Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание ментального мира




Иерархическая категоризация

Другой принципиальной логической способностью является использова-
ние иерархической категоризации. Это предполагает возможность пони-
мать соотношение понятий. Например: собаки и колли (колли — вид со-
бак); все колли — собаки, но не все собаки — колли. Хотя некоторые ис-
следования подтверждают, что младшие дети не понимают соотношения
класс—подкласс так, как взрослые и старшие дети, однако недавние ис-
следования очень маленьких детей подтвердили способность формировать
категории, основанные на иерархических отношениях.

Способность к категоризации у младенцев 4 мес была продемонстри-
рована в исследованиях Борнштейна, Кессена и Вейскопфа [Bornstein,
1981; Butterworth, Harris, 2000]. Младенцы делят световой спектр на четы-
ре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Младенец реаги-
рует на изменение цвета при предъявлении разноцветных стимулов. Так,
цвета с длинами волн 480 и 510 нм воспринимаются взрослыми как изме-
нение от синего к зеленому цвету. Младенцы также распознают их как два
различных цвета. Использование метода привыкания в этом эксперимен-
те показало, что изменение длины волны в пределах одного цвета, напри-
мер 480 и 450 нм, ребенок воспринимает как другой пример той же кате-
гории синего цвета. Открытие универсальности цветовой категоризации в
соответствии с длинами световых волн в ранней перцепции имеет важней-
шее значение, так как позволяет предположить, что существуют когнитив-
ные структуры на самых ранних этапах развития человека.

Мандлер и Боар [Mandler, Bauer, 1988] исследовали способность кате-
гориального мышления у младенцев 12,15 и 20 мес, используя метод, на-
званный последовательным прикосновением. Регистрировалось дотягивание
и схватывание объектов по группам. Предъявлялись объекты базового
уровня (собаки и кошки), суперординарного уровня (одушевленные и нео-
душевленные), а также категории, предполагающие контекст (например,


Познание ментального мира

предметы из ванной). Мандлер и Боар нашли, что дети могут последова-
тельно касаться объектов, которые принадлежат к той же самой иерархи-
ческой категории (например, все собаки). Эти паттерны последовательного
касания принадлежали к строго базовому уровню и в меньшей степени к
суперординарному и контекстуальному. Изложенные данные показывают,
что даже младенцы имеют некоторые знания о соотношении класс—под-
класс, и, следовательно, способны использовать информацию для форми-
рования категорий знакомых объектов.

Если пятилетнему ребенку показать коробку с картинкой печенья и спро-
сить: «Что там?», он ответит — печенье. Когда ребенок откроет коробку,
то будет удивлен, увидев в ней карандаши, а не печенье. Что подумает дру-
гой ребенок, который еще не открывал коробку, когда его спросят, что в
ней находится? «Печенье», — ответит ребенок. Тот же эксперимент с ре-
бенком 3 лет дает иные результаты. Ответ на первый вопрос был ожидае-
мый — «печенье», но на второй вопрос — неожиданный: «карандаши». Еще
более удивительно, что ребенок утверждает, что с самого начала думал, что
в коробке находятся карандаши. В отличие от пятилетних детей, трехлет-
ние не понимают, что они или другие люди могут иметь ошибочные пред-
ставления, заблуждаться. Результаты таких экспериментов относятся к бур-
но развивающейся области исследований наших знаний и предположений
о ментальном мире — нашей житейской психологии или наивной концеп-
ции сознания (theory of mind).

Как и многие другие области когнитивного развития, история данной об-
ласти психологии также начинается с работ Пиаже. Центральным утверж-
дением Пиаже было положение об эгоцентризме детского развития. Это оз-
начало, что дети изначально не представляют существование концептуаль-
ной, перцептивной, эмоциональной особенностей собственной психики, не
понимают другие точки зрения. В результате они не осознают, что сами ис-
пользуют психические процессы при взаимодействии с миром и что другие
люди наделены психическим, они могут обмениваться ментальными про-
цессами. Положение о детском эгоцентризме Пиаже и его последователи
активно применяли в интерпретации широкого диапазона аспектов психи-
ческого развития ребенка: восприятия, эгоцентрического общения, ошибоч-
ных интерпретаций ментальных характеристик физических объектов (ани-
мизм) и соотношения видимого и реального, понимания интенций, мора-
ли и многих других. Исследование этих аспектов психического развития про-
должается и сегодня, хотя уже не на основе теории Пиаже. Большинство
психологов согласны, что даже маленькие дети не тотально эгоцентричны;
они способны понимать ментальные процессы, и их знания о психическом
интенсивно развиваются с возрастом.


Глава 13. Когнитивное развитие

Начиная с 80-х годов XX века исследования в направлении понимания
ментальное™ развивались очень интенсивно. В 1978 г. Примак и Нуддраф
[Premack, Nooddruff, 1978] при обсуждении возможности шимпанзе пони-
мать ментальность определили theory of mind как возможность индивида
выделять ментальные состояния у себя и у других. Такие состояния не на-
блюдаются непосредственно, они проявляются в предвидении поведения
других. Эти ментальные состояния могут рассматриваться как отражение
собственных целей, интенций, знаний, веры, мыслей, сомнений, обмана
и т.п. Обсуждая положения, выдвинутые Примаком и Нуддрафом, три фи-
лософа (Bennett, Dennett, Harman) независимо друг от друга выдвинули
предположение, что можно сконструировать ситуацию, которая бы пока-
зала наличие или отсутствие теории психического у животного (цит. по:
[Flavell, 2000]). Животное видит, как другое животное кладет объект (ба-
нан) в контейнер А и затем уходит. Объект перекладывают из контейнера
А в контейнер В. Если шимпанзе ожидает, что вернувшийся второй шим-
панзе будет искать его в первоначальном контейнере, то это будет демон-
стрировать наличие уверенности, что объект должен находиться в том же
самом месте, где его оставили, а следовательно, ожидания базируются на
ментальных представлениях своих и другого. Эта идея была использована
при тестировании маленьких детей и известна как тест уверенности: здесь
куклы Салли и Анна разыгрывают подобную ситуацию.

Одной из центральных задач при становлении теории психического яв-
ляется разделение между физическим объектом и агентом или субъектом —
носителем психического. Поэтому многие исследования посвящены изу-
чению природы и ранних проявлений знаний о наиболее элементарных
типах ментальных состояний (желаний, уверенности, общего внимания и
восприятия и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.