Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оружие с древком и метательное. 3 страница




Рис. 290. Саксонская дага с раздвоенным клинком (springklinge) (Дрез­денский королевский музей).

 

Некоторые ножны меньшего размера еще бо­лее совершенны. Например, нож­ны той же кол­лекции и, без сомнения, работы сьенского мастера, сделан­ные из черного бархата, с коронкой и нако­нечником из вороненой стали, покрытой позолотой, заключают в себе: маленькую да-гу, два небольших ножа и вилку, рукоятки которых из слоновой кости, оправленные по­золоченной сталью, поднимаются на разную высоту (рис. 288). Такое оружие носилось на поясе как мужчинами, так и женщинами, в городе и на охоте; женщины пристегивали их к длинным ремням, идущим от пояса, где привешивались ключи и ножницы.

Маленькая дага для левой руки, принадле­жащая музею Клюни, не превышает в длину одного фута (рис. 289). Гард, трубка и голо­вка сделаны из позолоченной и вычеканен­ной стали ажурной работы, в виде цепочек из прямоугольных колец; крепкий клинок с от­точенным острием представляет косоуголь­ное сечение; ricasso, имеющее форму длинного четырехугольника, может служить опорой для большого пальца. На концах дужек находятся украшения в виде нескольких листьев. Этот кинжал, несомненно, итальянской работы.

 

Рис. 291. Держание даги в левой ру­ке.

 

Оружие левой руки, работавшееся в Германии, пользовалось боль­шой известностью (таким оружием некоторые считают кинжалы Francs- Juges); и в XVI и XVII столетии испанцы и итальянцы охотно брали его за образец для своих произведе­ний.

Такое оружие саксонской работы изображено на рисунке 290. Весь гард сделан из темной стали; трубка покры­та черным шагренем и обтянута кольцами и прутьями из стали; головка, трубка и оконечности дужек сходны между собой в форме. Дужки опуска­ются к лезвиям. Кольцо гарда окаймляет ажурную преграду из стали, образующую маленькую плоскую чашечку, с которой соприкасается верхняя часть кисти, между тем как большой палец опирается в ricasso клинка.

Клинок представляет особенное ус­ тройство, состоящее в том, что как только большой палец нажимает пу­ говку пружины, клинок разделяется на три части, из которых среднее окан­ чивается острием в виде железка копья, составляющим продолжение лезвий двух внешних клинков, когда все они соединены вместе. Каждый из боковых клинков снабжен с внутрен­ней стороны маленьким выступом, по­средством которого они взаимно прикрепляются к среднему.

Благодаря такому замысловатому устройству можно было совершен­но неожиданно нарушить план неприятельского удара, остановив его шпагу, как в трезубце, не говоря уже о том, что такое развертывание трех клинков, несомненно, должно смешать противника. Вследствие такого раздвоения средний клинок становится четырехугольным, а каж­дый из боковых - треугольным, и острие неприятельской шпаги, попав между ними, могло сломаться между опущенными дужками и отстав­ленными клинками.

Шпаги левой руки с опущенными дужками обыкновенно предпочи­тались, потому что при удачном отражении горизонтального удара та­кой шпагой можно было задержать, сломать или изогнуть неприятельское оружие. Но вскоре стали охотнее покрывать рукоятку высокой чашечкой (en berceau), которая давала руке такую же хорошую защиту, как и прекрасные испанские кинжалы (рис. 276), появляющи­еся вместе с рапирой a panier. У некоторых же шпаг чашечки опускаются к клинку, чтобы захватывать оружие противника. Но каково бы ни было устройство гарда, наконечник клинка почти всегда образует более или менее глубокую выемку, помещающуюся на противоположной стороне кольца гарда, в которую упирается большой палец, потому что оружие левой руки никогда не держалось так, как ручка весла, т.е. большим пальцем на головке рукояти, направленным вниз, когда вся рука и кисть вытягивались по прямой линии; напротив, большой палец всегда поме­щался на наконечнике клинка, а рукоятка держалась так, как обыкно­венно держится шпага (рис. 291). По рисункам, встречающимся в сочинениях о фехтовальном искусстве данной эпохи, можно убедиться, что кинжал всегда держался именно этим способом.

 

Рис. 292-293. Итальянские стилеты.

 

Под именем стилетов, для которых Италия представляет нечто вро­де монополии, следует подразумевать теперь маленькие городские кин­жалы, носившиеся в сапогах, пристегиваясь к подвязкам, в рукавах или под курткой. Треугольный клинок этого оружия утончался постепенно, подобно острию циркуля, и делался таким образом крайне острым. Такие кинжалы были положительно самыми смертельными; их тонкое острие проникало через толстую одежду, и человек, сваленный и подмя­тый под колена своего противника, мог вытащить из сапога свои стилет и всадить его в живот врага (рис. 292 и 293).

Рис. 294. Швейцарская дага (Парижский ар­тиллерийский музей).

 

Швейцарские пехотинцы долго носили короткие кинжа­лы с широким и крепким клинком о двух лезвиях и кон­цом, отточенным в острие. Очень удобная рукоятка тако­го оружия (рис. 294) состоит из головки и гарда, форма ко­торых соответствует форме трубки; она сделана из крас­ного дерева и стальных полос и пластинок, покрытых совер­шенно позолотой. Деревян­ные ножны, обтянутые черным бархатом, покрыты сверху медью, где на фоне бар­хата, сквозящегося через ажур, выделяются семь очень выпуклых фигур солдат, бью­щих людей в городском платье; затем фигуры медведя и льва, служащих символами Швейцарии, хищнические и жестокие нравы которой вы­ставлены здесь как предуп­реждение для побежденных. Такие швейцарские кинжалы - описание относится к 1561 году - совсем не редкость в коллекциях; они выбиваются штампами, которые, как мож­но судить, принадлежат рабо­те людей большого таланта и напоминают прекрасные тра­диции нюрнбергских мастеров, традиции, которые мы снова находим в наконечнике ножен и которые возвращают нас к головкам прекрасных итальянских и немецких мечей эпохи Возрождения. Ножны этих кин­жалов всегда снабжены, кроме того, маленьким ножом и шилом.

Прекрасный кинжал немецкого пехотинца, принадлежащий Лувр­скому музею, сделан весь из стали. Трубка в форме усеченного конуса покрыта филиграном (плетеная золотая и серебряная работа) и поддер­живается четырьмя продольными витыми шнурками; наверху трубки возвышается ребристый колпак, образующий головку. Гард состоит из двух дужек и чашечки, опущенной к клинку; последний имеет сначала четырехугольную форму, а затем суживается в виде шила с острым концом. Стальные, вычеканенные ножны имеют полуцилиндрическую форму с плоской внутренней стороной, на которой находится рычаг (bielle) для привешивания их к поясу. Наконечник представляет шар, окруженный плоским обручем (colleretle), и оканчивается внизу пугов­кой в виде жемчужины (рис. 295). Другой кинжал (дага) тоже немец­кий, принадлежащий тому же музею, имеет трубку витой работы, конусообразной формы; дужки идут наискось в противоположных на­правлениях; бороздчатый клинок имеет посередине желобок, который пресекается несколько ранее острия. Ножны из вычерненной стали, обильно украшенные, устроены так же, как и предыдущие, и оканчиваются большой, очень выпуклой оливкой, с четырьмя срезанными сторо­нами, которые окаймлены выпуклыми шнурками и покрыты украшени­ями. Полные ножны дают место двум ножам и шилам (рис. 296).

 

Рис. 295-296. Немецкие даги (Луврский музей).

 

Все эти кинжалы носились за спиной в горизонтальном положении, пристегиваясь к портупее шпаги и имея рукоятку, обращенную в левую сторону.

Солдаты перестают употреблять кинжал около середины XVII столе­тия, и в это же время окончательно забрасывается оружие левой руки, хотя испанцы и итальянцы употребляют его еще гораздо позднее.

 

 

Для конницы главным оружием неизменно остается копье, снабжен­ное щитком для защиты и противовесом на конце. Большое копье жан­дарма XVI столетия почти не отличается от копья конных рот XV века; оно по-прежнему требует очень сильных и опытных воинов на рослых боевых лошадях, цены на которых поднимались все выше и выше. Ввиду этого в 1605 г. Генрих IV издал указ, запрещавший употребление копья; около того же времени лошадей перестают покрывать доспехами, тем более что разорившееся дворянство почти не могло более являться на лошадях, так как полное вооружение жандарма с лошадью доходило до 14 тысяч франков.

Из оружия с древком пехота ограничивается употреблением одной пики, которая представляет собою копье без щитка и противовеса; толь­ко швейцарцы удерживают алебарду до конца XVI столетия. Протазан и корсека носятся только на парадах, и одни косари и осадные ножи употребляются еще при осадах и приступах.

Низшие чины офицеров пехоты вооружены полупикой - эспонтоном (esponlon); у германцев употреблялось еще копье особого рода, но оно было преимущественно охотничьим оружием, имея железко в виде ли­ста шалфея и поперечный выступ, предохраняющий охотника от напа­дения пораженного зверя; этот выступ часто делался подвижным и соединялся с трубкой посредством цепи.

Артиллерийские офицеры имели пальник (porte meche), представля­ющий собою ранкону с загнутыми ушками, через отверстие которых пропускали фитиль, когда нужно было произвести выстрел; средним острием, крепким и длинным, можно было наносить уколы.

Другие виды оружия с древком остаются теми же, что и раньше (рис. 297) и такого же устройства; они только делаются легче и изящнее, а железко покрывается гравировкой, позолотой, серебром по черненому фону, насекается золотом и серебром, украшается перевивающимися арабесками, гербами, девизами - будетли это оружие войны или парада, - его украшение одинаково роскошно. Можно сказать, что никогда ху­дожественная роскошь оружия не была так развита, как в XVI столетии, хотя средние века украшали свое оружие финифтью, драгоценными камнями и металлами, а эпоха Возрождения покрывает его инкруста­цией, чернью, чеканкой такой работы, которая в тысячу раз дороже, чем сам материал. Простые солдаты испанской армии вооружены мушкета­ми и морионами, сплошь покрытыми позолотой.

Рис. 297. Французские, баварские и германские алебарды, пики, протазаны и цены (Императорский Эрмитаж).

 

Боевые топоры (секиры) не употребляются позднее второй половины XVI столетия и большинство из них обращается в крикеты (criquet) - в смешанное оружие, рукоятка которого образует пистолет, причем от­верстие дула находится около железка.

Секира XVI столетия (рис.298), принадлежащая Парижскому артил­лерийскому музею, имеет ажурное железко, насеченное золотом. Внут­ри рукоятки, покрытой медью, спрятано длинное копье, которое, выдвигаясь сотрясением, образует род шпаги. Но испано-мавританское и мавро-венецианское искусство дало самые замечательные образцы смешанного оружия, так как некоторые из них соединяют в себе писто­лет, топор и булаву, всегда отличаясь, кроме того, роскошнейшими украшениями, как, например, этот прекрасный образчик бердыша, принадлежащий Луврскому музею (рис. 299); изящно вырезанное железко покрыто дорогой гравировкой, и все оружие было первоначально позо­лочено; характер украшения обнаруживает царствование Генриха II. Боевой молот не выходит из употребления до конца XVI столетия; по форме он мало отличается от тех, которые употреблялись в XV столетии, однако делается легче и получает более короткую рукоятку; как и преж­де он привешивается к седлу посредством крючка. Боевой молот Лувр­ского музея (рис. 300) сделан целиком из железа витой работы; на стороне, противоположной бою, обух образует острие; бой украшен чеканкой и гравировкой. Расширенная рукоятка образует выступ со щитком для защиты руки; из рукоятки выходит стержень, сначала че­тырехугольный, затем витой, подобно веревке, вокруг которой обвива­ется выпуклый изгиб спиральной линии. Крючок для привешивания находится около обуха; легкая головка оканчивается кольцом, через которое проходит мартингал, чтобы было легче укрепить оружие к кис­ти.

 

Рис. 298-300. Секира, бердыш и боевой молот (чекан).

 

Рис. 301. Железко для про­тазана, гвардия Людо­вика XIV (Луврский му­зей).

 

 

Рис. 302. Рунка или рогатина: а- начала XVI сто­летия; б- того же времени, но с широкими вы­ступами (ушами); в- в виде боевых вил; г~ итальянская рунка середины XVI столетия.

 

В Италии, Франции и Германии это оружие не встречается позднее 1580 г.; но в Австрии, в турецких войнах, оно продолжает употребляться и в XVIII столетии, а в Азии у восточных народов, мы можем найти его и теперь вместе с топором и булавой.

Протазаны XVI столетия также отличаются роскошной отделкой (рис. 301). Они употребляются как парадное оружие и в XVII столетии.

В начале XVI столетия появляется и другой род оружия с древком, именно рунка (ronsard) или рогатина (рис. 302). Несомненно, что ору­жие это должно было существовать и гораздо ранее этого времени, но первое упоминание о нем как об оружии не старее конца XV столетия.

Рис. 303. Перначи: императора Фридриха III (XIV столетия), итальянский XIV столетия. Турецкая булава, украшенная драгоценными камнями.

Рис. 304. Ландскнехт XVI столе­тия, стреляющий из лука.

 

 

 

Рис. 305-306 Колчан венецианских стрел­ков XVI столетия (Императорский Эр­митаж). Браслет для стрельбы из лука (Луврский музей).

 

Рогатина имеет длинное узкое острие, при основании которого два вы­ступа в виде полумесяца. Таким образом, она составляет как бы среднее оружие между копьем, пикой и протазаном.

Булавы, шестоперы и перначи (рис. 303) в XVI веке начинают мало-помалу утрачивать значение боевого оружия, принимая значение по­четного. Как почетное оружие - символ известной власти или положения - они употребляются и до настоящего времени.

Употребление лука почти прекращается в европейском вооружении с половины XVI столетия; лишь ландскнехты (рис. 304) и английские стрелки употребляют его позднее (последние даже в 1627 г.). Колчаны для стрел обыкновенно делались из дерева и нередко украшались резь­бой и позолотой (рис. 305). Чтобы тетива спущенного лука не ударяла по пальцам, последние защищались браслетом, металлическим или из слоновой кости (рис. 306).

Самострелы также теряют всякое значение в XVI веке из-за развития огнестрельного оружия. Поэтому они начинают употребляться преиму­щественно для охоты. В это время встречаются еще два типа подобного оружия:

1. Небольшой самострел с двойной тетивой и небольшим мешком, куда клали маленькую круглую свинцовую или глиняную пулю. Само­стрел этот (arbalete a jalet) бил на ничтожное расстояние.

2. Самострел с кольцом (arbalete a baguette); в нем тетива натягива­лась с помощью кольца с ручкой. Самострел этот мог стрелять стрелой или глиняной (также свинцовою) пулей.

 

Глава 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.