Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нсопиажеанство





ствующие этому убеждению схемы
являются иррелевантными, они не
способствуют решению задачи, а, на-
оборот, затрудняют его.

Рис. 13.11. Взаимодействие операторов при решении задач различных типов (по X. Пас- куаль-Леоне.

Для того чтобы справиться с не-
благоприятной ситуацией субъект
применяет стратегию, изображенную
в верхней строчке (см. рис. 11). Вна-
чале с помощью I-оператора отторма-
живаются схемы, которые являются
неадекватными с точки зрения при-
меняемого плана. Этот оператора
обозначен буквой L Результатом ра-
боты оператора становится уменьше-
ние числа активированных схем: те из
них, которые не являются релевант-
ными с точки зрения управляющих
схем, перестают быть активирован-
ными (на рис. 11 — заштрихованная часть). После того, как произошло от-
тормаживание, поле внимания субъекта, изображенное на рис. 11 в виде внут-
реннего круга, становится более ограниченным, и он может применить к ос-
тавшимся в нем схемам М-оператор, для того чтобы совместно их активиро-
вать для достижения решения. В случае задачи на сохранение вещества не-
обходима, с точки зрения Паскуаль-Леоне, активация трех следующих схем:

• колбаска есть результат трансформации шарика без каких-либо добав-
лений;

• исходный шарик равен тому, с которым производится сравнение;

• в случае преобразования, описанного в первой схеме, количество ве-
щества не меняется.

Наконец, по мнению Паскуаль-Леоне, субъект еще раз применяет I-
торможение, чтобы отсеять все схемы, которые не должны принимать уча-
стия в решении. Это действие отражено в самом правом квадрате верхней
строки (рис. 11).

Другой пример неблагоприятной ситуации, требующий стратегии 1, Пас-
куаль-Леоне находит в обучении управлению автомобилем с механической
коробкой передач. Как известно, для того чтобы сдвинуть с места такой ав-
томобиль, необходимо плавно отпускать одну педаль (сцепление) в коорди-
нации с нажимом на другую (акселератор). Для этого субъект должен оттор-
мозить обусловленные спешкой повседневной жизни тенденции нажимать
и отпускать педаль быстро и целиком и обращать внимание только на сги-
баемую ногу, забывая о разгибаемой. Это оттормаживание достигается при-
менением /-оператора. Напротив, активации подлежат три схемы:

• увеличение-нажатия-на-акселератор;

• уменьшение-нажатия-на-сцепление;

• координация между собой двух указанных выше трансформаций.


Глава 13. Когнитивное развитие

Строки 2 и 3 на рис. 11 отображают стратегии, применимые в благопри-
ятных ситуациях, т.е. в тех случаях, когда иррелевантные схемы не акти-
вируются. В качестве примера Паскуаль-Леоне приводит задачу на пере-
вод иностранного слова. В этом случае не имеет смысла оттормаживать
любую ассоциацию до того, как смысл слова установлен. Разница между
стратегиями 2 и 3 заключается в использовании А/-оператора: в случае стра-
тегии 2, в отличие от стратегии 3, он вначале не используется, что симво-
лизируется индексами над стрелкой, связывающей первое состояние со
вторым. Стратегия 3 используется, когда субъект с самого начала знает,
какие схемы релевантны задаче, а стратегия 2 — когда субъект вначале та-
ким знанием не располагает.

Кроме вышеописанных, Паскуаль-Леоне вводит также и другие опера-
торы: /"-оператор (от field — поле) достигает прегнантности применяемых
одновременно схем; ^-оператор (learning — обучение), имеющий в свою
очередь несколько разновидностей, отвечает за образование новых схем и
ассоциаций старых в результате обучения и т.д.

Развитие отдельных операторов происходит относительно независимо
друг от друга: у одних детей могут быть лучше развиты одни операторы, а
у других — другие. Таким образом, развитие у Паскуаль-Леоне описыва-
ется не одномерно, как у Пиаже, а многомерно, с введением индивидуаль-
ных различий. Наиболее проработан вопрос об индивидуальных различия
у Паскуаль-Леоне на материале полезависимости-поленезависимости, о
которой более подробный разговор идет в главе 10, посвященной когни-
тивным стилям.

Каждая задача в рамках теории Паскуаль-Леоне может быть описана
формулой, отражающей положительное или отрицательное влияние опе-
раторов на ее решение. Например, для полезависимости-поленезависимо-
сти формула выглядит следующим образом:

Эта формула означает, что поленезависимое поведение поддерживает-
ся М-оператором, реализующим программу, определяемую управляющи-
ми схемами. В направлении полезависимого поведения действуют опера-
торы LC и F. В зависимости от развитости соответствующих операторов
человек будет демонстрировать полезависимое или поленезависимое по-
ведение.

Эмпирическое обоснование своей теории Паскуаль-Леоне находит в
факторном анализе решения задач, где каждому из его операторов должен
соответствовать определенный фактор.

Сложная и хитроумная теория Паскуаль-Леоне примечательна в не-
скольких отношениях. Во-первых, он пытается объяснить феномены раз-
вития интеллекта при помощи процессов переработки информации. В ча-
стности, основным для развития оказывается увеличение способности од-
новременного оперирования со схемами, что весьма близко к понятиям
объема сознания и оперативной памяти. Во-вторых, Паскуаль-Леоне вво-


Неопиажеанство

дит в анализ решения задач несколько измерений, соответствующих раз-
ным операторам. Тем самым открывается возможность объяснения дека-
ляжей и индивидуальных особенностей развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.