Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученость и философия 2 страница




  ...Философия есть поистине искусство правильной мудрости, дающее опыт в вещах жизненно важных; она - твердое познание того, что касается Бога и человека; некое прочное и непоколебимое обладание, скрепляющее воедино настоящее, прошедшее и будущее - то, чему научил нас сам Господь Своим пришествием или через пророков. Она неизменна как переданная от Сына... и как познанная через Него является всецело истинной. Она и вечна, и полезна для целей временных... Философами же мы называем тех, кто любит мудрость Творца и Учителя всех, то есть познание Сына Божия, а эллины - тех, кто состязается в словах о добродетели.23  

Можно сказать, что в раннехристианских воззрениях на философию прослеживаются три основных мотива. С одной стороны, философии как человеческой мудрости противопоставляют божественную истину учения Христа; философов критикуют за их религиозную непоследовательность. С другой стороны, идет интенсивный поиск такого синтеза между христианством и философией, при котором достижения античной мысли были бы творчески усвоены христианством. Наконец, возникает и развивается концепция "христианской философии-любомудрия" как любви к Божественной Мудрости - Христу, как стремление жить добродетельно и возрастать в познании Бога. Все эти три мотива мы находим у Григория Богослова.
Мы, в частности, встречаем у него довольно резкую критику отдельных философов, а также утверждения о необязательности знания философии для христианина. Можно спастись, утверждает он, без "Пирроновых возражений, умолчаний и противопоставлений, Хризипповых разрешений силлогизмов, злохудожности Аристотелева искусства, обаяний Платонова краснобайства - что, к несчастью, вкралось в Церковь, подобно египетским язвам".24 Григорий редко анализирует в подробностях то или иное философское учение; чаще он осуждает всех философов скопом, а заодно с ними всю античную мифологию, религиозную практику и магизм:

  Твоему языку во что бы то ни стало надо господствовать, и ты не можешь удержаться, чтобы не разродиться словом..? Нападай на Пифагорово молчание,25 на орфические бобы26 и на это новоявленное высокомерие поговорки "Учитель сказал".27 Нападай на Платоновы идеи,28 на перевоплощения29 и периоды существования наших душ,30 на припоминания31 и недобрую любовь ради красивых тел;32 на Эпикурово безбожие, его атомы и чуждое философии наслаждение;33 на Аристотелев скудный промысл, его искусственность, его земные рассуждения о душе и человеческий характер его учений;34 на гордость стоиков, прожорливость и пошлость киников. Нападай на пустоту, полноту35 и бредни о богах и жертвах, об идолах, о благотворных и злотворных демонах, об оракулах, о вызывании богов и душ, о силе звезд.36  

Вслед за раннехристианскими апологетами, Григорий рассматривает историю античной философии как блуждание в потемках в поисках истины. В отличие от богооткровенной религии, в которой Бог сам снисходит к человеку и открывается ему, философия есть лишь усилие человеческого разума приблизиться к Богу, обреченное на неудачу до тех пор, пока разум, а не Бог, остается руководителем человека в этом поиске. Критикуя Юлиана Отступника за его религиозные воззрения, Григорий говорит о том разнообразии и непоследовательности, которыми характеризуются взгляды античных философов:

  Вот чему научили его платоны, хризиппы, знаменитые перипатетики, почтенная стоя и мастера красноречия... Одни из них учат, что Бога вообще не существует; другие - что он не заботится о здешнем, но что все в мире движется без цели и случайно; третьи - что всем должны управлять звезды и их сочетания, но кто и откуда ими самими управляет, я не знаю; четвертые - что все стремится к наслаждению, в котором и заключается цель человеческой жизни. Добродетель же для них - всего лишь громкое имя, и ничего нет после здешней жизни, никакого суда, который там отсекал бы несправедливости, совершенные здесь. Никто из их мудрецов не понимал этого, но были они погружены, как говорится, в глубокое болото,37 покрыты непроницаемым мраком заблуждения и незнания, их разум не был настолько очищен, чтобы взирать на лучи истины; пресмыкаясь в дольнем и чувственном, они и вообразить не могли чего-либо выше демонов и подняться до того, чтобы удостоиться (знания о) Творце. Если же кто-либо и прозревал немного, имея разум, а не Бога своим руководителем, то все равно увлекался тем, что казалось более достоверным и что привлекает толпу, потому что ближе ей.38  

Познания Григория в философии были достаточно эклектичными и поверхностными, почерпнутыми главным образом из флорилегиев и учебников, а не из первоисточников.39 Критикуя античных философов за их религиозные воззрения, а также за аморальный образ жизни, который вели некоторые из них, Григорий основывается главным образом на сборниках анекдотов из жизни философов, популярные в Византии его времени. Он, в частности, обвиняет философов в жадности, педерастии, прожорливости и других пороках. Низкому нравственному уровню философов Григорий противопоставляет высокую духовную жизнь и аскетические подвиги христианского монашества,

  ...заслуживающие гораздо большего уважения, чем ненасытность мудреца и законодателя Солона, которую Крез выявил при помощи античного золота;40 чем Сократова любовь к красоте (filokalia) - стыжусь сказать, любовь к мальчикам (paiderastia), хотя бы и прикрытая благочестивыми рассуждениями;41 чем лакомство Платона в Сицилии, за которое он был продан в рабство и не был выкуплен ни одним из своих учеников и ни одним из греков;42 чем прожорливость Ксенократа;43 чем болтливость жившего в бочке Диогена, который цитировал слова из трагедии "чужеземцы, уступите место господам",44 имея в виду, что вкусный пирог надо предпочесть простому хлебу;45 чем философия Эпикура, которая не определила никакого блага выше наслаждения.46  

Все эти рассуждения Григория напоминают полемические сочинения Ермия и Татиана, направленные против античной философии.
Однако Григорий не только критикует заблуждения философов и их нравственный облик: на страницах его сочинений можно встретить немало похвальных слов в адрес философов, а также мысли о том, какую пользу может извлечь христианин из занятий философией. Продолжая традицию апологетов II в., александрийских дидаскалов III в. (Климента, Оригена), и развивая идеи, выраженные его ближайшим другом Василием в "Советах юношам", Григорий в монументальной поэме "О добродетели",47 адресованной одному из своих учеников, говорит о том, как христианский юноша может воспитывать себя на примерах, заимствованных из жизни философов.
Основная идея Григория заключается в том, что греческие философы, хотя и не соглашались друг с другом в религиозных и мировоззренческих вопросах, однако все учили добродетели; следовательно, христианин может у многих из них почерпнуть нечто поучительное:

  Есть и у эллинов некоторые мудрецы, Впрочем, не мудрые. Ибо как назовем мудрыми Не познавших высочайшую Природу - Бога, первопричину всех благ..? Итак, кто столь неразумен, чтобы признать их Мудрыми? Впрочем, если угодно, пусть будут они и мудрыми. Найдешь, что они были в некоторых учениях Несогласны друг с другом и далеки один от другого - В учениях об умосозерцаемом и видимом, О Промысле Божием, об идеях и о судьбе, О душе, уме и обманчивости чувств; Отсюда - стоики со своими гордыми лицами, Академии, хитросплетения Пирронистов, Размышления, умозаключения, болтовня знатоков; Но, не согласные в этом, все они равным образом И единодушно восхваляют благое, Ничего не ставя выше добродетели, Хотя многими потами, бесчисленными трудами И продолжительным временем приобретается она. Упомяну, для примера, о некоторых, Чтобы и ты отсюда научился добродетели И с терний, как говорится, собирая розы, У неверных учился лучшему.48  

Григорий далее приводит несколько анекдотов из жизни Диогена, Кратеса и философов-киников. Первый из них явил пример воздержания: единственной его собственностью был посох, с которым он ходил, и бочка, в которой жил. Второй отказался от своего имения и жил в бедности. Кто-то во время бури выбросил в море все свое имущество, сказав: "Благодарю тебя, Случайность, наставница моя в добродетели; с какой легкостью сокращаюсь я до одного плаща!" Еще один философ на талант золота, данный ему царем, купил кусок хлеба, показав, что не нуждается ни в чем ином.49 "Это почти соответствует моим законам,- восклицает Григорий,- которые окрыляют меня (для подражания) образу жизни и природе птиц, довольствуясь ежедневной и нехитрой пищей".50
Впрочем, продолжает Григорий, у античных философов многое делалось напоказ: у них было больше тщеславия, чем настоящей любви к добродетели. Поскольку у философов добродетель соседствовала с пороком, Григорий советует подходить избирательно как к рассказам об их жизни, так и к их собственным изречениям:

  Не принимай недобрые изречения В старых книгах, которыми ты, о добрый, вскормлен, вроде: "Пусть прослыву я недобрым, лишь бы получать прибыль. Это лучше, чем, чтя законы богов, Жить в нищете, домогаясь славы"... "Деньги для людей драгоценнее всего"; "Нет ничего более жалкого, чем нищий человек"; "Без меди и Феб не прорицает"... Но одобряй следующие мудрые изречения: "Если от недоброго дела получаешь прибыль, Считай, что это - залог несчастий"; "Не во всем ищи выгод, но сдерживай себя"; "Страшно добиваться успеха неправедными способами"... "Хоть и бедняк, а богат добродетелью"...51  

Мы не будем пересказывать многочисленные истории из жизни философов, которые встречаются в сочинениях Григория Богослова. Подчеркнем лишь, что он рассматривает эти истории как богатый дидактический материал, на котором он сам был воспитан и который, как он считает, содержит много назидательных примеров. Поскольку истории из жизни философов изучались в школах и университетах, пользовались популярностью и были у всех на слуху, Григорий считает необходимым дать им христианскую оценку. Вслед за Василием Великим, он проводит в сущности очень простую мысль о том, что все полезное и поучительное в философии следует принимать, а все вредное - отбрасывать.

1 Кол.2:8. ^
2 См. Pelikan. Emergence, 27ff. ^
3 См. Gouillard. Synodikon, 56-60, 188-202. ^
4 См. Meyendorff. Byzantine Theology, 72-73. Ср. Лосев. Очерки античного символизма, 860-873. ^
5 Тропарь 9-й песни канона на утрени в четверг 3-й седмицы Великого Поста. ^
6 Ср. Quasten. Patrology I,221. ^
7 Ср. Афиней. Пир софистов VIII,341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI,76. ^
8 Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II,8,66-81. ^
9 См. Лукиан. О паразите 34. ^
10 По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. ^
11 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V,4-5. ^
12 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX,5: "Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился". ^
13 О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX,1-4. ^
14 Татиан. Речь против эллинов 2-3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). ^
15 Иустин. Апология I,46. ^
16 Строматы 1,2. ^
17 Строматы 1,5. ^
18 Строматы 1,5. ^
19 Строматы 1,2. ^
20 Гал.3:23-24. ^
21 Строматы 1,5. ^
22 Строматы 1,7. ^
23 Строматы 6,7. ^
24 Сл.32,25,3-8; SC 318, 136-138 = 1.476. ^
25 Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII,10. ^
26 Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII,19. ^
27 Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. ^
28 Учение об идеях - наиболее характерная часть философской системы Платона. ^
29 Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). ^
30 В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. ^
31 Ср. Федон 72e. ^
32 Намек на педерастию Платона. ^
33 Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hēdonē - удовольствие) высшим благом для человека (отсюда "гедонизм"). ^
34 Григорий видел в Аристотеле прежде всего теоретика риторического искусства. ^
35 "Пустота" и "полнота" - излюбленные термины Демокрита. ^
36 Сл.27,9,16-10,14; SC 250,94=96 = 1.390-391. ^
37 Ср. Платон. Федон 69с. ^
38 Сл.4,43,1-44,21; SC 309, 142-144 = 1.81. ^
39 Ruether. Gregory, 26. ^
40 Ср. Геродот. История I,29-33. ^
41 Ср. Платон. Пир 213сd. ^
42 Ср. Лукиан. О паразите 34. ^
43 Источник неизвестен. В другом месте Григорий положительно отзывается о Ксенократе: см. PG 37,736. ^
44 Эврипид. Финикиянки 40. ^
45 Диоген Лаэртский (О жизни VI,55) дает другую версию того же события: по его свидетельству, философ, который завтракал маслинами, отбросил принесенный ему пирог со словами "прочь с дороги царской, чужеземец". ^
46 Сл.4,72,2-14; SC 309,184-186 = 1.91-92. ^
47 В рус. пер. "О смиренномудрии, целомудрии и воздержании" = 2.177. ^
48 PG 37,693-696 = 2.180-181. ^
49 PG 37,696-698 = 2.181-182. ^
50 PG 37,698-699 = 2.182. ^
51 PG 37,706-708 = 2.184-185. ^


 

 

"ХРИСТИАНСКОЕ ЛЮБОМУДРИЕ"

Обратимся теперь к тому, что на языке Григория называется христианской философией-любомудрием, к его концепции философского образа жизни.1 Как мы помним, Григорий любил говорить о себе самом как философе, о том, что он "философствует в безмолвии", о том, что жизнь философа предпочтительнее для него, чем что бы то ни было иное. Итак, о какой "философии" идет речь в данном контексте?
Прежде всего, речь идет о философии, которая имеет небесное, а не земное происхождение, она есть плод Божественного Откровения, а не человеческих исканий: этим она коренным образом отличается от языческой. Христианское учение, говорит Григорий, излагается "догматически, а не состязательно, по способу рыбаков, а не по-аристотелевски, духовно, а не хитросплетенно, по законам Церкви, а не рынка, для пользы, а не напоказ".2 Предметы христианской философии - мир, материя, душа, ангелы и демоны, воскресение, суд, возмездие, страдания Христовы и, наконец, сам Бог.3 Христианская философия есть ни что иное, как богословие: философствовать значит размышлять о Боге и познавать Его, насколько такое познание возможно человеку.4
Речь также идет о философии как некоем высшем призвании человека, как образе жизни, который сродни монашеству и к которому призваны немногие избранные: "Вести образ жизни философа (philosophein) - как выше всего, так и труднее всего, и немногие способны к ней, а только те, кто призваны к этому великим Промыслом Божиим, который подает предызбранным руку помощи".5 Истинная философия есть любовь к благу - не ради будущих наград, но ради самого блага.6 Она есть путь к вершинам богопознания - отрешение от мира, пребывание с Богом, восхождение через низшее к высшему, приобретение постоянного и вечного посредством скоропреходящего.7
Наиболее полно учение о христианской философии изложено Григорием в Слове 25-м, "В похвалу философа Ирона". Приветствуя прибывшего в Константинополь Ирона-Максима - того самого, который вскоре станет его злейшим врагом - Григорий говорит о том, как античное философское наследие, в частности киническая философия, может в жизни человека сочетаться с христианским благочестием. Синтез античной мудрости и благочестивого образа жизни, философского поиска и богословского откровения, разума и веры, философии и христианства - вот основная тема Слова. Добавим, что образ христианина в философской мантии, созданный Григорием в 25-м Слове, не может не напомнить нам об Иустине-философе, который за два столетия до Григория тоже трудился над созданием синтеза между христианством и философией.
Григорий говорит об Ироне как "любителе мудрости" (philosophos), а о себе - как "служителе мудрости" (sophias therapeutēs).8 Григорий приглашает Ирона встать рядом с ним у священного Престола, на котором приносится евхаристическая жертва и совершается посредством Евхаристии обожение человека.9 Тем самым подчеркивается родство между философией и богослужением: в видении Григория философ стоит рядом со священником, любитель мудрости рядом со служителем Софии-Христа. Задача обоих - восхвалять добро, не отставать друг от друга в добродетели и стремиться к блаженству.10
Григорий называет Ирона "гражданом всей вселенной" как киника, "поскольку не позволяет киническая философия ограничиваться узкими пределами".11 Говоря о жизни своего героя, Григорий подчеркивает, что он - философ по призванию, причем сознательно избравший христианское "любомудрие" вместо языческого:

  Когда пришло ему время избрать род жизни.., узревает он нечто великое, смелое и превышающее уровень многих людей. Роскошь он презирает, а также богатство и власть... Философии же посвящает себя, госпоже над страстями, мужественно стремится к добру, отрешается от материального прежде разложения материи, возвышается над видимым, величием природы и благородством выбора прилепившись к непреходящему. А когда уже он был так настроен, тогда не счел даже нужным рассуждать о том, какую лучше избрать философию: внешнюю, играющую тенями истины под видом и личиной философии, или нашу, кажущуюся смиренной, но внутренне возвышенную и ведущую к Богу. Напотив, от всего сердца избирает он нашу, совершенно не обратив разума к худшему и не увлекшись изяществом слога, о котором так заботятся эллинские философы.12  

Под "нашей философией" Григорий подразумевает здесь христианскую веру, которой противопоставляется внешнее изящество и внутренняя пустота греческой философии. Однако "наша философия" - это не только доктрина, учение, образ мыслей: это также образ жизни, а именно тот, при котором уединение, полу-отшельничество сочетается со стремлением приносить пользу обществу. Развивая традиционную со времен античности тему созерцания и деятельности,13 Григорий говорит об истинном философе как человеке, который стремится сочетать и то и другое:

  Он видел, что жизнь пустынническая, отшельническая, сопровождающаяся удалением и отчуждением от людей, велика, высока и превышает все человеческое; однако она предназначена только для самих преуспевающих в ней и отрицает общение и человеколюбие, свойственные любви, которая, как он знал, есть одна из наиболее достохвальных добродетелей; кроме того, такая жизнь не подвергается проверке, так как лишена упражнения в конкретных делах и потому несравнима с другими родами жизни. Жизнь же общественная, среди других, напротив, и служит испытанием добродетели, и распространяется на многих, и ближе подходит к Божиему домостроительству, которое сотворило все и связало любовью, которое и наш род, отпавший от блага из-за прившедшего зла, снова призвало благодаря соединению и общению с нами.14  

Иначе говоря, общественная жизнь более соответствует новозаветному Откровению; претворить в жизнь евангельские заповеди можно только живя среди людей; вне общества активное доброделание невозможно. Нельзя не вспомнить, читая эти строки, что вопрос о том, какой образ жизни следует предпочесть - созерцательный или деятельный - стоял весьма остро для самого Григория, когда он думал о выборе пути после окончания Афинской Академии.
Итак, "наша философия" - это, во-первых, правая вера, во-вторых, сбалансированный образ жизни, совмещающий созерцание и деятельность на пользу ближним. Каково соотношение этой философии с учением античных философов? Григорий весьма категоричен в своем утверждении о том, что христианину следует "отослать" подальше от себя большинство древних философских систем; он может лишь заимствовать некоторые положительные свойства древних философов, в частности киников. Ирон, по словам Григория, именно так и поступил, отвергнув в античной философии все, что противоречило христианскому учению и образу жизни, и сохранив лишь то, что этому не противоречило:

  Продумав и исчерпав все это, а также сочтя хорошим делом смирить гордыню эллинов, которые видят свое достоинство в мантии и бороде, чт о делает он и как приступает к философии? Некую середину соблюдает он между их суетностью и нашей мудростью, так что в его философствовании - их внешний облик и одежда, но наши истина и высота. Поэтому перипатетиков, Академию, почтенную стою, эпикурово учение о случае вместе с атомами и наслаждением, увенчав шерстяной повязкой, как один из них - поэта, отсылает и отталкивает от себя как можно дальше.15 В кинической философии отвергнув безбожие и восхвалив воздержание, он становится таким, каким мы сейчас видим его - собакой против действительных собак, любомудром против немудрых, христианином прежде всего, побеждающим высокомерие киников благодаря сходству с ними по наружности, а невежество некоторых из наших - новизной одежды, показывая, что не в малозначущих вещах состоит благочестие и не в угрюмости - философия, но в твердости души, в чистоте ума, в подлинной склонности к добру, какую бы ни имели мы наружность, с кем бы ни общались, оставались бы наедине с собой, оберегая ум от чувственного, или жили среди толпы и друзей, уединяясь внутри самого общества, философствуя среди не-философов, словно тот Ноев ковчег, который посреди потопа был легче воды,16 и словно купина, которая горела огнем и не сгорала в великом видении Моисея на горе...17  

Таким образом, истинный философ - это тот, кто, даже находясь среди толпы, остается наедине с собой, и живя среди шума и суеты мира, не теряет сосредоточенности и собранности. Философия заключается не во внешнем облике, но в устремленности к благу вне зависимости от внешних обстоятельств. Философия - это Ноев ковчег, в котором человек сохраняется от катаклизмов мира сего и достигает спасительного Арарата - христианской веры.
Что включает в себя христианская философия? Чему должен учить философ-христианин? Согласно Григорию, он должен прежде всего употребить свой дар для обличения идолопоклонства. Однако не менее важной задачей является обличение ересей, возникающих внутри христианской Церкви, и научение людей догматам истинной веры. Христианская философия включает в себя богословие как один из важнейших элементов. Благословляя Ирона с церковной кафедры на занятия философией, Григорий говорит:

  ...Снова займись тем же самым деланием, с тем же дерзновением... Как и прежде, разрушай суеверие эллинов, их многобожное безбожие, древних и новых богов, постыдные мифы и еще более постыдные жертвоприношения, очищающие грязь грязью, как слышал я от одного из них же самих, то есть телами тела - телами бессловесных животных свои собственные тела. Разрушай как почтенные их скульптуры, так и постыдные истуканы... Разрушай и восстания ересей - тем с большей ревностью, чем больше пришлось тебе пострадать... Определяй также и наше благочестие, научай познанию единого Бога нерожденного - Отца; единого рожденного Господа - Сына, называемого Богом, когда речь идет о Нем Самом по себе, Господом же, когда говорят о Нем по отношении к Отцу, Богом по природе, Господом же по власти; единого и Духа Святого, исшедшего и исходящего от Отца. Дух есть Бог для тех, кто с разумом уразумевает предлагаемое (учение); против этого воюют нечестивые, но благочестивые уразумевают это, а наиболее духовные - открыто провозглашают.18  

Григорий искренне желал сделать Ирона-Максима своим союзником в борьбе с арианством, в укреплении православной веры и в защите учения о Божестве Святого Духа. По мысли Григория, союз философа с богословом - та сила, которой еретикам трудно противостоять; именно поэтому он так настойчиво приглашает Ирона встать рядом с ним, принять участие в его проповеднической и богословской деятельности.
Обстоятельства, как мы помним, сложились иначе, и Максим-Ирон сделался врагом Григория. Последний, однако, не изменил своих взглядов на философию и не отказался от идеи союза философии и богословия. В Слове 26-м Григорий опять рисует портрет христианского философа, однако на этот раз он имеет в виду себя самого. По мысли Григория, наличие в мире лже-философов ничуть не снижает ценности философии, которая есть самый прямой путь к Богу. Истинный философ, о котором говорится в 26-м Слове, есть воплощение всех добродетелей. Вместо благородного происхождения он обладает духовным благородством, которое заключается в добродетельной жизни. Если он молод, он борется со страстями и в юном теле являет старческое благоразумие; если стар, не стареет душой, но с радостью ожидает смерти. Если он красив, в его телесной красоте сияет душевная; если же наружность его безобразна, благообразным будет его внутренний человек. Если он здоров, употребит здоровье во благо других людей и для аскетических подвигов; если болен, будет бороться с болезнью и или выздоровеет, или перейдет в лучшую жизнь: в обоих случаях он будет победителем. Если он богат, будет делиться с бедными; если беден - обогатится в Боге. Когда философ алчет, он питается простой пищей, как птицы; когда жаждет, пьет сырую воду из источника. Злословие, гонения, клевету, удары - все примет истинный философ, подражая в этом Христу.19
Григорий описывает философа как ангелоподобное существо, совмещающее в себе совершенства античных мудрецов со святостью христианина. Он искренне убежден в том, что он сам полностью соответствует этому идеалу, в отличие от того, кого он прежде считал за идеал, но кто не оправдал его надежд:

  Нет ничего более непреоборимого, чем философия, ничего более неуловимого. Все может ослабеть, только не философ... Непреодолимы только двое - Бог и ангел; а третий - философ, нематериальный в материальном, неограниченный в теле, небесный на земле, бесстрастный в страданиях... Поскольку же слово наше изобразило философа.., в соответствии с этим портретом рассмотрим самих себя, ибо, думаю, и я имею Духа Божия...20 Итак, чем опечалят меня те, которые все привлекают (для обвинения)..? Назовут неучем? Одну только мудрость знаю я - страх Божий... Что же до другой мудрости, то часть ее я сам оставил, а часть надеюсь и уповаю приобрести, полагаясь на Духа.21 Обвинят за бедность, в которой мое богатство? Но я охотно сбросил бы с себя эту одежду, чтобы нагим идти по терниям жизни. Я бы и этот тяжкий хитон сложил с себя как можно скорее, чтобы облечься в более легкий.22 Назовут предателем родины..?23 Но разве есть у меня земная родина - у меня, для которого всюду родина и нигде нет родины..? Что же еще? Низложат с престолов? Но разве с удовольствием вступил я на престол сейчас и вступал ранее? Разве ублажаю я восходящих на престолы..? Лишат председательства? Но когда и кто из благоразумных людей восхищался этим..? Не допустят к жертвенникам? Но знаю и другой жертвенник, образами которого являются нынешние жертвенники... и на который восходят через созерцание... Изгонят из города? Но не из небесного града.24  

Работая над автопортретом, Григорий пользуется двумя источниками - античным философским наследием и новозаветным благовестием. Космополитизм киников, которые весь мир называли родиной, сочетается у него с учением апостола Павла о "странничестве" в мире, где христиане не имеют постоянного града, но ищут будущего.25 Античное восприятие тела как "одежды", в которую облечена душа, сочетается с христианской идеей обнажения от всего материального и телесного для приближения к Богу. Жизнь христианского философа, таким образом, воплощает в себе лучшие черты обеих традиций, а "христианская философия" в буквальном смысле становится синтезом этих традиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.