Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая значимость эластичности спроса и предложения 3 страница




Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму.

Наряду с вогнутыми кривыми безразличия существуют и другие формы кривых, которые характеризуют «нестандартные» вкусы потребителей.

Для двух совершенно - взаимозаменяемых благ (например, сырокопченая и сыровяленая колбаса) кривые безразличия представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон (рисунок 50). Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один. Поскольку здесь присутствует равноценная замена одной единицы товара на единицу другого товара, то предельная норма замещения является величиной постоянной (MRSXY=const).

Рис. 50. Совершенно – взаимозаменяемые блага

 

Для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга (например, наручные часы и браслет либо левая и правая перчатки), кривые безразличия имеют вид, представленный на рисунке 51. В этом случае предельная норма замещения равна нулю (MRSXY = 0), т.к. эти товары не могут заменяться, а жестко дополняют друг друга. Они обладают полезностью только в паре. Если у индивида имеется пара перчаток, то сколь угодно большое увеличение количества только правых или только левых перчаток не увеличит полезности. Владелец пары перчаток будет оставаться на прежней кривой безразличия до тех пор, пока у него не окажется две пары. В этом случае он перейдет на более высокую кривую безразличия.

Рис. 51. Совершенно дополняющие блага

Если потребитель вообще не потребляет какое-то благо, то кривая безразличия будет прямой линией, параллельной оси товара, от потребления которого отказывается потребитель. На рисунке 52 потребитель не употребляет товар X (например, не ест яблоки), т.е. он не отдаст ни одной единицы товара Y (груш) в обмен на сколько угодно большое количество товара X (яблок), т.е. для него ∆Y = 0, и поэтому MRSXY = 0. Тогда его кривая безразличия примет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Если потребитель готов отдать любое количество товара Y за бесконечно малое число товара X, т.е. в данном случае не ест груши, то ∆Х = 0 и MRSXY= ∞. В этом случае кривая безразличия будет прямой линей, параллельной вертикальной оси.

Рис. 52. Кривая безразличия для благ, одно из которых (Х) не потребляется

 

Если для потребителя существуют блага и антиблага, приносящие потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудо­вольствие и пр., то кривая безразличия будет иметь вид, как на рисунке 53.

 

Рис. 53. Кривые безразличия: товар X — благо, товар Y — антиблаго

 

Пусть на рис. 53: X — нормальный товар, а Y — «плохой» товар, например, X — заработная плата, a Y — риск получения производственной травмы. Или: X— часы, проведенные на пляже у моря; а Y — часы, затраченные на поездку к морю в переполнен­ном душном автобусе. В данном случае кривые безразличия будут иметь положительный наклон, т.е. чем дольше, например, поездка до моря, тем больше времени надо провести у моря, чтобы получить некоторое искомое количество полезности. Если при данной продолжительности поездки вы хоти­те получить еще большее удовольствие (полезность), то пребыва­ние на пляже следует еще больше продлить, т.е. кривая U2, будет означать большую полезность, чем кривая U1.

Кривые безразличия показывают лишь возможность замены одного блага другим. При этом не учитываются доход и цены, т. е. то, что может себе позволить потребитель.

Для того, чтобы определить, какая же комбинация двух благ окажется для потребителя наиболее предпочтительной, необходимо совместить на одном графике линию бюджетных ограничений и кривую безразличия.


Рис. 54 Равновесие потребителя

Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия U1 и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия U2 расположенной выше кривой U1. Кривая U3 не досягаема при данном уровне дохода потребителя и сложившемся уровне цен на блага X и Y. Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит QEX единиц товара X и QEY - единиц товара Y.

Потребительское равновесие – это ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого.

Точка равновесия потребителя А – это точка, в которой линия бюджетных ограничений касается кривой безразличия. В этой точке потребителем достигается максимальная полезность потребляемых благ.

Точка равновесия может менять своё положение при изменении предпочтений потребителя (изменение положения кривой безразличия), цен на товары или дохода потребителя (изменение линии бюджетных ограничений).

В точке равновесия потребителя или точке оптимума (Е) наклоны кривой безразличия и бюджетной линии совпадают, поэтому:

MRSXY = - ΔY/ΔX = - Рх/ Ру. (26)

Итак, в точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребляемых благ.

Это условие верно для задачи потребительского выбора с любым числом благ. В случае двух товаров потребитель максимизирует свою полезность, если одновременно выполняются два условия. Первое заключается в том, что MRS для данных товаров должна равняться отношению их цен. Второе условие – выделенный для приобретения данных товаров доход расходуется полностью.

Пример 9. Предельная норма замещения блага Y на благо X в точке отптимума потребителя равна 3. Цена товара X составляет 6 денежных единиц. Найти цену товара Y.

Решение: т.к. в точке оптимума выполняется условие (26), то MRSXY =- Рх/ Ру. Подставив все известные значения в полученную формулу, находим Ру: 2 = = 6/ Ру; Ру = 6/2 = 3.

ОТВЕТ: цена товара Y составляет 3 ден. ед.

Эффект дохода, эффект замещения

Изменение цены товара или дохода потребителя оказывает влияние на поведение потребителя. Как это происходит, объясняют два эффекта: эффект дохода (ibcome effect) и эффект замещения (substitution effect).

Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию, и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

Эффект дохода. Посредством данного показателя определяется степень динамики доходов потребителей и соответственно – формирование их спроса на тот или иной товар при изменении общего уровня рыночных цен. Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на номинальный доход, который остался неизменным, можно приобрести в два раза больший объем данного товара. В результате возникает эффект богатства, который действует на уровне макроэкономики: если цены снижаются, а уровень дохода остается прежним, то экономический субъект чувствует себя богаче ровно во столько раз, во сколько растет количество приобретаемых благ. То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди с более низкими доходами. Таким образом, эффект дохода представляет собой количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности.

В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориентируется на систему относительных цен. Исходя из вышеприведенного примера, можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были снижены, стали более дешевыми. Это соответственно вызывает рост объема спроса, поскольку потребители начнут приобретать именно эти блага, а не те, которые имеют такое же назначение, но стоят относительно больше. Это объясняется стремлением индивида максимизировать полезность от потребления заданного набора благ.

Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?

Для объяснения используем графическую модель Дж. Хикса.

Пусть KL - исходная бюджетная линия при потреблении хурмы (ось ОХ) и апельсинов (ось OY) (см. рисунок 55). Ей соответствует кривая безразличия i0. Q 0 - исходная равновесная точка потребителя. Количество потребляемой хурмы (товар X) в точке Q 0 равно x0. Снижение цены на хурму приведет к повороту бюджетной линии против часовой стрелки, и она займет положение KL1, которая касается новой кривой безразличия i1. Получили новую равновесную точку Q 1. Количество потребляемой хурмы в точке Q 1 равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения ее цены составит (x1 - x0). Этот отрезок надо разделить на две части, чтобы показать, какая его часть связана с эффектом замещения, а какая - с эффектом дохода.

Хикс определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию K'L' (линия Хикса), которая параллельна новой бюджетной линии KL1 и одновременно является касательной к исходной кривой безразличия i0 в точке Q 2. Количество потребляемой хурмы в точке Q 2 равно x2. Поскольку K'L' отражает новое соотношение цен и в то же время наборы фруктов Q 0 и Q 2 обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (находятся на одной кривой безразличия), то увеличение потребления хурмы, равное (x2 - x0), представляет собой эффект замещения. Переход от точки вспомогательного оптимума Q 2 к точке нового оптимума Q 1 означает рост потребления и апельсинов, и хурмы. При этом увеличение спроса на хурму происходит исключительно в силу роста реального дохода, поскольку оба оптимума (Q 2 и Q 1) характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, т.е. (х1 – х2) – это эффект дохода.

 

Рис. 55. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ

 

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:

ü нормальные товары

ü товары низкого качества

ü товары Гиффена

Для нормальных товаров оба эффекта действуют в одном направлении и оба эффекта складываются, т.е. потребитель по мере роста дохода увеличивает потребление данных товаров. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос.

Предположим, что Х – некачественный товар. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в противоположном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода:

Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж. Т.е. снижение цены приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х, несмотря на снижение цены.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

В XIX веке немецкий статистик Эрнст Энгель проводил исследования семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени, на основе которых он установил зависимость характера потребления от дохода. Его теоретические положения вошли в историю экономической науки как закон Энгеля.

Закон Энгеля (Engel law): чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание.

Этот закон и в настоящее время используется в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.

Современный маркетинг постоянно использует основы теории потребительского поведения, чтобы спрогнозировать, как будет вести себя человек в отношении товара или услуги. Согласно данным, собранным во время маркетинговых исследований, каждая компания выбирает свою политику. К примеру, если потребитель давно знает тот или иной товар, главное на данном этапе для производителя – удержать его. Чтобы человек не тратил время на поиски более предпочтительного товара, нужно дать ему понять, что именно эта компания выпускает продукцию высшего качества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.