приложения идеи социального научения, являются эксперименты, пока- зывающие возможность когнитивного прогресса испытуемых при взаимо- действии с субъектами, которые находятся на более низком уровне разви- тия. Эти работы выполнены в русле пиажеанской традиции, использую- щей понятие социокогнитивного конфликта.
Идея социокогнитивного конфликта является развитием рассмотренной выше идеи конфликта когнитивного. Предполагается, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопрос и раз- ными стратегиями решения задачи, приводит к возникновению внутреннего когнитивного конфликта и неравновесия, и это дает импульс интеллекту- альному развитию индивида. В. Дуаз и Г. Мюньи (см.: [Перре-Клермоп, 1991]), введшие идею социокогнитивного конфликта, показали в ряде экс- периментов, что результаты совместных действий нескольких детей превос- ходят результаты каждого из них в отдельности, причем это превосходство оказывается более значительным у менее развитых детей. А-Н. Перре-Клер- мон [1991] в своих экспериментах предлагала решать задачи на сохранение группам, состоящим из детей разного когнитивного уровня. Например, ре- бенок, не обладавший понятием сохранения количества вещества, должен был налить одинаковое количество сиропа в разные по размеру стаканы двум своим товарищам, у которых понятие сохранения было уже сформировано.
Следует остановиться на кажущемся противоречии между исследовани- ями влияния семьи и теорией социокогнитивного конфликта. Теория со- циокогнитивного конфликта утверждает, что взаимодействие с более сла- бым партнером благотворно сказывается на интеллектуальном развитии, а исследователи в области влияния семьи на когнитивное развитие пользу- ются понятием «интеллектуального климата», определяемого средним IQ членов семьи; причем доказывается, что более высокий уровень «интел- лектуального климата» благоприятствует развитию ребенка.
Эти противоречия исчезают, если учесть многокомпонентность интел- лекта. Пиажеанские задачи требуют способности оперирования с внутрен- ними моделями. Выглядит весьма основательной идея, что эта способность развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запус- каемым при возникновении когнитивного (социокогнитивного) конфлик- та. Формирование творческой личности основано на совершенно иных процессах. Образцы творческого поведения (кстати, перспективной вы- глядит задача уточнения этого понятия) могут передавать определенный подход к решению задач, к подбору данных, определению зоны поиска.
А.Н. Поддьяков [1999; 2000] предлагает свой подход к проблеме соци- альной детерминации интеллектуального развития. Он считает, что тради- ционное рассмотрение социальных взаимодействий в ходе познавательно- го развития только как помогающих и поддерживающих является непол- ным. Необходимы анализ социального противодействия учащимся в их обучении и познавательном развитии, анализ ситуаций конкуренции и со- перничества в областях, требующих интеллектуальных достижений. В этом противодействии обучению и развитию можно выделить, по крайней мере, три типа ситуаций:
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
• Препятствование тому, чтобы другие люди приобрели те или иные знания, умения, навыки.
• Обучение других людей тому, что противоречит их желаниям, наме- рениям, интересам.
• Использование процесса и результатов успешного обучения других лю- дей в целях, противоречащих их желаниям, намерениям и интересам.
При анализе этих ситуаций А.Н. Поддьяков исходит из следующих по- ложений.
• Развитие цивилизации, отдельных обществ, социальных групп и лич- ностей неизбежно осуществляется под влиянием двух противополож- ных и взаимосвязанных направлений социальных воздействий: а) сти- муляции приобретения опыта, учения, обучения и психического раз- вития; б) противодействия приобретению опыта, учению, обучению и психическому развитию. Противодействие обучению так же неиз- бежно и необходимо, как неизбежно и необходимо существование ин- ститута обучения.
• По мере развития цивилизации и появления новых областей и видов деятельности будут развиваться не только цели и средства обучения им, но и цели и средства противодействия этому обучению. Соответ- ственно будущее человечества определяется не только достижениями в области обучения, стимулирующего познавательное и личностное развитие, но и достижениями в области противодействия обучению и развитию.
• Помощь имеет тенденцию изменять направление развития заранее предусмотренным (желательным для помогающего) образом. Проти- водействие имеет имманентно присущую тенденцию изменять на- правление развития непредсказуемым образом. Комплекс когнитив- ных и мотивационных факторов при противодействии может вести как к регрессу, так и к прогрессу в развитии, достигающему неожи- данно высоких результатов.
Соотношения помощи и противодействия в обучении и развитии слож- ны и разнообразны. Как ни парадоксально, и обучение — эта «светлая», «просвещающая» деятельность — подпадает под метафору взаимодействия Инь и Янь (универсальных темного и светлого начал, всегда выступающих в парном сочетании в древнекитайской философии).
А.Н. Поддьяков выделяет следующие причины противодействия обуче- нию.
• Прежде всего, общество прилагает усилия по пресечению приобрете- ния и передачи опасных видов социального опыта (например, связан- ного с преступностью), а также опыта устаревшего и ненужного.
• Противодействие обучению— это один из видов социальных проти- водействий, которые в настоящее время оказывают друг другу субъек-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление