества ошибочных решений, на первый план в теории
когнитивного темпа вышли динамические характеристики интеллектуаль-
ной деятельности. При этом детерминанты индивидуальных различий в
скорости принятия решений Каган связывал с особенностями мотиваци-
онно-аффективной сферы личности, а именно: мерой сбалансированнос-
ти двух субъективных ценностей в виде ориентации на быстрый успех
(склонность к импульсивному стилю) либо тревоги относительно возмож-
ности сделать ошибку (склонность к рефлективному стилю). Характерно,
что, по данным Кагана, культурно депривированные дети по особеннос-
тям своего когнитивного темпа оказывались в группе импульсивных.


Теоретические истоки стилевого подхода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.