Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевое развитие от годадо школьного возраста




книгах, т.е. по сути — ко всей человеческой культуре. Таким образом, раз-
витие речи и языка в школьном возрасте представляет собой важнейшую ре-
альность, которая, однако, не будет здесь специально рассматриваться.

Механизмы речевого развития в возрасте 1-7 лет

Мы видели, что граница первого и второго года жизни ребенка является в
известной мере рубежной (при близком к обычному ходу его развития). По-
явление первых слов демонстрирует этот рубеж. На этой границе обнару-
живается двухчленность, двухэлементность речевых механизмов, как это
отмечено Ф. де Соссюром. Элемент одного типа — семантическая состав-
ляющая, элемент другого типа — артикуляторно-звуковая составляющая.

Семантическая составляющая в пределах первого года представлена пси-
хическими состояниями негативного или позитивного знака, отражаемыми
в диффузных вокализациях. Позднее, при появлении первых слов, она
трансформируется в семантические состояния, соответствующие своему
словесному выражению и образующие его значение. Семантическое состо-
яние, связанное с первыми детскими словами, заметно отличается от тако-
вого у взрослого носителя языка. Его особенности состоят в диффузности,
отсутствии референтной направленности (т.е. оно не указывает на конкрет-
ный объект мира), индивидуальном своеобразии у каждого малыша.

Значительные изменения в семантической составляющей происходят на
протяжении всего дошкольного детства. В ряде исследований показано, что
эти изменения определяются ходом когнитивного развития младенца, ко-
торое является первичным по отношению к формированию грамматиче-
ских форм [Слобин, 1984; Брунер, 1984]. В определенной последователь-
ности — от наиболее простых и наглядных случаев — ребенок усваивает се-
мантические отношения в их категориальном обобщении: категории мес-
тоположения объекта, действия; агента, совершающего действие, его
объекта и др. Подобные семантические отношения ребенок начинает вы-
ражать раньше, чем у него появляются адекватные языковые формы. На-
пример, локативные понятия (местоположение предмета), возникающие
раньше других, во многих языках дети обозначают «обходным путем», ис-
пользуя порой вспомогательные слова (типа там) или соединение неофор-
мленных слов: кастрюля плита (вместо кастрюля на плите) и т.п. Вновь
возникающее семантическое содержание обнаруживает свою первичность
по сравнению с языковой формой, поскольку сначала выражается старым
способом; новые формы постепенно вводятся в употребление.

Еще одна важная линия развития семантики состоит в придании наи-
менований новым встречаемым предметам, а также уточнении, дифферен-
цировании сферы применения усваиваемых слов. Этот процесс семанти-
ческого развития идет по пути постепенного и длительного накопления за-
имствований и поправок от социума, не заканчиваясь по сути в детском
возрасте, а продолжаясь порой всю жизнь индивида.

Свою линию развития проходит артикуляторно-звуковая составляющая
речевого механизма. С появлением первых имитированных слов происхо-


Плава 14. Речевой онтогенез

дит активное уточнение артикуляторной регуляции, дифференцирование
способа произнесения накапливаемых слов. Здесь довольно существенна
роль взрослых, дающих поправки малышам.

Другая линия развития словопроизнесения — появление детского слово-
творчества, упомянутого выше. Исследования показали, что строение дет-
ских неологизмов отражает важные процессы, происходящие в скрытых сло-
весных структурах мозга ребенка [Ушакова, 1979]. Словесные структуры с
общими, повторяющимися элементами взаимодействуют между собой, в ре-
зультате чего происходят анализ, дробление первоначально нерасчлененных
психофизиологических единиц. Вычленяются и консолидируются такие ча-
сти словесных структур, которые по лингвистической терминологии являют-
ся корнями и аффиксами слов. Эти элементы необходимы для формирова-
ния обобщающих категориальных словесных структур (парадигм словоизме-
нения и словообразования). На материале этих элементов в мозге младенца
независимо от его сознания и воли начинают закладываться основы той гро-
мадной системы, которая впоследствии образует грамматику языка.

Возникновение названных элементов создает также принципиально новую
возможность для процесса создания из них новых слов, что и обнаруживается
в детском словотворчестве. Такого рода продуцирование новых слов откры-
вает для младенца особый путь овладения языком — его не столько имитиро-
вание вслед за окружающими, сколько изобретение в соответствии с закона-
ми, заложенными в структуре действующего языка. Таким образом, через дет-
ское словотворчество открывается крупный фактор речевого развития на рас-
сматриваемом этапе: внутренняя спонтанная активность в отношении воспри-
нимаемого извне речевого материала. Эта активность обусловлена, с одной
стороны, особенностями функционирования мозга ребенка, а с другой — воз-
можностями, предоставляемыми организацией усваиваемого языка.

Тот же фактор спонтанной активности обнаруживается в явлении эгоцен-
трической речи. Однако здесь этот фактор действует в ином аспекте. Эго-
центрическая речь— это проявление внутренней мотивированности рече-
вого процесса в целом. Ребенок говорит эгоцентрически потому, что в нем
действует побудительная сила, интенция говорить, даже если его не слуша-
ют. Саму же эту интенцию можно рассматривать как действие того прин-
ципа «экстериоризации» внутренних состояний, который был описан выше.
Значение интенциональной направленности развивающейся детской речи
постоянно подчеркивается исследователями [Бейтс, 1984; Слобин, 1984].

Подведем итог. Факты, характеризующие раннюю детскую речь, откры-
вают многие стороны скрытых причин и механизмов ее развития. Первое,
что привлекает внимание, — этап начального спонтанного развития, стро-
ящийся преимущественно на тех ресурсах, с которыми новорожденный яв-
ляется на свет. Общие механизмы развертывания генетической програм-
мы по одинаковым правилам перекрывают здесь проявления различных
сфер: двигательной, коммуникативной, вокальной. Этот так называемый
предречевой этап формирует необходимую базу для восприятия последу-
ющих собственно языковых влияний со стороны окружающих.


Речевое развитие от года до школьного возраста

Другая примечательная сторона развития детской речи состоит в том,
что по форме оно происходит как усвоение языка, на котором говорят ок-
ружающие люди. По западной терминологии, осуществляется «приобре-
тение языка» ребенком (language acquisition). Однако по своим внутренним
механизмам процесс усвоения языка идет с активным и разносторонним
включением внутренних сил развивающейся психики.

Изменения, происходящие на протяжении дошкольного детства в эле-
ментах речевого механизма, оказываются независимыми от произвольных
усилий и сознания малыша и находятся в норме под не столь уж многими
управляющими воздействиями со стороны окружающих. Это означает, что
усвоение основных элементов действующего языка (его лексики и грам-
матики) происходит при активном действии спонтанных внутренних сил
когнитивной системы ребенка и при пассивном предоставлении языковых
данных со стороны окружающих носителей языка.

Исследование внутренних механизмов развития детской речи оказывается
важным для понимания природы этого процесса и возможности оказания по-
мощи в случае отклонений от его нормального течения. Такого рода исследо-
вание открывает особенности речевого функционирования не только на про-
тяжении детского возраста, но и в развитом свободно говорящем индивиде.

Литература

БейтсЭ. Интенции, конвенции и символы// Психолингвистика. М., 1984. С. 50—103.

Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М.,1984. С. 21—50.

Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С.307—325.

Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924.

Вопросы изучения языка ребенка/Под ред. Н.А.Рыбникова. М.—Л.: Гос. изд-во, 1930.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка//Детская речь/ Под ред. НА. Рыб-
никова. М.,Книж. ф-ка Центриздата народов СССР, 1927. С. 53—113.

Гвоздев А.Н. Наблюдения над языком маленьких детей // Русский язык в со-
ветской школе. М., Учпедгиз, 1929. №5.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.

Кузьмин Ю.И., Галунов В.И., Ильина Л.И. Процессы становления речи у детей.
// Сенсорные системы. 1997. №3.

Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопросы пси-
хологии. 1994. №3. С. 53-60.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва; Воронеж, 1997.

Ляксо Е.Е. Невербальные вокализации младенцев на ранних этапах «доречево-
го» периода // Научно-практ. конф. «Детский стресс, мозг и поведение». Тез.
докл. СПб., 1996. С. 13-19.

Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и рит-
мической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 6—20.

Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.—Л., 1932.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления//Психолингвистика. М.:
Прогресс, 1984. С. 325-335.


Глава 14. Речевой онтогенез

Слобин Д Когнитивные предпосылки развития фамматики // Психолингвис-
тика М Прогресс, 1984 С 143-207
Соссюр Ф де Труды по языкознанию М, 1971

Ушакова ТИ Функциональные структуры 2-й сигнальной системы Психофи-
зиологические механизмы речи М, 1979

УшаковаТN Детская речь— ее истоки и первые шаги в развитии // Психол
журн 1999 №1

Флейвелл Дж Генетическая психология Жана Пиаже М, 1967
Чуковский К И От двух до пяти М Просвещение, 1966

Штерн В Психология раннего детства до 6-летнего возраста Петроград 26-я
гос типография, 1922

Addeo A, Burger D Egospeack N Y, 1973

De Boysson-Bardies В Ontogeny of language-specific syllabic production// Develop-
mental neurocognition speech and face processing in the first year of life Boysson-
Bardies В, de Schonen S, Jusczyk P, McNeilage P, Morton J (eds) Dordrecht,
Netherlands Kluwer Academic Publishers, 1993 P 353—363

DeCasper A J,Fifer W P Of human bonding newborns prefer their mothers' voices//
Science 1980 Vol 208 P 1174-1176

DeCasper A J, Spence M J Prenatl maternal speech influences newborns' perception
of speech sounds//Inf Behav Develop 1986 Vol 9 P 133-150

Ernelmg С Language Development // Discursive Psychology in Practice R Harre,
P Stearns (eds) London, 1995 P 164-183

Iverson P, Kuhl P К Tests of the perceptual magnet effect for American English (r)
and (1)//Acoust Soc Am 1994 Vol 95 P 2976

Jusczyk P W, Friedenci A D, Wessels J M 1, Svenkerud V Y, Jusczyk A M Infants'
sensitivity to the sound patterns of native language words // J Mem Lang 1993
Vol 32 P 402-420

Jusczyk P W, Cutler A, Redanz N J Infants' preference for the predominant stress
patterns of English words//Child Develop 1993 Vol 64 P 675-687

Kuhl P Learning and representation in speech and language // Current Opinion in
Neurobiology 1994 Vol 4 P 812-822

Kuhl P К, Meltzoff A N Infant vocalizations in responce to speech vocal imitation
and developmental change//J Acoust Soc Am 1995

Kuhl P К, Meltzoff A N Evolution, ndtivism, and learning in the development of
language and speech In The biological basis of language Ed by M Gopnik N Y
Oxford University Press, 1995

Moon С, Cooper R P, Fifer WP Two-day-olds prefer their native language // Inf
Behav Develop 1993 Vol 16 P 495-500

Piaget J The origins of intelligtence in children New York, 1952

Perkel J S, Matthies M L, Svirsky M A, Jordan M I Trading relations between
tongue-body raising and lip rounding in production of the vowel и a pilot motor
equivalence study//Acoust Soc Amer 1993 P 2948—2961

TanzC Studies in the acquisition of deictic expression Cambridge, 1978

Samuel A G The role of the lexicon in speech perception //EC Schwab, H С Nusbaum
(Eds) Pattern recognition by humans and mashines Vol 1 Acad Press, San Diego,
NY, 1986 P 89-111

Vihman M, de Boysson-Bardies В The nature and origins of ambient language influence
on infant vocal production and early words//Phonetica, 1994 Vol 51 P 159—169

Werker J F, Polka L The ontogeny and developmental significance of language-
specific phonetic perception In Developmental neurocognition speech and face
processing in the first year of life Edited by de Boysson-Bardies В, de Schonen
S, Jusczyk P, McNeilage P, Morton J Dordrecht, Netherlands Kluwer
Academic Publishers, 1993 P 275—288


Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.