Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верблюд 3 страница





 

7 • 103 4,9107


х

Зх-5

 


 


 

3 + sin7^ \ /\ ? 4
!g(x-3)+lg(2x+2)     1
-42X-5, Д 7

 

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Адаптация теста С. Медника — подростковый и взрослый варианты*

Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Методика адапти­рована в лаборатории психологии способностей Института психологии Россий­ской академии наук на выборке школьников старших классов Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет — А. Н. Воро­ниным.

Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным облас­тям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь пу­тем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким обра­зом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В каче­стве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

При разработке данного теста использовались принципы построения методи­ки, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были

" А. Н. Воронин, Т. В. Галкина

 

максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующе­го у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не осо­бенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

Задания методики не были как-либо ограничены. Она была построена не по принципу теста или задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде одно­типных задач.

Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Же­лательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой ва­риант.

Проводя исследование, лучше избегать открытого обсуждения предметной на­правленности методики, то есть не следует сообщать о том, что изучаются твор­ческие способности, творческое мышление. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать, но ориентировочно испы­туемые тратили на каждую тройку слов по 1—2 мин.

Вариант методики диагностики вербальной креативности для старших школьников

Методика состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испыту­емому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испы­туемому, как говорилось выше, не ставилось никаких временных ограничений. Медник придавал большое значение разминке (warm up).

Испытуемые, имеющие разминку перед основной серией, имели явное преиму­щество перед испытуемыми, лишенными ее. Разминка необходима для облегчения процесса вхождения испытуемого в деятельность и адаптацию к ней.

Разминка в русскоязычной модификации представляет собой вербальные за­дания, построенные по «принципу омонизма»: испытуемому предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать соответствующее каждому общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится в деятель­ность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.

Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вто­рая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени (3-5 дней) после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что дается инструкция, не содержащая установки на достижение оригинальных результатов, то есть испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и мно­гочисленные решения.

 

Во второй серии испытуемому предлагаются тестовые задания с классичес­кой инструкцией, содержащей ориентацию на достижение, стимулирующей появ­ление оригинальных и многочисленных ответов.

Организация эксперимента

Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими груп­пами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение. Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай работы с группой) для исключения общения во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.

Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное и доброжела­тельное отношение к эксперименту, что можно достичь продуманными объясне­ниями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступи­тельную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.

Инструкция

Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной сери­ей проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения. Я даю вам два слова. Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пио­нерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить?

Возьмем другую пару: горячая, кафельная.

Ответ: плитка.

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол.

Испытуемому предлагают карточки с заданиями разминки, которые он после­довательно решает, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки: фирменные, рекордные; детская, чернильница; шахматная, изящная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

С испытуемым постоянно обсуждается момент возможности—невозможнос­ти употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуж­дения подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых неверо­ятных словосочетаний.

Если разминка представляет собой своеобразное обсуждение, то есть работу испытуемого в паре с экспериментатором, то подобное общение полностью ис­

 

ключается при проведении основных серий. Экспериментатор зачитывает инст­рукцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспери­ментатор вновь зачитывает вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не нарушить адекватность условий эксперимента, экспериментатор не должен пытаться разъяснять своими словами смысл заданий и примеры решений. Убе­дившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой основной серии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.