Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результативность журналистики и ее формы




ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполне­нию поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориентиром творческой деятельности оказывается конечный результат-сила общественного влияния, выполнение своей роли «четвертой влас­ти» по отношению как к социальным институтам, так и к массовой аудито­рии. Все формы деятельности семантического и синтактического харак­тера (от формирования тематического плана до завершающей правки произведения, от сбора материала до компоновки номера или выпуска) объективно подчинены прагматике журналистского труда, ориентации на достижение конечных социальных целей.

Нередко бывает так, что произведения, которые в журналистском кру­гу считаются творческим успехом, не производят глубокого воздействия на «потребителя» информации. И наоборот, «проходные», с точки зрения семантико-синтактической обычные, невыдающиеся произведения спо­собны оказать глубокое влияние на положение дел в обществе, вызвать активный отклик и (или) реакцию в различных организациях, а также у официальных лиц. Могут быть и другие результаты.

В принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потре­бителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат ока­зывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возни­кают неожиданные, не связанные с поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо ре­зультатов.

Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функ­циональные результаты.

 

Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналисти­ка (за исключением нескольких откровенно коммерчески ориентирован­ных СМИ) существует, по сути, не ради прибыли, хотя забота о высокой рентабельности изданий не исключена для ведения дела на должном уровне и самостоятельно, без субсидий от лиц и организаций. Высокая социальная результативность создает предпосылки коммерческого успе­ха и гарантий от нежелательных воздействий.

Требование повышения результативности журналистики может вы­полняться в максимальном объеме в том случае, если журналистам доста­точно ясно, что такое результативность, что надо знать о путях достиже­ния высокой результативности, какими умениями располагать для этого.

Ответ на первый вопрос связан с осознанием целевых функций жур­налистики, т.е. с ясным представлением о том, чего же добивается в ко­нечном счете журналистика своей идеологической, культурно-рекреатив­ной, непосредственно-организаторской и другой деятельностью, какова прагматическая направленность данного издания или программы. Поэто­му результативность в общем виде можно определить как меру реализа­ции цели. Символически это можно выразить так: Р-ть = Р-т: Ц.

Из формулы видно, что для высокой результативности (Р-ть) деятель­ности определяющее значение имеет умение поставить цель (Ц) и через соответствующий результат (Р-т) достичь ее. Важное значение при поста­новке вопроса о результативности имеет понятие «цель»: журналист дол­жен ясно понимать ее сущность и пути формирования конкретных целей в журналистской деятельности.

Цель как состояние (сознания, поведения), достижение которого же­лательно для того или иного СМИ и журналиста, имеет субъективную природу и потому может в большей или меньшей мере отличаться от объ­ективно необходимого. Поэтому и журналистам, и аналитикам журна­листского творчества чрезвычайно важно рассматривать поставленные цели на фоне объективных потребностей социального развития приме­нительно к той конкретной ситуации, по поводу которой разворачивает­ся журналистская акция. Не случайно в журналистике (в том числе сре­ди СМИ, находящихся на разных позициях) постоянно подчеркивается, что свои задачи она видит в удовлетворении потребностей общества в информации.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функциониро­вания и развития экономической, социально-политической, духовной и Других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую РОЛЬ в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потреб­ности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».

Для конкретного определения потребностей в информации журнали­сту необходимо сравнить объективно необходимое состояние того или иного социального объекта (отрасли промышленности или жителей обла­сти, учебного заведения или работников завода) и его необходимое «идеальное» бытие в ближайшем будущем и в далекой перспективе с ре­альным положением вещей. В результате сравнения возникает представ­ление о том, что и как надо сделать, чтобы продвинуться вперед на пути достижения желаемого. «Разница» и есть потребность социального объ­екта, а обеспечивающая эти необходимые изменения совокупность про­изведений журналистики предстает как реальная потребность в инфор­мации. Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо подготовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.

В зависимости от состояния социального объекта для удовлетворения потребностей в информации о нем при всестороннем и подробном анали­зе ситуации требуется информация разного «наполнения»: и поддержива­ющая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая и т.д. и т.п. Ина­че говоря, потребность в информации как целое складывается из совокуп­ности разнородных составляющих. Их потенциал никогда не может быть исчерпан, так как существует закон роста и возвышения потребностей (П). " Приходится учитывать и то, что в каждый конкретный момент истории возможности (В) и журналистики (развитость системы, состояние кадров, обеспеченность информационными, научными и другими ресурсами и т.д.), и «потребителей» информации (доступность источников информации, спо­собность ее освоения и использования и т.д.) ограничены. Следовательно, при разработке общих представлений о сущности результативности надо ввести также и характеристику возможностей (журналистики - в передаче информации; аудитории - в освоении ее). Поэтому итоговая формула ре­зультативности может быть дана в таком виде: Р-ть = Р-т: Ц(П) х В. Опреде­лить же результативность можно следующим образом: это степень дости­жения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей как ее «производителей», так и «потребителей».

Конечно, на долю каждого СМИ, каждого отдельного журналиста или каждого отдельного произведения выпадает лишь определенная часть или даже малая толика по удовлетворению потребностей общества, его конкретных слоев и групп в информации. Притом в иных формах и шагах журналистской деятельности «выход» на потребности просматривается с трудом, через множество опосредований. И требуется масштабность мы­шления, чтобы сознательно соотносить не только крупные журналистские акции, но и частные рабочие операции с потребностями в информации.

Еще более остро стоит вопрос о выборе ориентации на потребности об­щества в информации, если учитывать, что при осознании действительных потребностей человечеству приходится сталкиваться с рядом трудностей, нередко совершать ошибки и впадать в заблуждения. Это наглядно прояв­ляется в том, что представления различных социальных сил, партий, фрак­ций и других группировок о нуждах общества и соответственно о характе­ре их «информационного обеспечения» в той или иной сфере различны.

Эти различия всегда будут сохраняться и возникать вновь на каждом витке развития общества. И работа по определению потребностей, отстаиванию и уточнению в ходе полемики своих позиций, нахождению путей реализа­ции потребностей в информации - постоянная задача, которая стоит перед журналистом.

Разумеется, и представления об эффективности тех или иных акций бу­дут различными у представителей разных позиций в журналистике. Ведь успех одних у «потребителей» информации значит в крайнем случае неус­пех других в той же аудитории. Или если издания (программы) с разными представлениями о потребностях добиваются успеха в своих аудиториях, в обществе формируется разнонаправленность мнений, мышления и воли.

Таким образом, от выбора позиции, характера понимания и форм реа­лизации потребностей во многом зависит духовная атмосфера общества, характер сознания и поведения различных его составляющих. Тем более очевидной становится степень ответственности журналистов за направ­ленность своей деятельности, за отслеживание позиций других СМИ и ве­дение конструктивного диалога в целях выработки идей и решений, эф­фективно способствующих продвижению вперед всего общества.

Высокий уровень результативности, т.е. максимально функциональ­ная деятельность, есть результат оптимального (лат. optimum «наилучшее в данных условиях») функционирования журналистики в направлении удовлетворения потребностей общества в информации, как их понимает и реализует в своих произведениях журналист. При этом наиболее ре­зультативными будут произведения, в которых наилучшим образом учи­тывается весь комплекс факторов порождения текста. Этих факторов пять - столько, сколько «сил» влияет на журналиста в его работе: журна­лист должен «совместить» объективное отображение действительности с выполнением программных целей учредителя в связи с характером и по­требностями аудитории и (или) социальных институтов как «потребите­лей» информации при учете особенностей своего канала и полной реали­зации своих возможностей как журналиста. Разумеется, гармоничность действия этих факторов достижима лишь в том случае, если между жур­налистом и учредительской программой нет различий (или они мини­мальны) по поводу потребностей «потребителя» информации, а потреб­ности осознаны достаточно точно, чтобы создать объективную картину жизни. Так что добиться исторически значимой результативности (а не просто успеха в аудитории «любыми средствами») непросто, и реально ее достигает лишь тот, кто наилучшим образом просматривает историческую перспективу и умеет привлечь к ней свою аудиторию.

Поскольку «потребителями» информации являются как массовая ау­дитория, так и социальные институты, результативность деятельности бы­вает двух планов - соответственно адресату информации. С одной сторо­ны, воздействие информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью (лат. effectivus «производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое и практическое значения, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непо­средственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдален­ные последствия и т.д.).

Различение эффективности и действенности по объекту журналист­ского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои уси­лия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высо­кая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журна­листики, что оказывается результатом высокого качества работы.

При этом деятельность журналистики в оптимальном варианте наце­лена на результативность в обоих ее проявлениях, на «универсальность» влиятельности в обществе. Это тем более важно, что высокая эффектив­ность способствует усилению действенности (так как на социальные ин­ституты как бы дополнительно «давит» пресс общественного мнения), и наоборот, действенность усиливает эффективность (так как повышается доверие к СМИ, пользующимся авторитетом в социальных институтах, оказывающим воздействие на принятие решений).

Забота о результативности требует прагматической ориентированнос­ти всех действий журналистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.