Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда. ü потребительский рынок;




Финансовый рынок

Товарный рынок

ü потребительский рынок;

ü рынок средств производства;

ü рынок интеллектуального продукта;

ü рынок информации.

ü рынок инвестиций (капиталов);

ü рынок кредитов;

ü рынок ценных бумаг;

ü валютно-денежный рынок.

Рассмотрим, что собой представляет каждый рынок.

Рынок потребительских товаров включает в себя рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования, рынок жилья, рынок зданий и сооружений непроизводственной сферы.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии, рынка полезных ископаемых и др.

Рынок интеллектуального продукта и информации состоит из рынка инноваций, сферы информационных услуг, рынка продукта творческого труда (книги, кинофильмы и т.д.)

Рынок капиталов предполагает куплю-продажу инвестиций (вложений капитала в производственные факторы и непроизводственную сферу). Инвестиционный рынок оказывает активное влияние на другие рынки, и, прежде всего на потребительский рынок. Вместе с тем общество всегда сталкивается с проблемой выбора: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства (в «будущее»), то ли в выпуск товаров потребительского спроса («в настоящее»).

Рынок кредитов предлагает различные платёжные средства (деньги, ценные бумаги) для приобретения необходимых ресурсов.

Валютно-денежный рынок – рынок купли-продажи иностранных валют, платёжных документов в иностранной валюте, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам.

Рынок труда – рынок, где в качестве товара выступает рабочая сила.

2) По географическому положению:

ü местный (например, рынок г. Минска);

ü региональный внутри страны (например, рынок Брестской области);

ü национальный (рынок Республики Беларусь);

ü региональный по группе стран (рынок стран Европы, например, ЕЭС);

ü мировой (рынок в мировом масштабе).

3) По механизму функционирования:

ü свободный (см. признаки свободного рынка);

ü монополистический (рынок одного продавца или производителя);

ü монопсонический (рынок одного покупателя, например государство – монопсонист при покупке ядерного оружия);

ü олигополистический (рынок нескольких продавцов, например, производителей нефти);

ü олигопсонический (рынок нескольких покупателей, например, автомобильные заводы – олигополисты при покупке автомобильных шин);

ü регулируемый (регулируется государством).

4) По отраслям:

ü автомобильный;

ü нефтяной;

ü сельскохозяйственный;

ü и т.д.

5) По характеру продаж:

ü оптовый (продажа осуществляется партиями);

ü розничный (продажа осуществляется по одному или несколько экземпляру).

6) По законодательству:

ü легальный (официальный);

ü нелегальный (теневой).

7) По степени насыщенности:

ü равновесный (спрос и предложение равны);

ü дефицитный (спрос превышает предложение);

ü избыточный (спрос меньше предложения).

 

Функции рынка

 

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Регулирующая – регулирует спрос и предложение.

Если спрос на товар растёт, производители станут его больше производить, повышая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей.

Стимулирующая – стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента и др. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек. Если цена повышается, то потребители должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. Конкурентная борьба на рынке побуждает производителей обновлять продукцию, улучшать качество.

Информационная – даёт необходимую информацию хозяйственным субъектам. Вся эта информация воплощена, прежде всего, в ценах и позволяет определить степень наполненности или дефицитности товарных рынков, уровень производственных издержек, эффективность применяемых технологий и т.д. Производитель, появляясь на рынке как продавец, имеет возможность соизмерить свои индивидуальные затраты на произведённые товары с конкурентами. Потребителю рынок позволяет соизмерить величину своего дохода с рыночными ценами, с возможностью удовлетворять свои потребности.

Посредническая – соединяет продавца и покупателя, т.е. даёт возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя.

Санирующая – избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм.

Социальная – дифференцирует субъектов рынка.

Преимущества рынка:

1. эффективное распределение и использование ресурсов для производства товаров и услуг;

2. возможность успешного функционирования рынка при ориентации на ограниченную информацию;

3. высокая степень гибкости и адаптация к изменяющимся условиям производства;

4. быстрое использование достижений НТП;

5. свобода выбора действий предпринимателей и потребителей;

6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;

7. относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Недостатки рынка:

1. неэффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем;

2. отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

3. отсутствие механизмов защиты окружающей от производственных и иных видов деятельности;

4. неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

5. отсутствие гарантий на труд, обострение проблемы социального неравенства;

6. неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

7. нестабильность развития и подверженность инфляционным процессам.

 

Инфраструктура рынка

 

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи для обслуживания населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка. Понятие инфраструктуры рынка рассматривают в узком и широком смыслах.

В узком смысле: инфраструктура рынкаэто система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка. В широком смысле: рыночная инфраструктураэто совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

1)Биржа – учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы, по купле-продаже ценных бумаг.

Слово «биржа» происходит от латинского слова «bursa» - кошелек. Дело в том, что один из прообразов современной биржи действовал в средние века в г. Брюгге (тогда – Нидерланды, ныне – Бельгия) и располагался возле дома знаменитого менялы и маклера Ван дер Бурсе, герб которого состоял из трёх кошельков. Первой в мире считается основанная в 1531 году в Антверпене биржа, на здании которой висела надпись: «Для торговых людей всех народов и языков». Первая настоящая фондовая биржа возникла в Амстердаме в начале ХVII века. Первая российская биржа была создана Петром I в Санкт-Петербурге в 1703 году, на ней обращались в основном товары и векселя. В 1914 г. число российских бирж достигло 114. Однако, после революции в 1917 г. биржевое дело угасло. На короткий период оно возродилось в период НЭПа в 20-е годы, но к началу 30-х годов биржи были уничтожены. И только через 60 лет биржи опять начали действовать на территориях бывшего Советского Союза.

Достоинство бирж в том, что здесь,

во-первых, покупатель свободно выбирает продавца, равно как и наоборот,

во-вторых, цены формируются под влиянием спроса и предложения,

в-третьих, торги проводятся по единым биржевым правилам.

Условия купли-продажи по контракту настолько детально разработаны, что практически не изменялись, начиная с 60-х годов ХIХ века.

Виды бирж можно свести к четырем основным:

Товарная биржа оптовая продажа массовых товаров, однородных по качеству, продаваемых партиями строго определённого количества по стандартным качественным показателям. Бывают:

Специализированные – объект сделки – определённый вид однородного товара (медь, алюминий, шерсть, хлопок, бензин, драгоценные металлы, никель, картофель, каучук и др.);

Универсальные – объект сделки – множество товаров.

Товарные биржи в Республике Беларусь функционируют с 1991г.

Фондовая биржа – рынок оптовой торговли ценными бумагами (акциями предприятий, фирм, компаний, облигациями).

Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. Зарегистрированные курсы (биржевые котировки) публикуются в специальных биржевых бюллетенях. В настоящее время функционируют фондовые биржи в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне и др. Есть фондовая биржа и в Республике Беларусь. Современная фондовая биржа – это мощный компьютерный центр. Рынок ценных бумаг довольно жёстко контролируется государством. Цель такого контроля – обеспечить полное и правдивое оглашение всех фактов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу.

Валютная биржа биржа, где осуществляется купля-продажа, обмен иностранных валют.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржа оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучает спрос и предложение рабочей силы, собирает информацию об уровне занятости. Важной функцией биржи труда является материальная поддержка граждан в случае безработицы.

Главными действующими лицами на бирже являются брокеры и дилеры.

Брокеры или маклеры биржевые агенты-посредники, которые торгуют по поручению своих клиентов и за их средства за определённое комиссионное (посредническое) вознаграждение – брокеридж или куртаж.

Дилеры или джобберы это биржевые агенты, которые осуществляют сделки для себя и за свой счёт.

Трейдер – лицо (индивидуальный предприниматель), который ведет дело за свой счет и свою ответственность, самостоятельно принимает решения и лично управляет бизнесом.

Все биржевые сделки можно разделить на товарные и бестоварные.

Товарные сделки это сделки на реальный товар с целью действительной продажи, покупки и поставки товарных, валютных и фондовых ценностей.

Они в свою очередь делятся на: неотложные сделки, т.е. сделки с немедленной оплатой (или через день) и поставкой по текущим рыночным ценам, их ещё называют спот; и срочные сделки или сделки на срок, при которых платеж и поставка осуществляются в конце определённого срока, но по цене, согласованной заранее, в начале срока, при заключении контракта. Они бывают: форвард, т.е. вид товарно-фондовой срочной сделки, суть которой в том, что товар поставляется не сразу, а в будущем, но с оплатой вперёд и определением всех условий в процессе заключения каждого контракта, такая сделка часто заключается на ещё не произведённый товар; и фьючерс, т.е. сделки, которые заключаются по настоящим при заключении сделки ценам, а товар поставляется и оплата производится через определённый срок (обычно заключаются не с целью поставки товара, а в расчёте на перепродажу контракта с целью получения прибыли за счёт разницы биржевых цен).

Бестоварные сделки это «игровые», бумажные сделки по купле-продаже контрактов (а не самих товаров, валюты, акций) на определённый срок в расчёте на прибыль от разницы (маржи) между ценами контракта в начале и в конце срока.

Биржевых игроков – спекулянтов, обычно, это дилеры, можно разделить условно на продавцов и покупателей. Продавцов называют «медведями», т.к. они играют на понижение цен. Покупателей – «быками», т.к. они играют на повышение цен. Т.е, «медведи», чаще всего, берут в долг какое – то количество акций, затем продают их по текущему высокому курсу, получают выручку; затем в случае снижения курса покупают по низкому курсу, возвращают долг и получают прибыль, как разность между высокой ценой продажи и низкой ценой покупки. «Быки» же, наоборот, покупают товар в конце срока по начальной цене, рассчитывая на её повышение, и получают доход, равный разности между низкой ценой вначале и высокой в конце.

Брокерская фирма – официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций. Разновидность брокерских фирм: брокерское представительство биржи или банка; брокерская ассоциация.

2) Аукцион – публичная продажа на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте определённых товаров или их образцов. Различают принудительные и добровольные аукционы.

3) Ярмарка – региональные периодические торги в определённое время.

4) Кредитная система – совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставляющих их в ссуду. Ядро кредитной системы составляет банковская система. Банковская система включает центральный банк, обладающий правом выпуска банковских билетов; коммерческие, занимающиеся широким кругом операций; (коммерческие банки делятся на: инвестиционные банки, специализирующиеся на финансировании и кредитовании различных предприятий и отраслей; ипотечные банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог имущества; инновационные банки, осуществляющие кредитование процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок; депозитные банки, аккумулирующие свободные денежные средства населения, предоставляющие кредиты, выполняющие расчетно-денежные операции по обслуживанию населения).

5) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

6) налоговая система и налоговая инспекция;

7) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

8) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

9) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

10) таможенная система;

11) профсоюзы работающих по найму;

12) коммерческо-выставочные комплексы;

13) система высшего и среднего образования;

14) аудиторские компании;

15) консультативные (консалтинговые) компании;

16) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

17) специальные зоны свободного предпринимательства;

18) государственные финансы, их основу составляют центральные и местные бюджеты;

19) разветвлённая система законодательства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.