Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспозиционная» модель




Идентификационная» модель

В основе этой модели лежат представления о ребенке как о существе,
отождествляющем себя, уподобляющемся близким для него людям. Пред-
полагается, что ребенок активно осваивает новые способы поведения, при-
сущие своему полу, психологически отождествляя («идентифицируя») себя
с родителем того же пола.

Идентификация ребенка с родителем (сына с отцом, дочери с матерью)
действительно предопределяет сходство между ними по некоторым лич-
ностным чертам, но прогнозы этой модели по отношению к развитию спо-
собностей не оправдываются. Следовало бы ожидать более высоких кор-
реляций уровней интеллекта отца и сына, матери и дочери, нежели отца и
дочери, сына и матери. Данные тестирования этого не подтвердили.

Трудно спорить с тем, что продолжительность общения со взрослым
влияет на развитие ребенка. Давно доказано, что родители являются пер-
вым образцом для подражания. Проблема в том, о каком общении идет
речь и кто является объектом идентификации и подражания?

Согласно этой модели, решающее значение для развития интеллекта де-
тей имеет продолжительность их общения друг с другом. Ребенок чаще и
дольше общается с матерью. Поэтому предполагается, что уровень интел-
лектуального развития детей будет больше коррелировать с уровнем интел-
лекта матерей, чем отцов. И действительно, данные многочисленных пси-
хологических исследований свидетельствуют о наличии «материнского эф-


Семья и интеллект

фекта»: величина корреляции интеллектов ребенка и матери обычно выше,
чем интеллектов ребенка и отца. Этот феномен был обнаружен, например,
в гавайском исследовании приемных детей. Исследователи сопоставляли
братьев и сестер, детей и родителей, а также родителей между собой. Тес-
тировались американцы японского и европейского происхождения. Иссле-
дователей интересовали общий, вербальный, пространственный интел-
лект, скорость восприятия, зрительная память. Корреляции матерей и де-
тей (как сыновей, так и дочерей) получились выше, чем отцов и детей.

Аналогично в миннесотском исследовании 176 приемных детей, анали-
зировались 100 семей, которые включали и кровных детей. И при этом ис-
следовании «материнский эффект» оказался значительнее, чем «отцовс-
кий».

Р. Роузу удалось выявить «материнский эффект» лишь для двух субтес-
тов шкалы Д. Векслера*.

Существуют и другие данные. В некоторых исследованиях выявлен и
противоположный «отцовский эффект»: интеллект отца теснее коррели-
рует с интеллектом ребенка.

Модель «эмоциональной близости»

Чаще всего инициаторами общения в семье являются дети, а не взрос-
лые. Разумеется, ребенок тянется к более эмоционально близкому взрос-
лому. Именно эмоционально близкий взрослый служит ему главным
партнером при общении. Следовательно, и сходство детей и родителей
между собой по уровню интеллекта должно определяться их эмоциональ-
ными отношениями. Ребенок будет более интеллектуально похож на того
родителя, с которым он более эмоционально близок, с которым он ин-
тенсивнее общается, которому подражает. В постсоветской семье эмоци-
онально ближе к ребенку мать, она же чаще несет ответственность за се-
мью. Практически все отечественные авторы отмечают большую эмоци-
ональную близость между ребенком и матерью. Иногда доминирует отец,
иногда — мать.

Но все ли решает эмоциональная близость? Столь же важную роль мо-
жет играть властный авторитет родителя или значение родителя как носи-
теля ответственности. Значимый взрослый может быть и образцом подра-
жания, и объектом общения. Образец подражания и объект общения не
всегда совпадают в одном лице.

Эти вопросы были рассмотрены в исследовании О.Н. Скоблик, выпол-
ненном под руководством В.Н. Дружинина. Для тестирования уровня об-
щего интеллекта был выбран тест Р. Кеттелла («Тест, свободный от куль-
туры»). С помощью методик «Рисунок семьи» в иллюстрации Г.Н. Хамен-
таускаса, теста семейных отношений (FRT), теста родительского отноше-
ния А.Я. Варги и В.В. Столина и специальной анкеты для родителей были

' Более подробно см.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Вита, 1995.


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития


Рис. 15.2. Предпочтение даьми родителем

определены эмоциональные отно-
шения между членами семьи. Глав-
ная трудность этого исследования
состояла в том, что нужно было из-
бавиться от массы внешних, допол-
нительных факторов, которые могли
бы повлиять на результаты. Группа
семей была отобрана таким образом,
чтобы они не отличались по возрас-
ту детей, социально-экономическо-
му статусу, региону проживания. В
исследование не были включены се-
мьи с различными типами дезорга-
низации. В частности, исследова-
лись только полные семьи, не рассматривались семьи с асоциальным по-
ведением одного или нескольких родителей и т.д.

Сопоставление данных, полученных с помощью опросника Варги и
Столина, показало, что отношение ребенка к родителям часто совпадает с
отношением родителя к ребенку. Так, более позитивное отношение к ре-
бенку проявлял тот родитель, который был для ребенка менее эмоциональ-
но значим.

Стиль родительского воспитания и тип отношения к ребенку может не
соответствовать отношению ребенка к родителю. Поскольку именно ре-
бенок является инициатором общения, он может не получать от родителя
эмоциональный отклик, адекватный своему отношению.

Кто же более эмоционально значим для наших детей?

В исследовании Скоблик девочки в 75% случаев предпочитают мать, а
в 24% случаях отца. Мальчики в 65% случаев выбирают отца, а в 35% слу-
чаев — мать (рис. 15.2).

В целом же 50% детей выбрали мать, а 44% — отца. Но чаще всего в
предпочтениях «работает» механизм полоролевой идентификации: дети
«выбирают» родителя того же пола.

Возможно и другое объяснение. Подобного рода исследования, прово-
димые в 60—70-е годы, давали иные результаты: и девочки, и мальчики
предпочитали мать. Кнут Пиппинг, исследователь из ГДР, еще в 1954 г. вы-
явил, что большинство детей молодых родителей (от 18 до 22 лет), незави-
симо от пола, считали, что им эмоционально ближе мать. Но в этом слу-
чае следует учесть трагедию Второй мировой войны.

В результатах Дружинина четко проявилась смена предпочтений, по
крайней мере, у мальчиков, воспитанных в постсоветской семье, по срав-
нению с детьми советской эпохи — возрастает эмоциональная близость сы-
новей с отцами и значимость отцов для детей.

Если такие исследователи, как К.Н. Волкова (1972 г.), подчеркивали ос-
лабление эмоциональной связи между отцами и детьми, связи с интенсивной
утратой отцами их реальных функций в семье и контактов (бытовых, нрав-
ственных, эстетических) с детьми, то ныне процесс пошел в иную сторону.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.