Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития религии по системе Р. Белли 34 страница




Иванов почитается адептами как харизматическая личность. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, недвусмысленно намекал о распятии "брата своего". Несмотря на такое "родство", Иванов в церковь не ходил, а своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В кругу ивановцев имеет хождение своего рода "евангелия об Иванове", в котором однозначно утверждается, что Иванов - новый мессия, принесший людям новую "живую" веру. Имеется даже свой вариант "нагорной проповеди". Подражая Христу, Иванов избрал из среды своих последователей 12 учеников. Иванов отрицал бессмертие человеческой души, неизбежность загробного возмездия, существование ада или рая: «Здесь живите - остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем навеки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас, в нашей земной жизни». Последователи Иванова также отвергают церковную иерархию, они утверждают, что для их общения с «Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна - каждый ивановец сам себе поп». По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности: людей природы. Таким образом, происходит обожествление природы, она объявляется как бы новой ипостасью Бога, и человек через слияние с ней обретает спасение.

С древнейших времен существовало разделение богов на светлых, от которых люди ожидали покровительства и исполнения своих желаний, и темных, чья деятельность мало соприкасалась с жизнью простого человека. Возникли массовые культы светлых богов и замкнутые эзотерические общества вокруг богов темных. Эти общества можно считать предшественниками сатанизма. Разделение на светлых и темных богов поначалу было не слишком резкое, некоторые боги обладали как светлыми, так и темными чертами. Но оно постепенно усиливалось, и появились религии, почитавшие сугубо светлых божеств. Однако, вытесненный новыми религиями темный элемент не мог исчезнуть бесследно. В противовес светлым религиям возникают сугубо темные культы: почитание темных вавилонских, финикийских и египетских богов в Палестине. Вероятно, сатанизм (или те культы, что ему предшествовали) возник в результате консолидации сторонников различных темных богов, которым не нашлось места в новых светлых религиях. Целью сатанистов было не бороться против этих религий, а просто практиковать то, что светлыми религиями для человека не предусмотрено: иное отношение к миру, независимый образ жизни, сохранение и приумножение тайных знаний, использование их в своих интересах. Сатанизм, в сущности, являлся демонизированным христианством язычеством. Ваал, Люцифер, Астарта- всё это языческие божества, которые стараниями христиан были превращены в демонов. "Сатана", то есть "Противник"- в первоначальном понимании любое языческое божество, противостоящее Яхве, Аллаху или любому иному монотеистическому богу.

Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения. В обществе устоялись представления о сатанизме как о религии со всеми религиозными атрибутами - культом, обязательными обрядами и т.д., а также мнение, что сатанизм есть просто антихристианство (то есть, культ зла). Сатана выступает в роли некого архетипа и символа зла. Сатана, собственно, персонаж библейский, но корни самих библейских представлений уходят в то же язычество с его культами божеств Тьмы. Представления о Сатане и отношение к нему разнообразны. Для христиан Сатана – антипод Бога и Враг Рода человеческого. Лик его – лик чудовища (монстра). Цель его – вред. Суть его – ложь. Для его поклонников Сатана – Великий Император, Князь Мира и Дьявол Дьяволов, Владыка Преисподней и Лорд Армии Тьмы, Повелитель Стихий, Двуликий Господин, Неукротимый Бунтовщик, Мастер Лжи и Источник Мудрости, Великий Разрушитель и Искусный творец, Хранитель Смерти и Очаг Жизни. Прекраснейший и Величайший из Ангелов, он воплотил в себе СВЕТ и ТЬМУ, создав армию из своих последователей и подчинив стихии и силы – Люцифер стал могущественным противником Бога. Для кого-то Сатана – что-то вроде физического поля, действующего во всех точках Вселенной, для кого-то – некое подобие языческого божества, для кого-то – просто образ, характер, с которым он чувствует свое родство; кто-то, возможно, использует и антропоморфное представление. В большинстве языческих традиций существуют представления о божестве, близким по сути к Сатане. Сатана – творение Господне, ангел высшего чина. Сатана сидит у трона Бога и вершит вместе с ним судьбы мира. Роль Сатаны в созданном Богом мире была значительной – он обличал людей и их дела перед лицом высшей справедливости. Если гипотетически сравнить Суд божий с судом земным, то Сатана играет роль прокурора, обвинителя. Его дело – показать все, что человек сотворил в земной жизни, уличить его грехи и злодеяния. Он добр, он – «сын зари», как его называет пророк Исайя, он – прекраснейший из божьих ангелов, бесконечно красивый и чистый. Одно из имен Сатаны – Люцифер, означающее «несущий свет», было известно задолго до появления христианства. Люцифер – так называли древние евреи звезду, что последней гасла на небе при восходе солнца. По легенде, эта звезда пыталась затмить само солнце, но потерпела поражение от небесного светила. Дьявол в произведениях современной массовой культуры представляется как могущественное существо, находящееся скорее вне повседневной жизни, обитающее в своем собственном мире, вне обыденности: в прошлом, в космосе и.т.д.. Дьявол противостоит Богу и часто является для него серьезным конкурентом. При этом Бог, существование которого для современных людей весьма сомнительно, олицетворяет порядок этого мира.

Принято считать, что сатанистский культ выражался в виде так называемой "черной мессы" - самой богохульной из всех возможных религиозных церемоний. Популярная концепция черной мессы такова: отлученный от церкви священник (такие всегда имелись в достаточном количестве и всегда нуждались в заработке) стоит пред алтарем, в качестве которого используется обнаженная женщина, в каждой из протянутых рук сжимающая по черной свече, приготовленной из жира некрещеных детей; на ней стоит чаша с кровью. Перевернутое распятие висит над алтарем, а треугольные просвиры из зараженного спорыньей хлеба или покрытая черными пятнами репа благословляются священником. За призывами к Сатане и различным демонам следует набор молитв и псалмов, прочитанных задом наперед. Все это исполняется в "защитной" пентаграмме, нарисованной на полу. Если появляется дьявол, то он предстает в виде мужчины с головой черного козла на плечах. После следуют такие действия, как самобичевание и сжигание молитвенников под аккомпанемент сквернословных цитат из Библии, топтание креста и плевание на распятие. Кульминацией "черной мессы" могло быть умерщвление некрещенного младенца, который как-бы преподносился Сатане. Скорее всего, подобные леденящие кровь и вызывающие отвращение описания "черной мессы" были выдуманы руководителями католической церкви для того, чтобы отпугнуть верующих от ереси, проинформировав их о гнусностях, творимых язычниками, катарами, богумилами, тамплиерами и иже с ними. Рассказы о похищаемых сатанистами некрещеных детях для использования их в мессах были эффективны не только в пропагандистском плане, но были и источниками обогащения церкви (имеется в виду плата за крещение): ни одна христианская мать не могла, услышав истории о дьявольском киднэппинге, отказаться от немедленного крещения своего ребенка. По своей сути, "черная месса" - пародия на религиозную службу Римской Католической Церкви, и если когда либо практиковалась, то зачастую не как культ, а как шоу, экзотическое времяпрепровождение или шарлатанство, предназначенное для пресыщенной знати или легковерных дилетантов.

Предшественниками современного сатанизма модно назвать кружок мадам Ля Вуазьен во Франции в 17 веке и "Клуб Адского Пламени" под руководством Френсиса Дэшвуда в Англии в 18 веке и др. В этих организациях, скорее развлекательных, чем религиозных, проводились «черные мессы» по сценариям, описанным средневековой инквизицией, но имевшие скорее общественно-политический подтекст, являвшиеся театральными действами, а не обрядами. Неосатанизм же не просто вторичен, а вообще оторван от какой бы то ни было религиозной традиции, представляет собой измышления отдельных личностей. В XIX веке стал моден оккультизм. Люди больше не боялись быть сожженными на костре за связь с Дьяволом и стали активно интересоваться всем тем, что ранее было запрещено церковью и преследовалось. В результате появилось множество книг "про магию", а спиритические сеансы стали обязательным элементом светских вечеринок. Считающие себя сатанистами получили возможность легально обмениваться информацией, серьезные книги по магии стали общедоступны Стала возможна легализация сатанизма, и в 1966 Антон Шандор Ла Вей создал первую организацию, открыто называющую себя сатанистской - "Церковь Сатаны". Ла Вей сформулировал в своих книгах основные положения сатанистского мировоззрения. Успех этой организации был определен хотя бы тем, что Ла Вей с самого начала не был стеснен какими-то ни было идеологическими установками, стремясь лишь к одному: достижению успеха любыми средствами. Он разработал красочные обряды, сочетавшие таинственность, величественность и сексуальность. По существу эти обряды были своего рода играми для взрослых, созданные по всем правилам поп-культуры. Большую роль в распространении сатанизма сыграли произведения Ла Вея, прежде всего «Сатанинская библия». Популярность этих книг обусловила доступность языка изложения, в отличии от другой эзотерической литературы и следование конъюнктуре общества. Вслед за "Церковью Сатаны" в странах Запада возникли и другие легальные сатанистские организации. Таким образом, сатанизм нельзя рассматривать как религию в обычном смысле слова. Он не может существовать самостоятельно, являясь религией-сателитом, паразитирующей на теле христианства. В отличии от религий и культов, основанных на переживании «божественного», сатанизм является скорее невротической реакцией на христианство. Он не несет священного в себе, в то же время в нем много сугубо развлекательных элементов. В какой-то степени сатанизм можно отнести к «потешным» культам, которые не требуют действительной веры, а являются разновидностью игры.

Вместе с тем существует явление сатанизма как особого мировоззрения, которое, по мнению этих сатанистов - совсем не религия. В их сатанизме нет того, что обычно полагается главной составляющей религии - веры. Сатанисты не верят в Сатану в общепринятом понимании: сатанисты ни во что не верят на 100% (но и ничего полностью не отрицают). Мировоззрение сатанизма не ставит перед своими последователями какой-то одной "великой цели", "смысла жизни". Каждый сатанист сам определяет как свои цели, так и методы их достижения. Сатанист принимает к сведению любую информацию, но не считает ее абсолютной истиной. Поэтому в сатанизме нет постулатов о строении неизученных наукой областей Мироздания; он не берется отвечать на вопросы о том, откуда произошел мир, что с нами будет после смерти и т.д. Сатанизм - мировоззрение индивидуалистическое. В какой-то степени у каждого сатаниста свой сатанизм, каждый сатанист формирует свое понимание сатанизма. Но поскольку сатанист - это особый тип личности, то и взгляды сатанистов во многом схожи и образуют единое мировоззрение - сатанизм. Сходству взглядов сатанистов также способствует их стремление к объективности. Если на мировоззрение обычных людей зачастую оказывают влияние их личные проблемы, комплексы, обиды, то у сатанистов этот фактор исключен или почти исключен. Поклонение кому-либо совершенно чуждо сатанисту. Сатанисты почти не используют понятий "добро" и "зло", потому что эти понятия относительны, субъективны и слишком эмоционально окрашены, а следовательно - искажают реальную сущность вещей. Они предпочитают говорить не о добре и зле, а о пользе и вреде, целесообразности и необходимости, как о гораздо более точных понятиях. В то же время, представление обычных людей о добре практически одинаковы - под добром они понимают сохранение существующего порядка вещей. Поэтому понятие зло иногда употребляется сатанистами как синоним изменения существующего порядка. В сатанизме нет, и не может быть четких принципов или догм, обязательных для соблюдения, потому что сатанизм - индивидуалистическое мировоззрение. Источником сатанизма является сам сатанист, а не какие-то источники, в которых могут быть зафиксированы принципы и догмы. К тому же сатанисты полагают, что невозможно сформулировать такие принципы, которые были бы верны для любой ситуации. Сатанист в любой ситуации думает самостоятельно; ему глубоко противно жить по шпаргалке, кем бы ни была эта шпаргалка составлена. Никакие существующие в обществе догмы и стереотипы, чего бы они ни касались - представлений об окружающем мире, поведения в обществе, любви и семейных отношений, или чего-то еще - не имеют силы для сатаниста. Но, поскольку ему приходится жить среди общества, сатанист просто учитывает при принятии жизненных решений особенности общества как фактор, который он не в силах изменить Каждый сатанист может выработать какие-то принципы и представления лично для себя, но он не имеет права требовать следования им от других: ведь это будут принципы его сатанизма, а у других сатанистов понимание сатанизма - иное. Кроме того, само сатанистское мировоззрение не постоянно, а изменяется со временем, поскольку изменение всего и вся - важнейшая черта характера Сатаны. Сатанист всегда идет в ногу со временем и чуть впереди него. Сатанизм сегодня сильно отличается от сатанизма, который был сто лет назад, и от сатанизма, который будет еще через сто лет. Если сатанист встречает факты, которые не согласуются с его взглядами - он без колебаний изменит свои взгляды, чтобы они соответствовали реальности. Свойственная многим людям "последовательность" (т.е. стремление сохранять свои первоначальные взгляды несмотря ни на что) совершенно чужда сатанисту. Сатанизм предполагает отношения взаимовыгодного обмена между индивидами. "Совесть", "альтруизм", "моральный долг" и другие предрассудки, требующие от человека что-то сделать "за просто так" - не свойственны сатанисту. За все надо платить. Совсем не обязательно "платить" именно в денежном смысле этого понятия; любая встречная услуга, выгодное изменение положения вещей - это тоже плата. В своих отношения с людьми сатанист также стремится к тому, чтобы эти отношения были взаимовыгодными и приносили удовлетворение каждой из сторон. Обычно он относится к людям так же, как они относятся к нему. Сатанист не обижается и не прощает обид - ему чужды подобные эмоциональные реакции. Он просто делает выводы для себя: на что способен тот или иной человек, и стоит ли с этим человеком поддерживать какие-то отношения. Сатанист - не враг общества, но и не член общества; он - в стороне. Интересы общества: политика, экономика и т.п. - волнуют его лишь тогда, когда они затрагивают его собственные интересы. Свои интересы для сатаниста всегда стоят выше чужих; сатанизм - мировоззрение разумных эгоистов. При этом сатанист не обязательно игнорирует интересы других; он охотно пойдет навстречу кому-нибудь, если это отвечает и его собственным интересам. Фактически основы сатанистской философии были сформулирована в работах Ф. Ницше, в его учении о сверхчеловеке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.