Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод статистики

Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным при­знакам (рис. 26).

Рис.26. Классификация издержек в логистике

В зависимости от поведения издержек при изменении объ­ема работ с материальным потоком они подразделяются на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменя­ются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельно­сти. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам разли­чают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объек­том затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредствен­но с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой авто­мобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные — содержание резерва обору­дования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспорт­ного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому вли­янию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулиру­емые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки под­разделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.

Вопросы для контроля знаний

1. С какой целью составляется отчет по логистическим из­держкам?

2.Для кого предназначен отчет по логистическим издержкам?

3. Что является критерием качества отчета по логистиче­ским издержкам?

4. Как классифицируют издержки в логистике:

• по признаку изменения в ходе процесса;

• по признаку отношения к процессу;

•по признаку восприимчивости к управленческому влиянию.

5. Укажите основные требования, предъявляемые к систе­мам учета издержек в логистике.


[1] Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т 3 — М • Изл мо "Новости" (АПН), 1990. — С. 41.

[2] Подробно содержание понятий материального и информационного потоков рассматривается соответственно в главах 3 и 12.

[3] Все результаты человеческого труда — продукты труда подразде­ляются на две группы: вещественные (материальные) и нематериальные. Логистика рассматривает движение вещественных продуктов труда.

[4] Продукция производственно-технического назначения — продук­ция, предназначенная для производственного потребления. К ней отно­сятся сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, инструмен­ты, машины, оборудование, запасные части, полуфабрикаты и т. д.

[5] Изделия народного потребления — изделия, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.

[6] Понятие логистической операции раскрывается в гл. 3.

[7] В настоящее время в Российской Федерации за практической дея­тельностью по управлению материальными потоками нередко закрепля­ется модное название "логистика" вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

[8] Подробно содержание понятия "интегративные свойства" рассма­тривается в гл. 4.

[9] Здесь и далее по тексту учебника цель логистики определяется четырьмя указанными условиями, стоящими на одном иерархическом уровне. Условие "нужный продукт" может быть детализировано услови­ями "продукт в необходимом количестве" и "продукт необходимого каче­ства". Однако последние два условия возникают в результате декомпо­зиции корневого условия "нужный продукт" и находятся на следующем уровне иерархии.

[10] Другим действенным методом снижения затрат, связанных с про­цессом доведения сахара-песка до розничной сети, является организа­ция централизованной доставки. Подробно метод рассмотрен в парагра­фе 5.6.

[11] Следует отметить, что организация снабжения по методу "точно в срок" лишена смысла без соответствующей четкой организации про­изводственного процесса, для которого это снабжение осуществляется. Действительно, для того чтобы описанная система работала, строитель­ные бригады должны, во-первых, планировать производственный про­цесс с точностью до минуты, во-вторых, уметь выдерживать составлен­ный график. В противном случае доставленную точно в срок конструк­цию придется разгрузить на строительную площадку, т. е. результат бу­дет тот же, что и при разбалансированном снабжении.

[12] Сравнительная характеристика классического и системного под­ходов к формированию систем представлена в гл. 5.

[13] Семененко А. И. Предпринимательская логистика. — СПб.: Поли­техника, 1997.—С. 268.

[14] См. § 1.4 "Предпосылки развития логистики".

с п

[15] На предприятиях оптовой торговли выходной поток называют, как правило, грузооборотом склада.

[16] При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ццinI - подсистем сама разворачивается в сложную систему.

[17] Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусст-во: Пер. с англ. / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978.

[18] Моментный ряд динамики — это ряд цифровых данных, характе­ризующих размеры запаса по состоянию на определенную дату.

[19] Интервальный ряд динамики — это ряд цифровых данных, ха­рактеризующих размеры среднего запаса за определенные промежутки времени (за ряд декад, месяцев, кварталов, лет).

[20] Возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне соби­раются разные товары, предназначенные одному магазину.

[21] При максимально широком подходе - от первичного источника сырья до конечного потребителя.

В научный обиход термин «статистика»[1] ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы (Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями. Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое, которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Фрэнсис Гальтон, Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж. Юл, Вильям Госсет, Рональд Фишер, Морис Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские – Пафнутий Львович Чебышёв, Андрей Андреевич Марков, Александр Михайлович Ляпунов, Александр Иванович и Александр Александрович Чупров и пр.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

1) наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;

2) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

3) отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни[2];

4) некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.[3]

Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмети метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий и понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Рассмотрим основные понятия, используемые в статистике.

1. Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.

2. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак единицы совокупности – свойства единицы совокупности, которые различаются способами их измерения и другими особенностями, что дает основание для их классификации 1.

Таблица 1. Основная классификация признаков в статистике

Параметр классификации Вид признака Пример признака
По характеру выражения Описательные (атрибутивные) Цвет волос человека
Количественные (числовые) Рост человека
По способу измерения Первичные (объемные) Вес человека
Вторичные (расчетные) Производительность труда
По характеру вариации Альтернативные Пол человека
Дискретные Возраст человека
Интервальные Возраст группы людей
По отношению ко времени Моментные Количество денег в кармане человека
Периодные Заработная плата человека за месяц

4. Статистический показатель – понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) или соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели можно подразделить на первичные (объемные) – характеризуют либо общее число единиц совокупности (объем совокупности), либо сумму значений какого-либо признака (объем признака) и выражаются абсолютными величинами и вторичные (расчетные) – задаются на единицу первичного показателя и выражаются относительными и средними величинами. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

5. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она охватывает все стороны общественной жизни как на макро-, так и на микроуровне. С изменением условий жизни общества меняются и системы статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики. Можно выделить 3 группы статистических методов (этапов статистического исследования): 1) статистическое наблюдение; 2) сводка и 3) научный анализ исследуемых явлений.

Статистическое изучение тех или иных явлений предполагает как обязательное условие наличие информации, сведений об этих явлениях, поэтому первый этап, начало статистического исследования сводится к сбору необходимой ин формации. Научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности, называется статистическим наблюдением.

В результате статистического наблюдения образуется масса первичной информации (сведений) о каждой единице совокупности. Чтобы получить характеристику всей исследуемой совокупности в целом, первичные данные должны быть подвергнуты обработке, обобщению. Обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обощение и оформление в таблицах, составляет второй этап статистического исследования, который называется сводкой.

На третьем этапе статистического исследования на основе итоговых данных сводки осуществляется научный анализ исследуемых явлений: рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т.п.

Таким образом, любое законченное статистическое исследование проходит в 3 этапа, между которыми, разумеется, могут быть перерывы во времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.