Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности




В рамках стилевого подхода противопоставление стилевых и продуктивных
характеристик интеллектуальной деятельности имело принципиальный
характер, что нашло свое отражение в сформулированных Г. Уиткиным
критериях противопоставления понятия «стиль» понятию «способность»:

• стиль — это инструментальная (процессуально-динамическая) харак-
теристика интеллектуальной деятельности. Способность рассматри-
вается в связи с уровнем выполнения, то есть результативностью ин-
теллектуальной деятельности;

• стиль — биполярное измерение, в рамках которого каждый когнитив-
ный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам ин-
теллектуального поведения на основе использования медианного кри-
терия. Способность — униполярное измерение;

• к стилевым феноменам не применимы оценочные суждения, посколь-
ку оба полюса каждого стиля в равной мере способствуют эффектив-
ности индивидуального поведения. Способности имеют ценностный
контекст (рост способностей — всегда хорошо);

• стиль — устойчивая характеристика личности. Способность изменчива
во времени;

• стиль проявляется генерализованно в различных психических сферах.
Способность специфична по отношению к определенной деятельно-
сти [Witkin, Oltman, 1967].

Однако за последние десятилетия границы, разделяющие феноменоло-
гию когнитивных стилей и способностей, оказались в значительной мере
размытыми. В частности, продемонстрированы многочисленные факты
связи большинства стилевых параметров с различными аспектами продук-
тивности интеллектуальной деятельности.

Полюс поленезависимости, измеренной в помощью теста «Включенные
фигуры», соотносится с высокими показателями невербального интеллекта
и пространственных способностей, успешностью выполнения теста Раве-
на, высоким уровнем креативности, более продуктивной памятью, способ-
ностью к переносу знаний и т.д. [Холодная, 1990; 1992].

Полюс рефлективности (по показателю «количество ошибок») у детей
связан с более высокими оценками на вербальной, невербальной и общей
шкалах WISC, более высоким уровнем метапамяти, высокой учебной ус-
певаемостью [там же].

Широкий диапазон эквивалентности (или «синтетичность») сочетает-
ся с более высокими показателями учебной успеваемости, темпа обучае-
мости, непроизвольного и произвольного запоминания, выполнения суб-
тестов «Память» и «Сложение фигур» по методике Векслера, большей ори-
гинальностью дивергентного мышления и т.д. [там же].


Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности

Гибкость познавательного контроля связана с более высокими показа-
телями непроизвольного и произвольного запоминания, а также с более
высокой учебной успеваемостью [Колга, 1976].

Полюс абстрактности соотносится с высоким уровнем вербального ин-
теллекта и креативностью [Harvey, Hunt, Schroder, 1961]. Связи когнитив-
ной простоты—сложности с интеллектуальной продуктивностью существу-
ют, однако они крайне противоречивы [Кочарян, 1986; Шкуратова, 1994].

Что касается таких когнитивных стилей, как толерантность к нереали-
стическому опыту, узость—широта сканирования, то чувствительность к
противоречиям и характеристики распределения внимания имеют отноше-
ние к продуктивности интеллектуальной деятельности.

Не менее условным можно считать и второй критерий разграничения
стилей и способностей. Постулат биполярности оказывается под вопросом,
поскольку большинство когнитивных стилей (с учетом формы их опера-
ционализации) приобретают качества униполярного измерения. Более
того, современные исследования позволяют рассматривать когнитивный
стиль как квадриполярное измерение [Холодная, 1999; 2000].

Соответственно неопределенным является также третий критерий раз-
ведения понятий «стиль» и «способность», поскольку в стилевых характе-
ристиках обнаруживается определенный оценочный контекст. Так, про-
явления полезависимости и импульсивности в ситуации учебной деятель-
ности являются недостатком, который необходимо компенсировать, для
того чтобы повысить потенциал обучаемости ученика.

Что касается утверждения об устойчивости стиля и изменчивости спо-
собностей, и этот критерий обнаруживает свою условность. В ряде иссле-
дований показано явление мобильности когнитивных стилей, которые, как
выяснилось, могут меняться под влиянием интеллектуальной нагрузки,
инструкции, обучения и т.п. [Холодная, 1992; Селиванов, 1998; Шкурато-
ва, 1998].

Наконец, стилевые свойства отнюдь не в такой степени генерализова-
ны, как это ранее представлялось (например, отмечается их зависимость
от содержательной сферы, вида профессиональной деятельности и т.д.).

Таким образом, противопоставление стилей и способностей теряет свою
очевидность. По-видимому, при анализе соотношения стилевых и продук-
тивных свойств интеллектуальной деятельности необходимо учитывать
психологическую неоднозначность традиционных стилевых показателей.
Так, для полезависимости—поленезависимости важно дополнительно при-
нимать во внимание меру выраженности индивидуальных контролирую-
щих стратегий; для импульсивности—рефлективности — степень эффек-
тивности сканирования видимого поля; для ригидности—гибкости позна-
вательного контроля — меру интегрированное™ словесно-речевых и сен-
сорно-перцептивных функций; для узкого—широкого диапазона эквива-
лентности — уровень сформированности способности к понятийному
обобщению [Холодная, 1992; 1996].


Глава 10. Когнитивные стили




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.