Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития религии по системе Р. Белли 33 страница




По словам кришнаитов, "Кришна – личность Господа". Люди – тоже личности, и в этом смысле каждый подобен Богу, но ни в коем случае не равен, поскольку, в отличие от нас, Он – личность всесовершенная, всемогущая, всеведущая, всем владеющая и ни от чего не зависящая. Люди – крошечные частички Его энергии. Единственный смысл их бытия – любовь к Кришне. Эта любовь выражается в их бескорыстном преданном служении Ему. Поскольку способность к такому служению – "бхакти" – составляет сущностную природу живых существ, то счастливы они могут быть только на этом пути. Когда-то все существа находились в духовном мире – мире вечности, знания и блаженства. Но некоторые позавидовали Богу и попытались сравняться с Ним. Это закончилось тем, что они пали в материальный мир. Здесь, безуспешно пытаясь подражать Кришне, живые существа постоянно испытывают страдания, связанные с рождением, смертью, старостью и болезнями.

Кришнаиты верят, что весь мир одухотворен. В каждой вещи есть дух, который воплотился в ней в результате закона кармы. Подобное воплощение может быть обусловлено не только плохой кармой. В исключительных случаях преданная душа может воплотиться в какой-либо предмет, чтобы встретиться с богом или выдающимся гуру. Некоторые из вещей и растений почитаются особо. Так, например, в общинах-ашрамах кришнаиты утром и вечером совершают специальную церемонию поклонения священному растению "туласи деви" (туласи – санскритское название полукустарника базилика, некоторые виды которого выращивают для получения эфирных масел и пряностей). Кришнаиты считают его слугой Кришны, живущим в телесной форме растения; тот, кто поест, коснется листьев куста или только увидит их, освободится от всех несчастий и болезней. В кришнаитских храмах для "туласи" отведена специальная комната с люминесцентным освещением и увлажнителями воздуха. Кришнаиты смысл жизни видят в самоосознании себя, своей истинной природы, в обретении "сознания Кришны". Сознание Кришны – не психологическая способность. Под сознанием Кришны сектанты понимают осознание себя преданным бхактой Господа Кришны. Человек, достигший сознания Кришны – его преданный бхакта. Чтобы осознать себя, по учению кришнаитов, необходимо жить по системе "санкиртаны". Санкиртана – в широком смысле слова, образ жизни бхакты, в узком, – пение имен бога. Распевание мантры "Харе Кришна" составляет основное занятие кришнаитов. "Преданные" используют четки из 108 бусин, чтобы не сбиться со счета; они должны пропеть мантру по 16 раз на каждой бусине, проводя за пением в среднем от полутора до двух часов в день. Полный цикл составляет 1 728 мантр в день, или 630 720 мантр в год.Особенно полезным они считают публичное пение мантр, т. к. при этом и поющий, и случайный слушатель "приобщаются к Господу". По учению кришнаитов, спасения, т. е. избавления от цикла перевоплощений, можно достичь, только следуя духовным упражнениям Общества Сознания Кришны и соблюдением его правил. Четыре правила Международного Общества Сознания Кришны – это "запреты против четырех унизительных занятий, которые ввергают человечество в плен похотливого материализма":

1. азартных игр;

2. интоксикации (запрещены алкоголь и наркотики, а также кофеин и никотин);

3. секс вне брака (и с любым другим намерением, кроме продолжения рода);

4. убийство животных (кришнаиты придерживаются вегетарианства, как и индуисты).

Санкиртана подразумевает не только соблюдение всех правил, публичное пение мантр, но и распространение литературы Общества Сознания Кришны – это весьма существенный момент в "духовной жизни" большинства членов секты. Членам Общества Сознания Кришны внушается, что покупка кришнаитской литературы может привести к спасению как самого кришнаита, так и покупателя.

В кришнаизме предпочтителен строгий аскетизм, включающий безбрачие. Кришнаиты считают, что "женщина – это та сила, которая привязывает человека к материальному существованию" ("Шримад-бхагаватам" т. 2, стр. 353). Если человек всеже создает семью, то он должен преследовать одну цель – воспитание истинных бхакт Господа. Супруги имеют право на сексуальные контакты лишь при соблюдении следующих правил: если хотят зачать ребенка, не чаще одного раза в месяц. Связь может произойти только после восьми часов пения мантр, которое очищает акт. Во всех прочих случаях супруги должны воздерживаться от сексуальных связей.

Самым благоприятным для духовной практики временем суток считается раннее утро, в особенности период за полтора часа до восхода солнца, называемый брахма-мухурта. Поэтому кришнаиты стараются рано ложиться и рано вставать. Живущие в ашрамах как правило поднимаются до восхода солнца, принимают омовение и отправляются на утреннее богослужение мангала-арати, затем каждый кришнаит индивидуально повторяет на чётках мантру Харе Кришна, после этого следует лекция по «Бхагавата-пуране» и совместное принятие прасада. Вечером происходит ещё одно богослужение и совместное изучение священных писаний. Те кришнаиты, у которых есть своя семья, часто придерживаются собственного распорядка дня, однако и они стараются вставать по возможности раньше, чтобы посвятить ранние утренние часы духовной практике. Кришнаитам рекомендуется заботиться о своём теле, так как считается, что в каждом теле присутствует Кришна в своей локализованной ипостаси Параматмы, то есть тело представляет собой не что иное, как храм Бога. Также рекомендуется соблюдать правила гигиены и чистоты тела, поэтому принято совершать полное омовение один-два раза в день, ежедневно надевать чистую одежду и поддерживать в чистоте жильё.

Существует несколько традиционных организационных форм, вокруг которых сосредоточивается религиозная жизнь кришнаитской общины. Роль крупнейшей организационной единицы — центра религиозной жизни сампрадаи — исполняет матх (ашрам, монастырь). Мандир, или храм, представляет собой более мелкую структурную единицу и имеет штат брахманов — профессиональных священников и богословов, регулярно проводящих пуджу, чтения священных текстов, различные обряды по случаю рождения, бракосочетания и смерти. Роль храмов также выполняют проповеднические центры, где, как правило, имеется по крайней мере один брахман, проводятся ежедневные или как минимум еженедельные богослужения, идёт обучение и подготовка к получению духовного посвящения. Мельчайшей единицей выступает нама-хатта, община верующих-прихожан, собирающихся друг у друга для проведения киртана — совместного пения религиозных песен и мантр, чтения священных писаний и других видов совместной деятельности (благотворительной, просветительской, миссионерской, образовательной и др.) Как правило, нама-хатта не имеет своего храма и возглавляет её прошедший образовательную и богословскую подготовку кришнаит, специально на то уполномоченный храмом или региональным центром. Распорядок дня в кришнаитском ашраме (коммуне) следующий. Все встают в 3 – 4 часа утра. Первое "служение" начинается в 4:30 утра и продолжается полчаса, за ним следуют 2 часа медитации и воспевания с чётками. Затем - изучение индийских ведических писаний и завтрак. Позавтракав, сектанты идут заниматься делом: кто собирать пожертвования на улице, кто на свечной завод, кто на кондитерскую фабрику для приготовления "прасада". Приготовление прасада является одним из важных элементов духовной практики кришнаитов. Прасадом считается пища, которая была с любовью приготовлена для Кришны. Прасад считается освящённой едой, так как в ходе ритуала предложения его коснулся Кришна. Принимать прасад следует с благоговением и почтением. Считается, что прасад помогает обуздать язык, очищает тело и ум. Прасад должен приготовляться в максимально чистых условиях. Необходимо использовать только свежие и как можно более чистые вегетарианские продукты. Полностью исключаются мясо, рыба, яйца, а также такие растительные продукты, как лук, чеснок и грибы. Кришнаиты питаются всеми видами овощей, фруктов, зерновыми, бобовыми, молочными продуктами, ягодами, зеленью, орехами. Во время приготовления пищи, пробовать её запрещается и рекомендуется размышлять о Кришне. При коммуне существуют различные мелкие производства, типографии, на которых кришнаиты трудятся бесплатно "на благо Кришны". С работы возвращаются вечером; совершается вечернее служение. Во время служения кришнаиты воспевают мантры с чётками и поклоняются статуям (статуи Кришны считаются его аватарами). На служениях присутствует пища, которая, по их словам, становится телом божества после того, как ее принесут в жертву. Служение наполнено песнопениями на древних языках, множеством ритуалов. Служение сменяют занятия, потом все идут спать. Существуют как ашрамы, посещаемые сектантами, живущими на собственных квартирах, так и ашрамы образованные по типу "священных городов". В таких коммунах жизнь устроена самым простым образом, как можно ближе к "естественным условиям", т. к. кришнаиты не принимают достижений "материального прогресса", считая их плодом кармической деятельности. Условия жизни в подобных коммунах очень тяжелы.

Постоянные рождения живых существ в материальном мире составляют основу феномена переселения душ. Во Вселенной существует около 8 млн. 400 тыс. различных форм жизни, в которых дживы перевоплощаются в соответствии с законом кармы. Кришнаиты, основываясь на авторитете Вед и Пуран, считают, что дживы в материальной Вселенной проходят через процесс духовной эволюции, последовательно воплощаясь в более и более развитых телах. Кульминацией эволюционного процесса дживы является её воплощение в человеческом теле. Среди этих форм человеческая форма считается наилучшей для достижения духовного совершенства и возвращения после смерти в вечную обитель Кришны в духовном мире — Голоку. Приняв человеческое тело, джива может познать Кришну, служить Кришне и любить Его, но не с помощью своих материальных ума и чувств, не по своей собственной воле, а по милости Самого Кришны.

Бхакти, или «преданное служение Кришне», является наилучшим методом достижения совершенства. Выбор служения Богу посредством процесса бхакти-йоги постепенно приводит дживу к освобождению из круговорота сансары материального мира и возвращению в своё естественное состояние в духовном мире как слуги Кришны. Для нынешней эпохи Кали-юги наиболее эффективным методом бхакти-йоги является санкиртана, или совместное воспевание имён Кришны, в особенности в форме мантры Харе Кришна: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Бхакти является одновременно и средством и конечной целью. Считается, что достигнув совершенства в бхакти, человек достигает совершенства выполнения обязанностей по отношению ко всем живым существам в материальном мире. Бхакти представляет собой всеобъемлющий процесс. Другие методы духовного осознания, такие как джнана, йога и карма, рассматриваются как составные части бхакти, или как вспомогательные процессы, приводящие индивидуума на путь бхакти. Например, совершенством джнана-йоги считается знание «Бхагавад-гиты» и «Бхагавата-пураны». А карма-йога понимается или как деятельность, выполняемая непосредственно как служение Кришне, или как бескорыстное исполнение своих профессиональных, гражданских и прочих обязанностей. Бхакти-йога, которая определяется как «любовное служение Кришне» является единственным средством достижения освобождения. Однако высшей целью жизни, превосходящей даже освобождение, считается према — чистая любовь к Кришне. Достигнув этой стадии, джива настолько предаётся Кришне, что её уже не беспокоит достижение освобождения или необходимость перерождаться. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению индивида к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые погружают в круговорот материальной жизни и таким образом отдаляют человека от Кришны (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что человек, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Одной из особенностей гаудия-вайшнавизма, выделяющей его на фоне других течений индуизма, является «утверждение превосходства самоотверженной любви и служения над достижением личного спасения».

Экуменизм - возникшее в начале ХХ века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей. Оно привело к образованию в 1948 г. на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей. На этой первой конференции были представлены 147 церквей из 44 стран. В 1968 г. во Всемирный совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них - протестантские (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, пресвитерианские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты, конгрегационалисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви. Является членом Всемирного совета церквей и Русская православная церковь. Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает президиум Всемирного совета церквей из шести человек, а также центральный комитет, включающий до 90 членов; эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Действует также ряд комиссий, занимающихся решением частных вопросов. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находится в Женеве. В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями "единой церкви Христовой" и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах утверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является "сверхцерковью". Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах между собой, в других могут расходиться. Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление идеологов экуменического движения в этих условиях разработать "общехристианскую социальную программу", равно пригодную не только для различных христианских течений, но и для верующих, живущих в странах с разным социальным строем, придает декларациям и лозунгам экуменического движения крайне абстрактный вид и подчас черты утопии. Поиски новых религиозных путей к разрешению социальных проблем современности бесплодны, ибо они не могут изменить с помощью "правильно понятых" евангельских заповедей сущность буржуазного строя. Всемирный совет церквей в последнее время подходит к целому ряду волнующих человечество проблем с позиций здравого смысла. Он выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Бахаизм - в этом учении немало привлекательных социально-гуманистических начал. Оно утверждает, что человечество едино, что наступило время осознать это и организовать всемирное сообщество. Провозглашается целый ряд принципов достижения единства всех стран и народов: признание общего источника и бесспорного единства всех основных религий мира; право каждого верующего на самостоятельный поиск истины; полный отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, классовых, религиозных и пр.); признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием; важность и необходимость всеобщего образования; равноправие мужчин и женщин; устранение крайних форм бедности и богатства; установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на всеобщей безопасности и международной справедливости; необходимость для каждого индивида следовать высоким личным моральным принципам; единый для всех народов вспомогательный язык общения. Бахаисты придерживаются образа жизни, способствующего претворению этих принципов (ежедневные молитвы, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака, проведение регулярных встреч с людьми разных национальностей и социального положения). Богослужения бахаистов включают моления, медитации, чтение отрывков из священных писаний своей веры и других мировых религий. Церковь Бахаи активно поддерживает деятельность ООН, видя в ней важнейший инструмент объединения народов мира.

На территории бывшего СССР возникло несколько оригинальных сект. В качестве примера можно привести секту виссарионовцев. Виссарионовцы (Община единой веры, Община "Источник", Церковь последнего завета) - синкретическая секта, относящаяся к христоверам. Основана в 1990 г. в Красноярске бывшим милиционером Сергеем Тороповым, провозгласившим себя "живым Христом" и взявшим имя Виссарион. Приверженцами секты являются преимущественно научные работники, люди искусства, студенты. Вероучение секты основано на сочинении Виссариона "Последний завет", "Агни-йоге" и частично на Библии, которая, по мнению сектантов, изобилует неточностями. Догматика секты включает как некоторые христианские положения, так и элементы восточных учений и язычества (отношение к Русской православной церкви у виссарионовцев резко отрицательное). Виссарион рассматривается как живой Христос и воплощение бога на Земле. Утверждается, что Виссарион принес на Землю Новый завет - новое свидетельства союза людей и бога. Из христианских таинств признается, с изменениями и оговорками, крещение (совершаемое над взрослыми), причащение (без предваряющей исповеди) и брак. Допускается почитание икон, преимущественно собственного изготовления и тематики. Признается существование ада и рая, бессмертие души, способность к реинкарнации (только человека в человеческий образ). Развито понятие энергетического питания, на которое в будущем должны перейти человеческие организмы, которые станут в результате этого бессмертными. Считалось, что в конце XX века происходит смена эпохи "реинкарнации" на эпоху "бессмертия" (начавшуюся в 1990 г.), и этот процесс должен завершиться в 2003 г. Большую роль в вероучении секты играют эсхатологические мотивы (конец света был первоначально назначен на апрель 1997 г., затем перенесен на 2003 г.). Культовая практика секты заключается в чтении измененной молитвы "Отче наш" и поклонении Виссариону или его изображениям. На улицах производятся радения в "священных кругах". С верующими проводятся разъяснительные беседы, самим верующим размышлять о высших сферах не рекомендуется. Сектанты обязаны ликвидировать свое имущество и внести его в фонд секты, а сами должны переехать жить в "Город Солнца". Существуют пищевые запреты: запрещено употреблять соль, сахар, чай, мясо, рыбу и молоко. Понедельник, среда и пятница объявлены постными днями. Существует запрет на все книги, кроме сказок, и периодическую прессу. Руководство сектой осуществляет непосредственно Виссарион и его "апостолы". В 1994 г. местность вокруг озеро Тебиркуль под Минусинском, где обосновался Виссарион со своими приверженцами, была объявлена им "святой землей", на которой должны собраться все последователи Виссариона. В этом месте был заложен так называемый "Город Солнца".Численность секты на конец XX века - более 50 тысяч человек приверженцев (число активных членов - около 10 тысяч), из них около 3 тысяч сосредоточены в районе Минусинска, остальные - малыми группами во всех крупных городах России и СНГ.

Сайентоло́гия (англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος - «знание о знании») - религиозно-философское учение, созданное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей и повышение духовного осознания. Сам Р. Хаббард позиционировал сайентологию как прикладную религиозную философию. Сайентология возникла в результате дальнейшего развития дианетики, более ранней методики самосовершенствования, описанной Л. Роном Хаббардом в 1950 году в его книге «Дианетика: современная наука о разуме». Позже он включил дианетику в качестве составной части в сайентологию. Принципиальное различие между Дианетикой и Сайентологией состоит в том, что Дианетика направлена на работу с разумом индивидуума, в то время как сайентология целиком направлена на совершенствование человеческого духа. Сайентология включает в себя философию и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация, образование, управление и др.: сайентология содержит руководства по этике и моральным кодексам (Кодекс чести, Дорога к Счастью), по выведению из организма различных токсичных веществ (Программа Очищения), по общению, по супружеству, по воспитанию детей, по разрешению проблем, связанных с работой и производством, по основам обучения (Технология обучения) и т. д. В сайентологии два течения - Церковь Сайентологии и Свободная Зона. Наиболее известна Церковь Сайентологии, существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви Сайентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью как исповедующая сайентологию. Сайентология якобы позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы. При этом сайентология - одно из самых конфликтных религиозных движений, многочисленные судебные процессы с участием сайентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов. Многие считают ее чисто коммерческим предприятием, а сайентологические методы оцениваются как разрушительно влияющие на организм человека и его психику (так, применяется практика разрыва отношений (англ. disconnection), когда сайентологу предлагается прекратить все контакты с друзьями или семьёй, если они выступают против саентологии). Наиболее значимые утверждения сайентологического учения: главная цель - истинное духовное просветление и свобода для индивидуума; человек - бессмертное духовное существо; его опыт не ограничивается одной жизнью; человек в основе своей хороший, его успех и счастье зависит от него самого, его ближних и от достижения им единства со вселенной; его способности не ограничены, даже если он не использует их все в настоящий момент; ничто в диaнетике и сaйентологии не является истиной для вaс, если вы сaми этого не видели, поэтому вы не должны принимать всё на веру, не сопоставляя со своим опытом и не проверяя. Сайентологию правомочно рассматривать как религию, потому что в ней присутствуют следующие компоненты: вера в некую Высшую Реальность (Верховное Существо или Вечная Истина), которая выходит за пределы бренной земной жизни; религиозные практики, направленные на понимание и достижение этой Высшей Реальности; сообщество верующих, которые следуют этой Высшей Реальности. В сайентологии нет аналога Библии или Корана, «учение» заключается в определённом порядке прочтения ряда книг Хаббарда и прохождения все более продвинутого одитинга - единственного таинства этой Церкви.

Цель сайентолгии, как объяснял ее создатель, заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей - согласно его собственной оценке - жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру. В этом последователям учения Хаббарда помогает знание шкалы тонов. Шкала тонов - это определение точных характеристик настроения и поведения человека, которое достигается при помощи чёткого знания расположения эмоций на градуированной шкале. Шкала человека простирается от точки 0 - «Смерть», когда осознание отсутствует и выживание минимально, до точки +4 или «Энтузиазм», когда жизнь доставляет большую радость и человек активно взаимодействует с ней. Между этими точками есть множество промежуточных уровней каждый из которых характеризуется своими особенностями. Положения на шкале тонов обозначаются определёнными эмоциями, но в книге «Наука Выживания» Хаббард также описал ряд других вещей, которые могут быть определены при помощи шкалы тонов, например, такие аспекты, как личное здоровье, сексуальное поведение, потенциал выживания или способность обращаться с правдой. Таким образом, человек изучивший Шкалу тонов, может определить характеристики человека за пару минут и выяснить, достоин ли он доверия, каковы его методы обращения с людьми, состояние организма, стоит ли иметь с ним дело, или нет. Шкала тонов применяется сайентологами в каждодневной жизни для того, чтобы лучше понимать окружающих людей. Одним из основных принципов Сайентологии является треугольник АРО. В этом треугольнике имеются три взаимосвязанных компонента, которые создают успешное понимание. Это Аффинити (степень дружеского расположения или симпатии к кому-то), Реальность (согласие с кем-то) и Общение (обмен идеями, предметами с кем-то). Согласно этому принципу, улучшение одного из трёх компонентов приводит к повышению уровня двух других компонентов. Сайентологические процедуры чётко размечены в виде серии последовательных ступеней. Слово «cтупени» хaрaктеризует постепенное улучшение, происходящее в caйентологическом одитинге. Предполагается совершение шагов сайентологического обучения (уровни, на которых приобретается определённый класс одиторского мастерства), и шагов одитинга (ступени, на которых достигаются духовные осознания). Одитинг в сайентологии - это центральный обряд (таинство), который представляет собой общение клиента («преклира») один на один с профессиональным сайентологическим консультантом-«о́дитором» (в сайентологии сохраняется тайна исповеди). Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа». В одитинге может применяться Е-метр - устройство, якобы созданное для измерения и локализации «душевного груза»). Существует также шкала духовного осознания, уровни которого соответствуют прогрессу сайентолога в обучении и одитинге. Первые уровни имеют отношение к духовным движущим силам индивидуума, семье, обществу, и они построены так, чтобы человек мог успешно взаимодействовать с другими и достигать понимания. Последующие шаги одитинга и обучения якобы углубляют духовное осознание и способности индивидуума, и, в конце концов, раскрывают всё больше и больше скрытый потенциал и способности человека. Высшие уровни, называемые «Уровни ОТ», позволяют «оперирующему (действующему) тэтану (то есть, титану)» восстановить сверхъестественную силу и контроль над жизнью, разумом, энергией, пространством и временем. По окончании каждого шага сайентолог получает сертификат, удостоверяющий, что он достиг определённого уровня одиторских навыков или духовного прогресса. Способы и значение достижения высших уровней одитинга и обучения предназначены для продвинутых последователей сайентологии. Преждевременное ознакомление последователей сайентологии с этими материалами до того, как будут пройдены необходимые духовные шаги, воспрепятствует, а не поможет их духовному прогрессу. Наивысший уровень, ОТ VIII, может быть пройден только в открытом море, на круизном судне сайентологов «Freewinds». У дороги может быть большой или мaлый уклон, и ступени лестницы тоже могут идти вверх полого или круто. Высотa ступеней может быть мaленькой или большой, вместо них может быть дaже вертикaльный подъём, и в этом случaе нельзя говорить о постепенности. Желaтельно, чтобы дорогa предстaвлялa собой постепенный подъём вверх. Мост к полной свободе - это маршрут продвижения сайентологов к более высоким духовным состояниям, состоящий из шагов, проходимых в строгой последовательности.

Ярким примером мистико-оздоровительных культов является так называемое ивановство, названное по фамилии основателя. Порфи́рий Корне́евич Ивано́в - «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли», как его именуют последователи, — создатель оздоровительной и духовной системы, основатель движения ивановцев. С возраста 35 лет Иванов, следуя своей «идее» здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым в одни шорты. Практиковал холодные обливания, подолгу обходился без пищи и воды, занимался целительством, распространял своё учение. В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В то же время, отдельные представители Русской православной церкви характеризуют его как человека психически больного или одержимого. В учении Иванова содержится немало элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом происхождение учения сугубо российское, отсутствует влияния восточных традиций. В антисектантской публицистике некоторые группы ивановцев относят к «деструктивным тоталитарным сектам».

25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, умираемой жизни; жизнь укорачивается из-за стараний людей получше в ней устроится. Следовательно, нужно отказаться от всех "потребностей" (дом, одежда, еда и проч.), это дарует человеку свободу от болезней и даже от смерти.. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что, возможно, он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал жить круглый год только в одних длинных трусах. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи. Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходил по Донбассу и стремился научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов пришел к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начал практику целительства. Методику вырабатывал сам, интуитивно. В 1979 году Иванов создал «ГИМН» — 8 строк, которые, по словам Иванова и последователей, в сжатом виде выражают суть учения. Девизом Иванова были слова: «Умирать все умеют, надо научиться жить». В 1982 году Иванов пишет 12 практических советов (1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, в чем можешь: в озере, речке, ванне, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным. 2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйти на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1—2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья. 3. Не употребляй алкоголя и не кури. 4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18—20 часов пятницы до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то выдержи хотя бы сутки. 5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это — праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.б. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье. 7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми. 8. Помогай людям чем можешь, Особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.10. Освободи СВОЮ голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа. 11. Мысль не отделяй от дела. 12. Рассказывай, передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен. Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в Природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе, себе на благо, чтобы тебе было легко).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.