Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика функций журналистики




ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЖУРНАЛИСТИКЕ.

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общем виде говорить о ее целях, задачах, роли в жизни общества.

Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адреса та массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. - все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмет, явления или вида деятельности. Невозможно описать значение даже такого простого предмета, как стол, не говоря уже о таком явлении, как обучение, или о таком виде деятельности, как журналистика, если неясно, зачем они существуют, чему служат. Предметы могут выполнять различные роли. Стол, например, выполняет роли, на которые могут указывать таки F определения, как «письменный», «обеденный», «кухонный», «туалетный» и др., в некоторых ситуациях он может быть просто украшением помещения, материалом для баррикад, топливом и т.д. Журналистике также свойственна полифункциональность. Для нас важно выделить ее сущностные социальные роли.

 

Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

 
 

 

 


Итак, цель - это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым ре­зультатом, приступая к ее реализации прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вло­жить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего ид предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».

Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их инфор­мационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после наработки представлений о системе «первичных» функций и формиро­вания знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реа­лизацией личностно важных задач.

Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расши­ряться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, ступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.

По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностях ориентации, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защи­те людей и снабжении каждого утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлече­ние, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п.

В этом перечне функций реально отражены выполняемые журналис­тикой задачи. Но при этом очевидна некоторая бессистемность перечис­ления. Это связано с недостаточной проработкой вопроса о том, что же нужно «контрагентам» массовой информации - массовой аудитории и со­циальным институтам как «потребителям» массовой информации.

Предварительным и обязательным условием информационного взаи­модействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и соци­альными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналис­тики является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуни­кации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникатив­ная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержа­тельном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит знаком­ство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определен­ную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраива­ющую) «потребителя» информационную политику.

Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие ор­гану журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и дей­ствием закона. Более того, через журналистику устанавливаются контак­ты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря воз­можности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый «потребителю» контакт и устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контраген­та», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хо­рошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовле­творяя потребности своих «контрагентов» в информации.

Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ оп­ределяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА.

Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вы­рабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регу­лятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее нагляд­но видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (необходимость учитывать выводы, рекомен­дации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодатель­ством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоав­торитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналисти­ки можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет инфор­мационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общест­венного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоз­зренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосозна­ние людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориенти­рующей, или идеологической.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагают­ся» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, эти­ческое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с иде­ологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значи­тельно слабее связаны с идеологической деятельностью.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области де­ятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных за­просов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удо­вольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые вы­полняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлека­тельными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не ис­ключена вероятность наличия и значимого заряда идеологического характера) (см. схему на стр. 71).

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и спо­собах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, неза­висимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информи­рованности. Однако в журналистике действуют люди со своими взгляда­ми - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представле­ниями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где признан и реализу­ется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики. Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных про­цессов своеобразными представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ).

Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязан­ность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от соци­альной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зави­сит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеоло­гическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.