Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куликовская битва 15 страница




жия - все это каралось, причем иногда очень жестоко. "А буди

кто при государе вынет на кого какое-нибудь оружие, а не ранит

и не убиет, и того казнити - отсечь руку".

Глава 4 (4 статьи) - "О подписчиках и которые печати под-

делывают", т.е. о тех, кто делает фальшивые грамоты и подделы-

вает государственные печати на этих, видимо, грамотах. За та-

кое полагалась смертная казнь. Тут особых проблем не было, что

делать с такими людьми.

Глава 5 (2 статьи) - "О денежных мастерах, которые учнут

делати воровские деньги", т.е. о фальшивомонетчиках. Здесь об-

ратите внимание на слова "денежные мастера". Это люди на госу-

дарственной службе. Если государственный человек, состоящий на

службе, то есть мастер, который делает деньги, начинает зани-

маться своими личными проблемами ("которые денежные мастеры

учнут делати медные, или оловянные, или укладные деньги или в

денежное дело, в серебро, учнут прибавливати медь, или олово,

или свинец и тем государевой казне учнут чинити убыль, и тех

денежных мастеров за такое дело казнити смертью - залити в

горло"), т.е. тот сплав, которым они оперировали, предлагалось

предложить им выпить. Если же мастер подделывал таким образом

материал, из которого он делает ювелирное украшение по чь-

ему-либо заказу, то за это били кнутом. И они должны были ком-

пенсировать убытки. Преступление было очень тяжелым, потому

что он, государственный мастер, наносит таким образом ущерб

престижу казны.

Глава 6 (6 статей) - "О проезжих грамотах в иные госу-

дарства", т.е. положение об "ОВИРе 17-го века". Очень четко,

понятно и очень разумно все здесь написано. Надо сказать, что

вообще визовый режим в России был поразительно простым и ясным

до 17-го года. Для того чтобы еще в 16 году уехать за границу,

надо было, как выражалась Анна Андреевна Ахматова, послать

дворника с десятью рублями в участок, и он приносил паспорт

для поездки за границу - вполне порядочный казенный паспорт.

Такой-то Иванов, Михайлов или Петров, столько-то лет от роду,

православной веры, нос прямой, волосы светлые, глаза серые,

особых примет не имеет - что-то в этом духе. Двуглавый орел,

герб, печать - все как полагается. Это был подданный

Российского государства, и если, не дай Бог, с ним что-нибудь

случится, то консульство или посольство обязаны были взять его

под защиту, поскольку это престиж страны. Даже в наше время,

когда за границу не так уж сложно съездить, все это кажется

все равно каким-то непонятным, нереальным.

Глава 7 (32 статьи) - "О службе всяких ратных людей

Московского государства", т.е. о священном долге гражданина -

военной службе. Здесь - о том, как служат, где служат, за что

и как можно наказывать, если плохо служат и плохо себя ведут.

Глава 8 (7 статей), может быть, одна из самых замечатель-

ных глав "Соборного уложения" - "О искуплении пленных". Все

пленные должны были быть выкуплены на счет государства. Выкуп

мог быть индивидуальным, поголовным (обмен мог быть только на

равное число) и полным, независимо от количества пленных с той

и другой стороны. На выкуп пленных собирался специальный на-

лог, так называемые полоняночные деньги, которые не могли быть

израсходованы ни на что другое, кроме как на выкуп пленных.

Может быть, это был самый хороший налог, который знала наша

страна. Естественно, цена посадского человека была одна,

крестьянина - другая, а стрельцы ценились в иную цену.

Глава 9 (20 статей) - "О мытах, и о перевозе и о мостах".

Думаю, вы догадываетесь, что мыта - это пошлина, подать (мы-

тарь). Мытищи - когда-то там был мытный двор или мытная изба.

Дороги у нас по рекам шли и зимой и летом. Яуза довольно близ-

ко подходит к Клязьме, а Клязьма - это дорога на Владимир. Их

разделяет несколько километров, небольшой водораздел. Там и

была поставлена для сбора податей мытная изба, которая позднее

и превратилась в этот не очень привлекательный город.

Так вот, понятно, почему мытные избы ставили на перево-

зах, у мостов - потому что там шел поток торговых людей, кото-

рые за провоз товара должны были платить. Сейчас, например,

все отлично знают, что мыта собирается при входе на вокзал. на

электричку ты можешь пройти без пошлины, а если идешь туда,

где поезда дальнего следования, - плати. За вход, за багаж -

за все плати. Это и есть самая настоящая мыта, а место, где

она собирается, надо назвать вокзальным перевозом. Зимой точка

менялась, потому что в это время реку можно было переехать где

угодно. Поэтому мыту не полагалось собирать. Но сборщики пода-

тей не желали расстаться со своим прибыльным занятием, поэтому

откалывали лед вдоль берегов, оставляя только очень узкое

пространство, чтобы можно было переехать. За это их наказыва-

ли, это не разрешалось, но практика такая существовала.

Дальше самая большая глава уложения - 10 (287 статей) с

самым коротким названием: "О суде".

Здесь не только вопросы, которые может решать суд, но

очень много отведено места процессуальным нормам, и это очень

важно. Как вести следствие - до суда или во время, что можно

делать во время следствия, как опрашивать свидетелей и т.д.

Конечно, не все здесь совершенно, да совершенного вообще, ве-

роятно, процесса окончательно не может быть. Есть какая-то

грань, отделяющая норму от нарушения. Но это была самая обшир-

ная и разработанная глава уложения, по объему равная если не

половине, то трети его.

Глава 11 (34 статьи) - "Суд о крестьянах". Это самый цен-

ный, самый главный источник наших представлений о крепостном

праве. Суд, судебный процесс. Но не тот, который судит, а о

том, как их судить, в случае каких нарушений и конфликтов и

т.д. Здесь разбираются вопросы, в основном связанные с прик-

реплением крестьян к земле, а отнюдь не какие-то имущественные

споры. Речь идет о закрепощении крестьян, о том, как они долж-

ны сидеть на своей земле, какие у них сохраняются очень не-

большие права, сколько лет полагается их искать, если они бе-

гут, и т.д.

Глава 12 (3 статьи) - "О суде патриарших приказных и дво-

ровых всяких людей и крестьян". О том, как вести судебное раз-

бирательство в отношении всех, кто числится за патриархом.

Если патриарший суд нарушал закон, то неправильно обвиненный

имел право на кассацию в светском суде, и тогда там фактически

проводилось повторное исследование вопроса. "А будет, патриар-

шии приказные люди в каком деле правого обвинят, а виноватого

оправят по посулам, или по дружбе, или по недружбе и тем лю-

дям, кто будет обвинен не по делу, на тех патриарших приказах

людей бити челом государю и по тому челобитию спорные дела из

патриарших приказов вносити к государю и ко всем боярам (т.е.

в боярскую думу, поскольку она являлась высшей судебной

инстанцией - М.В.). Да будет сыщется, что патриаршии судьи ко-

го обвинят не по делу, тем патриаршим судьям за их неправду

указ чинить против того же, как указано о государевых судьях".

Т.е. здесь патриарший суд имел над тобой уже контрольную

власть.

Глава 13 (7 статей) - "О монастырском приказе". Позднее

мы с вами поговорим о том, что такое монастырский приказ,

поскольку, строго говоря, это непосредственно связано с дея-

тельностью патриарха Никона.

Глава 14 (10 статей) - "О крестном целовании". Крестное

целование - то есть присяга, клятва, подтверждение своего мне-

ния, - использовалась, когда не хватало доказательств. И вот

здесь оговариваются случаи, когда можно использовать такую

форму доказательства и как это делать.

Глава 15 (5 статей) - "О вершенных делах", т.е. о тех,

которые уже решены. Имеется в виду, что в соответствии с новым

законодательством старые дела заново не перерешаются, потому

что закон обратной силы не имеет.

Глава 16 (69 статей) - "О поместных землях". Вы знаете,

что земельные владения были поместными и вотчинными. Поместье

имел тот, кто был помещен, т.е. дворянин. Вотчинники, бояре

имели наследственное земельное владение. В 17 веке происходит

процесс слияния этих двух форм землевладения. Эти главы и рег-

ламентируют то, что уже сложилось, а также предусматривают то,

что будет дальше. Поскольку 17- глава (55 статей) - "О вотчи-

нах".

Глава 18 (71 статья) - "О печатных пошлинах". Что это

значит? Когда вам нужно получить выписку из какого-то докумен-

та, заверить документ, получить копию, вы идете в нотариат.

Там нотариус заверяет вашу копию, указывает, что она верна,

удостоверяет это своей подписью и соответствующей печатью.

После всего вам дают квиток, который вы должны оплатить в сбе-

регательной кассе и представить корешок нотариусу. Это и есть

печатная пошлина. А поскольку грамоты разные, то здесь и ука-

зывается, в каких случаях эти печатные пошлины собирать и что

они собой представляют.

Глава 19 (40 статей) - "О посадских людях". Коль скоро

есть главы о крестьянах, о поместьях, о вотчинах, то должно

быть и о посадах, т.е. о городском населении.

Глава 20 (119 статей) - "Суд о холопах". После главы о

положении крестьян эта - вторая по значению, которая дает нам

представление о том, что собой представляло холопство в 17 ве-

ке.

Глава 21 (104 статьи) - "О разбойных и о тательных де-

лех", т.е. уголовный кодекс. Тут все очень четко сформулирова-

но прямо с первой статьи: "Которые разбойники разбивают и лю-

дей побивают и тати крадут в московском уезде и в городе, на

посаде и в уездах и такие разбойные, убийственные и тательные

дела делают в разбойном приказе............." (пропуск в за-

писи) будут использовать по назначению именно в этом приказе -

на "Петровке, 38 17-го века".

Глава 22 (26 статей) - она до известной степени продолжа-

ет предыдущую, но здесь есть своя специфика: "Указ, за какие

вины кому чинити смертную казнь и за какие вины смертию не

казнить, а чинити наказание". Сразу бросается в глаза, что по-

нятие "казнь" вовсе не означает лишение жизни. Казнь - это на-

казание. А вот "казнити смертию" - это действительно то, что

называется смертной казнью. Но можно было казнить через кнут,

через батоги, через заключение в тюрьму. Казнить можно было

тем, что присудить конфискацию, контрибуцию.

За что же полагалась безоговорочно смертная казнь? За

убийство родителей детьми: "Казнити смертию же без всякой по-

щады". Если они это сделали в сговоре с кем-то - тем более. А

вот если отец или мать убьют сына или дочь, то заключение в

тюрьму на год, потом церковное покаяние - и все. Не знаю, в

чем суть дела, но мне кажется, что под воспитанием наш народ

понимал весьма суровые методы, и поэтому если убивали в тот

момент, когда учили, то это расценивалось как несчастный слу-

чай, хотя, конечно, здесь было и немало злоупотреблений. За

грубость в отношении матери или отца и, упаси Боже, рукоприк-

ладство полагался кнут:"Бить кнутом". Поскольку, судя по все-

му, представления об этом у вас нет, скажу следующее: после

смертной казни кнут считался вторым по значению способом нака-

зания по тяжести. Человека привязывали к кобыле, т.е. к специ-

альной доске, где были прорези для рук, заголяли ему спину, и

специалист, обычно очень высокой квалификации, кнутом, который

был сплетен из очень длинных кожаных полос дубленой кожи (кнут

имел в сечении форму четырехгранника, который постепенно утон-

чался) проделывал над ним известную операцию, причем в поста-

новлении суда указывалось, сколько тебе дано должно быть уда-

ров. При желании палач мог убить с третьего удара, потому что

уже с первых ударов он мог рассечь спину до позвоночника. Поэ-

тому если давалось 5 или 7 ударов, то это не значит, что это

мало. Это очень много. А если 10 или 15, это был просто конец.

Выжить после такой процедуры могли не многие. Но тот же палач

мог и разыграть комедию: он изо всей силы замахивался, щелкал

кнутом, которым даже не задевал спины наказуемого. Тот орал

оглушительно. Такие вещи иногда делали, чтобы разыграть коме-

дию наказания.

Батоги считались, пожалуй, получше. Грабеж имущества ро-

дителей опять-таки приводил к кнуту; попытка бить челом на ро-

дителей, т.е. искать на них судебную управу, - туда же;

убийство брата или сестры - смертная казнь; за умысел на

убийство - отсечение руки; убийство хозяина - смертная казнь.

Надругательство в виде членовредительства приводила к тому,

что над наказуемым проделывали ту же процедуру: если ты у ко-

го-то что-то отрубил, отрезал или отломал, с тобой делали то

же самое. Мужеубийство каралось чрезвычайно жестоко - женщину

зарывали зиживо в землю так, что торчала только голова, и она

медленно умирала. Положение сильного пола здесь было более

предпочтительным. Насилие над женщиной кончалось смертной

казнью. И т.д.

Глава 23 (3 статьи) - "О стрельцах".

Глава 24 (3 статьи) - "О атаманах и о казаках".

Глава 25 (21 статья) - "О корчмах". Корчма - это было

место, где распитие соответствующих напитков было самым глав-

ным занятием. Поэтому этот весьма важный в нашей стране про-

цесс, очень, кстати, доходный - становой хребет нашей экономи-

ки, - и рассматривался весьма серьезно, потому что надо было

успеть собрать деньги и не допустить всяческого лихоимства и

ущерба для казны. Вообще история питейного законодательства в

нашей стране очень интересна, потому что история винных...,

история казенной монополии, история акциза в 19 веке - это все

очень интересный момент. У нас пытались сразу решить несколько

проблем: собрать деньги, которые народ добровольно вкладывал в

это дело, не дать провороваться тем, кто их собирает, а вместе

с тем поставить под контроль распространение алкоголя. Не

всегда все удавалось, но народ пополнял бюджет весьма исправно

во все времена, во всяком случае стремился к этому.

Вот вкратце что собой представляет "Соборное уложение".

Это замечательный памятник, и я думаю, что современным людям

было бы полезно его хотя бы немного знать. Потому что очень

многие понятия, которые для нас совершенно, в общем-то, оче-

видны, впервые четко были зафиксированы уже в 17 веке. А само

построение уложения тоже даст вам представление о том, что за-

нимало главное место, а что было второстепенным. Количество

статей тоже указывает на значение главы. Совершенно очевидно,

что в этот момент законодательство о суде было самым главным,

потому что именно суд был наиболее уязвимым моментом в то вре-

мя. В судах было много неправых. Но суд оставался, естествен-

но, сословным, и когда говорится о том, что людям всех чинов

полагается равный суд, это вовсе не значит, что дворянин будет

судиться вместе с крестьянином. Нет: равный суд - в соот-

ветствии с сословным положением.

Где это опубликовано с хорошим комментарием? Издание под

названием "Российское законодательство 10-20 веков", т.3 ("Ак-

ты земских соборов"). Всего вышло 8 томов, 9-й никак не выйдет

уже несколько лет. Москва, 1985. Это не полный свод российско-

го законодательства, но главные вещи. Здесь очень обстоятель-

ный комментарий по всему "Соборному уложению", причем коммен-

тарий и по главам, и по статьям. Поскольку все это выходило в

то время, когда уже можно было писать достаточно серьезно об

этих вещах, то и комментарий здесь весьма толковый. Купить это

очень трудно - библиографическая редкость. Тираж был всего 25

тысяч. Но в библиотеках это издание есть.

 

Л Е К Ц И Я 20

 

Нам осталось заниматься уже недолго, и есть две очень

важные темы, причем может показаться, что я забираюсь в чужую

епархию. Дело в том, что понять события истории 17 века очень

сложно, если игнорировать события, связанные с распространени-

ем унии на украинской территории, и события, связанные с

расколом. Сегодня я постараюсь связать вопросы истории борьбы

с унией и события русской истории, которые нельзя, на мой

взгляд, рассматривать в отрыве от украинских событий. А на

следующем занятии речь пойдет о значении раскола для русского

государства.

Итак, события в Малороссии до 17-го года. И здесь я дол-

жен сказать, что уния возникает не сразу. Великое княжество

Литовское возникло значительно позже России, русские земли бы-

ли включены в состав Литовского княжества тоже постепенно. И

на протяжении довольно долгого времени государственным языком

Литвы, языком делопроизводства, оставался русский язык, а пра-

вославие было господствующей религий, и даже великие князья

литовские были православными.... уния конца 14 столетия, ког-

да великий князь литовский Ягеллон принял католичество и же-

нился на польской королеве, была первым шагом в деле распрост-

ранения католичества на православных территориях. Затем после-

довала Городельская уния, когда Литва получила практически те

же гражданские права, которые были и в Польше, когда польская

шляхта получила права в Литве и наоборот. А дальше этот про-

цесс становится постепенно почти необратимым. В... столетии,

когда начинает распространяться протестантизм, он попадает и в

Литву, где довольно быстро пускает корни, но окрепнуть он там

не успел, поскольку в Литве оказались иезуиты - специалисты по

борьбе с протестантством. Протестантизм там быстро заглох, но

коль скоро иезуиты там остались, то для них представилось бо-

лее широкое поле деятельности - православие, которое они реши-

ли искоренить.

Укажу узловые моменты этих событий, о которых необходимо

сказать. Не буду касаться вопроса о истории раскола на католи-

ков и православных, истории, связанной с Флорентийской унией,

но скажу о том, что было в 16-17 веках, что затрагивало

русские интересы.

Отношения с Литвой в 16 веке были очень не простыми. Из

Литвы на Русь уезжало немало православных людей, которые тер-

пели там притеснения от католиков. Часто эти люди были весьма

богатыми и владели большими землями. Таким образом их земли

присоединялись к нашему государству, и российское правительст-

во эхто всячески поощряло. Создавался своеобразный прецедент,

а когда эти земли не могли войти в состав русскогогосударства,

население, оставашееся там, было православным и не утрачивало

связей с Россией. Но после действий Ивана Грозного, когда на-

чался опричный террор, пошел обратный процесс: спасая свои го-

ловы, люди бежали в Литву. они готовы были на что угодно,

только бы спастись, и их можно понять. Литва усиливается за

счет такого притока людей из России.

Достаточно вспомнить, что даже первопечатник Иван Федоров

вынужден был уехать из Москвы. И если первая книга - московский

"Апостол", то точно такая же выходит во Львове. Почему он там

оказался? Мы не знаем подробностей, но поскольку отъезд его

был вскоре после выхода московского "Апостола", то это как раз

начало опричнины.

Это очень показательно: политика Ивана Грозного ослабила

в значительной степени позиции православного народа на ли-

товско-польских территориях. Дальше Люблинская уния 1569 года

практически стирает различия между Литвой и Польшей, а раз

так, то земли, населенные православным русским населением, ко-

торые традиционно считались в составе Литовского княжества,

начинают испытывать особенно сильный гнет со стороны Польши и

католиков.

Один из героев Голсуорси произносит фразу, которая, в об-

щем, не нова: "Религия ужасно разжигает страсти". К сожалению,

это бывает, хотя на самом деле и не должно быть. В Польше по-

добная квалификация была чрезвычайно уместной всегда. Польский

католик тем и отличается, что он великий и не зависит от всего

отсального: раз ты поляк, значит ты католик; раз ты католик,

то ты можешь быть только поляком. Это странно звучит для пра-

вославных, которые никогда не стремились никого затаскивать в

свою веру. Но тем не менее там это произошло, и вот русское

население начинает испытывать гнет не только национальный, но

и религиозный, еще более страшный и тяжелый.

Дело тем не менее не движется, потому что простое населе-

ние упорно держится за свои традиции. И тогда в головах иезуи-

тов созревает мысль о том, что нужно создать своеобразное пе-

реходное состояние. Они убеждаются, что просто перекрестить

людей из православия в католичество нет никакой возможности.

Тогда надо делать это постепенно, и вот таким переходным эта-

пом должны быть уния, когда будет сохранен православный обряд,

но внесена католическая догматика. Это чисто искусственное из-

мышление, абсолютно не жизненное, тем не менее нашло горячих

адептов, и творцом унии можно считать вполне обоснованно того

самого короля Сигизмунда, от которого было так много неприят-

ностей для России в Смутное время.

В конце 16 века в Бресте западнорусские архиереи, практи-

чески все без исключения, кроме двух человек, провозглашают

унию. Они говорят от лица всего населения, всей Церкви; они

заведомо лгут, потому что никто им не давал таких полномочий,

но они делают то, что нужно католической Польше. Если бы Си-

гизмунд и вообще поляки думали бы о цельности и могуществе

своего государства, они ничего подобного бы не сделали, потому

что они таким образом сеяли семена будущих раздоров и бунтов,

они сеяли тот ветер, который породил ураган, способствовавший

в известной степени уничтожению Польши как государства в 18

веке. Но об этом никто не думал. Маниакальная идея искоренить

православие господствовала в умах польских правителей, и они

всеми способами, вполне в духе своих учителей иезуитов, шли к

хэтой цели.

Что происходит дальше?

Население хочет оставаться православным, иерархия насаж-

дает унию, эту унию поддерживает католическая церковь, иезуи-

ты, ее поддерживает королевская власть, причем не просто мате-

риально. Конфисковываются православные храмы и создаются униа-

тства, конфисковывается имущество, арестовываются православные

священники - т.е. имеет место самое обычное гонение на пра-

вославную Церковь. Между прочим, именно тогда и зарождается на

Украине то отвратительное явление, которое потом широко расп-

ространится. В тех случаях, когда не хватало униатов, кон-

фискованные церкви отдавали евреям в аренду. В Польше ев-

рейский элемент был чрезвычайно распространен. Сами евреи го-

ворили, что Польша - это рай для евреев в то время. Получа-

ется, что православный священник за пользование храмом должен

платить аренду хозяину-еврею. Часто храм превращается в трак-

тир, зафиксированы случаи, когда из конфискованного церковного

облачения шьются юбки для трактирщиц. Возникает явление, кото-

рое мы называем антисемитизмом и которое укоренится на Украине

и даст ужасные всходы, получит огромное распространение. И

когда Малороссия войдет в состав России, то именно на этих

территориях и останется антисемитизм, который потом Запад бу-

дет приписывать всей Великороссии, хотя у нас ничего подобного

никогда не было, нет и, даст Бог, не будет.

Так вот, получается следующая картина. Польское госу-

дарство было неоднородным в национальном отношении (поляки,

литовцы, хотя и имеющие одинаковые права, украинцы, или мало-

россы) плюс религиозный элемент: католицизм, униатство и пра-

вославие. Как известно, сила любого организма, и государства в

том числе, в его единстве. Поляки сделали все, чтобы это

единство уничтожить.

Начинается борьба, с одной стороны, католиков и униатов

против православия, с другой стороны, православных людей про-

тив католиков и униатов за свое выживание. В это время возни-

кают братства - добровольные объединения вокруг приходов и мо-

настырей, где все стараются принести пользу своему братству и

друг другу, работают на общее дело и помогают в каких-то част-

ных случаях. В братствах возникают типографии, школы, больни-

цы. Поскольку в Польше существовал довольно любопытный обычай

(все-таки она была страной аристократической и королевская

власть была выборной) - там существовали определенные свободы,

братство печатает то, что считает нужным. Поэтому защита инте-

ресов православия может быть достаточно публичной. Пусть суда

все решают не в пользу православных, пусть идет открытое гоне-

ние, пусть конфисковывают храмы, но опубликовать полемическую

книгу, текст, издать просто потребную религиозную литературу

можно, если, конечно, есть связи.

Это одна сторона, чисто, если хотите, духовная. Другая

сторона иная. Огромную роль на землях, которые в этот момент

уже принадлежали Польше, играло казачество. Об истории его хо-

рошо сказано у Соловьева, там говорится о том, как формирова-

лось это своеобразное явление, своеобразное сословие. Это были

беглые люди, которые уходили от непосильных налогов, от кре-

пости к земле; люди, которые совершили какое-то преступление и

не хотели нестиответственности. Короче говоря, это были энер-

гичные люди, способные на многое, которые уходили на окраины

русского государства, где была более или менее вольная жизнь,

и служили часто в войске, но в войске нерегулярном. Их исполь-

зовали для охраны границ, несения сторожевой службы.

И вот казачество, которое было в Малороссии, состояло как

бы из двух частей: казаками считали себя просто очень многие

жители деревень, хуторов; поскольку они мыслили себя людьми

вооруженными, они объединялись в какие-то команды, но

представляли собой достаточно анархическую силу. Но было еще и

казачье войско регулярное, так называемые реестровые казаки,

которые числились на службе польской короны. Эти казаки сами

по себе представляли серьезную силу, потому что были хорошо

организованными. Казачьим войском командовал гетман (от немец-

кого Hauptmann - атаман, капитан), во главе стояли старшина,

войсковой судья, войсковой писарь, полковники. Полковники де-

лились на курени. Полки могли быть очень большого состава и не

очень большого, но польская королевская власть часть этих пол-

ков считала реестровыми. Они были переписаны и обязаны были

служить польской короне. В основном их использовали для борьбы

против Турции. Особенностью казачьего войска было то, что все

оно было сплошь православным. И когда на православных началось

гонение, то именно казаки объявили себя защитниками православ-

ной веры.

Возникла и своеобразная коммуна, центр казачества - Запо-

рожская Сечь, куда вход не-казакам был заказан. Они жили своим

весьма своеобразным миром, который все-таки не вполне адеква-

тен изображенному на известном полотне Репина "Казаки пишут

письмо турецкому султану". Хотя письмо такое написано было.

Когда его издают, то делают это с большими купюрами - все, что

они измыслили, печатать все-таки неудобно.

Казаки занимают позицию первоначально достаточно пассив-

ную. Они подданные короля и бунтовать открыто не собираются.

Но они требуют, чтобы православие не подвергалось гонению,

чтобы те права, которыми обладает католическая церковь, были

бы и у православной церкви. Естественно, эти требования никто

удовлетворять не собирается. Отсюда - протест, который рано




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.